Проблемы оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ в условиях ДОУ
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Проблемы оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ в условиях ДОУ
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. На сегодняшний день актуальным является поиск средств, методов социального воспитания, технологий обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья: навыков социального взаимодействия, уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку с ограниченными возможностями здоровья для успешного вхождения в социум.Укрепление здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия, социально-личностное развития и создания равных стартовых возможностей для различных категорий детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначены в качестве наиболее актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ.
Решение проблемы оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ в настоящее время в ориентировано на включение таких детей в среду обычных сверстников, что способствует реализации прав детей на получение образования.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования является успешным и социально значимым, в случае полной реализации специфики образовательных условий включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования.
Возможности системы дополнительного образования обеспечивают всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в нравственном, физическом и интеллектуальном самосовершенствовании.
Способствуя процессу социализации детей с ОВЗ в нашем детском саду в полной мере реализуется социально-педагогический потенциал дополнительного образования, восполняющий недостающие звенья дошкольного образования.В условиях дополнительного образования все воспитанники с ОВЗ получают право и реальную возможность для формирования своих имеющихся способностей, преодолевая имеющиеся трудности.
Программы дополнительного образования, в том числе и для воспитанников с ОВЗ, реализуемые в нашем дошкольном образовательном учреждении, опираются на принципы - доступности, здоровье сбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из основных задач коррекционно - воспитательной работы в детском саду является формирование и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно реализуется в кружках декоративно-прикладной направленности.
Накапливая успешный опыт творческих работ, малыш сам начинает искать новые творческие подходы, стремиться преодолевать неизбежные ошибки и трудности, возникающие в их ежедневной жизни.
Главными критериями стандарта дошкольного образования обозначены такие критерии как «социализация» и «индивидуальное развитие ребенка». Благоприятная социально-педагогическая развивающая среда, включающая предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного, коммуникативного и творческого развития,положительно влияет на социальную адаптацию и развитие всех видов деятельности детей с ОВЗ. Социальный фактор развития успешно реализуется посредством включения воспитанников с ОВЗ в программы дополнительного образования в ДОУ.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта. В связи с этим необходима специальная работа, направленная на восполнение пробелов в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая опыт практики работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, воспитание и обучение таких детей возможно средствами творческой деятельности, позволяющую обеспечить включение детей в социум.
Работа с такими материалами как соленое тесто, глина, бумага, ткань, песок, разные виды конструкторов позволяет расширить круг возможностей детей, формирует пространственное воображение, предоставляет возможность придумывать и создавать свои конструкции и поделки. Формирование индивидуальности помогает воспитаннику с ОВЗ наладить общение с другими детьми, способствует социальной адаптации в детском коллективе.
Важным этапом в решении комплексной задачи социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья являются физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Занятия физкультурой, участие в соревнованиях, праздниках помогают детям объективно оценить и поверить в свои возможности.
Физкультурно-спортивное направление дополнительного образования воспитанников с ОВЗ, например, ритмические музыкальные занятия, помогают совершенствовать координацию движений, овладевать первыми навыками танцевального искусства, вовлекать детей с заниженной самооценкой к участию в коллективных творческих делах. Движения под музыку, танцы способствуют становлению положительных качеств личности, снимают скованность. Детям предоставляется возможность для реализации своих способностей, повышения самооценки, чувства уверенности и самостоятельности.
Реализация программ дополнительного образования в нашем дошкольном образовательном учреждении способствует формированию комплексного психолого-педагогического пространства, объединяющего деятельность педагогов ДОУ, семей воспитанников и социальных партнеров для поддержки детей с ОВЗ, внедрению инновационных технологий в педагогическую практику, содействии интеграции и социализации воспитанников с особенностями развития в современное общество.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых разви Методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского Условия для реабилитации детей с проблемами в развитии Формирование толерантного отношения к детям - инвалидам и детям с ОВЗ в классе← Правила дорожного движения для дошкольников. Презентация | Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему: Зима →
Автор: Юлия Анатольевна Гаврилова
Опубликовано: 1387 дней назад (7 марта 2021)
Просмотров: 1225
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!