Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект ОД в старшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа
Образовательная область «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»
старшая группа

Описание материала: предложенный вам конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста, тема данного материала расширяет и углубляет знания детей о своей малой Родине станице Каневской. Предложенный материал пополнит картотеку педагогов.

Цель: Расширить и углубить представления детей о родной станице.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с этапами постройки саманных домов в станице Каневской.
- Познакомить детей с новыми словами: глинище, саман, клальщик, крыльщик, сволок, входины.
Развивающие задачи:
- Расширить знания детей об обрядах, связанных со строительством куреней, развивать любознательность.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о своих предках.

Словарная работа: курень, саман, глинище, сволока, входины.
Предварительная работа: Проведение Кубанской недели.
Образовательная деятельность на темы: «Любимая станица Каневская», «Моя родина Кубань».
Разучивание Кубанского фольклора – песни, игры.
Беседы на темы: «Святой угол», «Рождество», «Великая пасха».
Рассматривание: «Родной отцовский дом», «Казачья хата», «Подворье», «Верный друг».
Экскурсия к казацкому куреню на территории гимназии.
Чтение: книга «Кубанская старина» А.В.Маслов, А.К. Бондаренко «Любить труд на родной земле».
Праздник: «Посвящение в казачата».
Дидактический материал
Демонстрационный материал: Мультимедиа проэктор, экран, презентации: презентация №1 «Моя родина Кубань»; презентация №2 «Современная станица Каневская».
Магнитофон: трек «Гимн Кубани» муз. М.Ф. Сириньяно сл. Священника 1-го Кавказского полка Кубанского казачьего войска о. Константина Образцова; трек муз. «На Кубани мы живём»
Декорации к плоскостному театру «Строим хату казаку».
Крупный строительный материал для конструктивно-модельной деятельности: «Строим, строим новый дом»
Раздаточный материал: для опытно – экспериментальной деятельности: глина, вода, солома, формочки для самана.
Используемые методы и приёмы: Мотивация – плоскостной театр «Строим хату казаку», рассказ воспитателя, объяснения, вопросы к детям, использование художественного слова, игровые – ситуации, опытно-экспериментальная деятельность, дидактическая игра «Профессии», физминутка, музыкальное сопровождение, мультимедиа проэктор.
Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Действующие лица: воспитатель, дети.
Ход образовательной деятельности:
Звучит трек «Гимн Кубани» дети стоя слушают и подпевают.
Воспитатель: - У каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живёт. Как называется наша страна?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - А как называется столица нашей Родины?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - Но есть у человека ещё и малая родина. Это край, район, город или село, где он живёт. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам истории образования нашей станицы Каневской.
На экране мультимедиа презентация: «Моя родина Кубань».
Воспитатель: - Мелодекламация стихотворения «Моя Кубань!»
Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Все это родная Кубань.
Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн.
Они городские, гудки заводские –
Все это родная Кубань.
Дары свои щедро открыли нам недра,
Морями разлились хлеба.
Здесь труд величавый сроднился со славой-
Все это родная Кубань.
Весёлые песни летят в поднебесье,
Открытая высь, глубина.
И нету красивее края в России,
Чем наша родная Кубань.
Дети садятся вокруг стола, воспитатель показывает плоскостной театр: «Строим хату казаку»
На столе декорации: степь, река, вдали несколько белёных хат, крытых камышом.
Воспитатель: - Издавна повелось в нашей станице – каждый молодой хозяин строит собственную хату. Только начинало пригревать весеннее солнышко, как степь становилась вся зелёная. Из под земли появлялись верхушки лопухов, сурепки. В такие дни молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, начинали свои хлопоты. Вот и наш казак Василий вместе со своей женой Галиной решили построить свою хату.
На столе выставляются фигурки казака и казачки.
Воспитатель: - Привольна степь, чиста вода в кринице,
Могучи плавни у Челбас - реки,
Сюда пришли и дали жизнь станице
Чубатые, седые казаки.
Верхом на верном коне казак спускался вниз, к реке Челбас, где находил глинище (место, где много глины – она то и была основным строительным материалом), выбирал место для будущего замеса. Для замеса глины по воскресным дням, приглашал помочь – родственников, кумовьёв и соседей.
Из глины, воды и соломы делали саман, заменявший кирпич, и оставляли сохнуть его на солнце. От солнца саман становился твёрдым, как камень.
Звучит трек: «На Кубани мы живём»
Дети: - (работают по парам). Познавательно-исследовательская деятельность, опыт: «смешивание глины, воды и соломы».
Делают саман, в готовые формочки из под спичечных коробок.
Воспитатель: - Потом казак заезжал на станичный лесосклад. Там отбирал готовую выделку для будущей стройки: окна, двери, рейки, сволока, доски.
На столе выставляются картинки с изображением станицы.
Воспитатель: - Саманные жилища возводились обычно сообща, силами родственников, соседей, друзей, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле. «Чем больше рук, тем легче труд», - считали казаки.
Приглашали работников, однако, с разбором. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Хорошего мастера – клальщика самана в то время трудно было найти, он был нарасхват.
На столе выставляется фигурка клальщика самана.
Воспитатель: - Потому с ним заранее, ещё за полгода до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы. Ребята, а как вы думаете, что делал клальщик?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - Давайте мы поиграем в игру: «Строим, строим новый дом»
Звучит трек: «На Кубани мы живём»

