Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на зимнюю тематику
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Экскурсия «В царство снега и льда»
Задачи: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки;обобщить знания детей о тех животных и растениях реки, которые приспособились к условиям зимы;
закрепить правила поведения детей на реке зимой около проруби.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снег и лёд»;
чтение рассказов В. Танасийчук «Удивительная прогулка: экология в картинках,
«Где зимуют лягушки?»;
разучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?;
рассматривание иллюстрации «Река зимой»;
составлении рассказов по картине «Зимние забавы на реке»;
проведение опытов со льдом.
Перед экскурсией провести беседу с детьми.
Воспитатель. Дети, вспомните реку в конце осени. Как она выглядела, нравится ли вам её вид?
Дети. На берегах реки было мало растений. Вода в реке стала холодной. Насекомых, птиц, лягушек около реки не встретили, потому что стало холодно.
Воспитатель. А как вы думаете, изменилась ли река сейчас?
Дети. Берега реки и растения покрыты снегом. Вода в реке замёрзла. Животные впали в спячку.
Воспитатель. Вот сейчас мы и проверим, правильно ли вы ответили на мой вопрос. Мы сейчас отправимся на экскурсию к реке.
Но сначала, давайте вспомним правила поведения на реке, около пруда.
Как надо себя вести по дороге на реку?
Дети. Идти парами, не отставать.
Воспитатель. Можно ли ходить по реке зимой?
Дети. Можно, река покрыта льдом. Ходить надо осторожно.
Воспитатель. Как себя нужно вести около проруби?
Дети. Не подходить к краю проруби, может обломиться лёд. Около проруби не толкаться, потому что можно упасть в воду.
Ход экскурсии. Идя по дороге к реке дети видят лужу.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение:
Мне серая лужа простудой грозила.
Расплюхалась грязь и вовсю моросило.
И не было в мире скучнее двора,
Чем тот, где гулять я пыталась вчера.
Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.
По грязи хожу, не запачкав ботинки.
А бывшая лужа с водой ледяной,
Дрожит и трещит, хрустит подо мной.
Воспитатель. Что произошло с лужей?
Дети. Вода превратилась в лёд. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. Предложить детям проткнуть палочкой лёд. Продолжаем свой путь.
Воспитатель. Подходя к реке, читает стихотворение Г. Ладонщикова:
Осторожная лисица
Подошла к реке
Напиться,
Наклонилась,
А вода
Неподвижна
И тверда.
Воспитатель: Ребята, что произошло с водой на реке?(Ответы детей.)
Правильно. Она превратилась в лёд. Лёд – это замёрзшая вода. Лёд появляется на реках, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днём ледяная корка будет становиться всё толще, но подо льдом есть вода. Давайте подойдём к проруби и убедимся в этом.
Воспитатель. А как вы думаете - почему люди зимой ходят по реке, не пользуясь мостом, катаются на коньках, лыжах, санках?
Дети. Лёд на реке толстый и прочный, а ещё скользкий, поэтому и можно кататься на коньках.
Воспитатель. Подо льдом есть незамёрзшая вода, там живут рыбы. Водяные жители – рыбы, раки – благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от стужи. Воспитатель показывает детям, как померить глубину снега надо льдом.
Многие рыбы и раки зарылись ил и уснули, но если лёд очень толстый и поблизости нет проруби или полыньи, рыбы могут задохнуться, потому что под лёд не проникает кислород, необходимый рыбам для дыхания. Поэтому на реках мы можем увидеть специальные проделанные проруби, лунки.
Обратите внимание на рыбака, который сидит около проруби. Как вы думаете, что делает рыбак?
Дети. Ловит рыбу.
Воспитатель. Давайте подойдём поближе и понаблюдаем за ним.
(Дети наблюдают за рыбаком.) Почему, ребята, так светло на реке?
Дети. Всё покрыто снегом.
Воспитатель. Снег сегодня белый- белый,
От него кругом светло.
А сможете ли вы узнать дерево, которое растёт у берега реки?
Дети. Ива.
Воспитатель. В народе про иву говорят так:
Кудри в речку опустила,
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
Воспитатель. Что произошло с деревом?
Дети. Дерево сбросила листву, и снег засыпал его почти целиком.
Воспитатель. Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Подвижные игры «Снег кружится»
«Кто бросит дальше снежок»
Вы сегодня многое увидели.
Что нового узнали?
Что понравилось?
Воспитатель обобщает ответы детей. Правильно, снег на берегах рек очень глубокий. Все растения укрыл снег, все животные спрятались от холода, многие птицы улетели, нет насекомых, река покрыта льдом. Река заснула, берега пусты, всё замёрзло.
Воспитатель. Ребята, давайте ещё полюбуемся на реку, сфотографируем то, что вам понравилось. Обратите внимание, как прекрасна и красива река зимой. Когда вернёмся в детский сад, вы попробуйте нарисовать, что увидели на реке.
Отгадав загадки, вы ещё раз вспомните.
На реке лежит и ярко блестит. (Лёд)
Текло, текло и легло под стекло. (Лёд на реке)
Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)
Зимой скрылась, весной появилась,
Летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река).
Дети самостоятельно рисуют.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возрастаПохожие статьи:
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
Автор: Надежда Николаевна Антонова
Опубликовано: 2860 дней назад (26 февраля 2017)
Просмотров: 3078
Рубрика: Авторские разработки
|
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (5)
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|