Коллективная конструктивно-модельная деятельность на ковре.
Физминутка: «Пальчики строители»
Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Пальчики-мальчики, вы — строители,
На стройке поработать, не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает,
Этот воду туда добавляет,
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит, получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом.
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот штукатур. Он выровнял стенку.
Маляр постарался — покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.
Осталось только подать газ —
Прекрасный дом будет у нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо, строители, вам за работу!

Воспитатель: - А мы с вами продолжаем строить хату казаку. При закладке дома по старой традиции на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – «чтобы всё водилось» - была такая примета.
На столе выставляется картинка с изображением стен из самана.
Воспитатель: - Когда стены уже были возведены – неделю, другую давали им для осадки. После этого приглашали плотника с помощниками.
На столе выставляется фигурка плотника.
Воспитатель: - Дети, а что делал плотник?
Дети: - вставлял окна, подгонял их, навешивал двери …
Воспитатель: - Артём, ты сегодня будешь у нас за плотника, выполни его работу.
На столе Артём вставляет в картинку дома окна, двери.
Воспитатель: - Плотник ставил деревянные стропила на верху, брусья для будущей крыши, набивал на них рейки, клал сволок. «Сволок» – это деревянные брусья, на которые настилался потолок. По казачьему обряду, «сволок» поднимали не голыми руками, а на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто».
Воспитатель: - Затем к работе приступал «Крыльщик», который крыл хату камышом.
На столе к дому прикрепляется крыша.
Воспитатель: - Камыш предварительно связывали пучками, затем прикрепляли к рейкам на крыше. На крышу хаты шёл крупный камыш – его стелили пониже. По коньку, т.е. по самой верхней части камышовой крыши делали гребень из мелкого камыша. Во время работы мастер подбирал камыш узкой доской, чтобы край крыши был ровный – как тогда говорили «Под корешок».
Воспитатель: - Ребята, так чем же покрывали крышу хаты?
Дети: - (ответы детей)
На столе воспитатель показывает «Гребень»,
и что такое «Под корешок».
Воспитатель: - Дальше хату мазали (сейчас говорят, штукатурили).
Тряпкой – «вихрем» - размазывали стены, нанося на них аккуратно тонкий слой глины. Затем хату белили белой глиной.
Воспитатель: - И вот наступал черёд «Входин», новоселья – торжественных, с обязательным приглашением священника, множеством гостей и родственников. Обязательно приглашались все те, кто помогал в строительстве хаты. Хозяева щедро угощали гостей, затем заводили весёлые пляски, гости произносили тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное пожелание: «Пусть на века стоит хата!»
И что удивительно: простояла!
Воспитатель: - Вот такую хату, мы с вами видели во дворе районной гимназии, куда ходили на экскурсию.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось строить хату казаку?
Что запомнилось больше всего?
Над чем испытывали затруднение?
Как вы считаете, легко ли было строить хату в те далёкие времена казаку и казачке?
Давайте поиграем в игру: «Профессии», мы с вами назовём профессии, которые были необходимы для строительства казацкой хаты.
Молодцы! Мы с вами сегодня узнали много нового о нашей станице, и обрядах при строительстве кубанского куреня.
Звучит трек «Гимн Кубани» дети стоя слушают и подпевают.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ОД в старшей группе с презентацией Конспект ОД для детей старшей группы по направлению: Нравственно патриотическое воспитание Конспект образовательной деятельности в старшей группе: Птицы зимой Конспект ОД в старшей группе. Птицы зимой
Образовательная деятельность в старшей группе детского сада. Символы станицы Каневской | Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 2640 дней назад (5 января 2017)
Просмотров: 1780
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Подгорных Ольга Михайловна # 9 января 2017 в 04:28 0
интересная тема занятия!голос за оригинальность!+1