Автор: Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог г.Кострома
Описание: Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей и родителей.
Цель урока: 1. Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, введение его в круг основных социокультурных ценностей.
2.Воспитание любви к родной природе, ее красоте и подведение к осмыслению необходимости бережного отношения к природе.
Задачи: 1. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
2. Знакомясь с картинами великих русских художников, дать возможность учащимся поразмышлять над вопросом «В чём красота леса?»
3. Развивать нравственно-образное восприятие природы .
4. Используя наглядные методы способствовать развитию целостного восприятия школьников.
5. Донести до сознания детей, что лес – наше богатство, без него будет пусто всё вокруг, что его надо беречь.
Для урока понадобиться следующая литература: 1) Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений.
2) Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 1.
1. Организационный момент. (Учитель проверяет готовность детей к уроку)
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок,
Он собрал всех на урок.
Я рада видеть ваши радостные лица, ребята. Давайте посмотрим друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку.
2. Подготовительный этап. Учитель: Давайте ребята представим, что мы с вами отправляемся в одно удивительное путешествие. А вот куда? Вы сами сейчас попробуете отгадать.
Внимательно послушайте, кто хочет, может закрыть глаза.
звучит аудиозапись: «Звуки леса»
Учитель: Ну, что ребята, где же можно услышать такие звуки?
Ответы ребят (в лесу, на улице и др.)
3. Основной этап.
Учитель: Итак, сегодня мы отправимся с вами в лес. Лес - хорошее место для отдыха, кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев, щебетание птиц успокоят и поднимут настроение.
Лес ведь он живой, верно, и значит, мы идем к нему в гости. А когда мы приходим к кому-нибудь в гости, что мы говорим, как только вошли?
Ответы ребят (здравствуйте)
Учитель: Молодцы, правильно. Вот и с лесом надо тоже поздороваться. Для этого я нашла вот такое
стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(Автор: С. Погорельский)
Теперь давайте все встанем в ресурсный круг. «Лес»
(Дети встают в круг и отвечают: я вижу в лесу…)
Я вижу…..
Я слышу …..
Я чувствую …..
Рефлексия:
Что особенно вам понравилось?
Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу?
Ответы ребят.
Учитель: Молодцы. Мне понравилось, как вы внимательно слушали друг друга…
Учитель: А теперь откройте учебник, рассмотрите внимательно картинки на странице 33 и прочитайте первый абзац.
Дети читают: «Русского человека ЛЕС издавна согревает, кормит и лечит. Лес очень красив. Он все время меняет свой наряд. Весной и летом – зеленый, осенью багряно-золотой, зимой – хрустально-белый. А сколько в нем запахов, звуков и шорохов! Закрой глаза и послушай, что тебе рассказывает и о чем поет родная природа».
Красоту леса воспевали с помощью кисти в своих картинах русские художники Шишкин И.И., Жуковский С.Ю., Герасимов А.М.
Посмотрите на эти картины и попробуйте дать ответ на вопрос:
В чём красота леса? Сначала каждый самостоятельно подумайте над этим вопросом, а затем обсудите свой результат в паре и придите к общему мнению. На размышление вам дается 5 минут.
Дети думают и обсуждают свои ответы в паре.
Учитель: Ну что же, 5 минут прошло. Давайте послушаем ваши ответы на вопрос: в чём красота леса?
Выслушиваются ответы пар.
Учитель: Молодцы ребята, очень интересные у вас ответы. Были ли у вас разногласия при обсуждении в паре?
Ответы детей.
Учитель: А теперь я хочу вам прочитать небольшой отрывок из рассказа Юрия Дмитриева «Что такое лес»: однажды один художник решил на-рисовать лес.
«А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья». Взял кисти, краски, и стал рисовать. Нарисовал осины, березы, дубы, со¬сны и ели. Очень хорошо у него по¬лучилось. Казалось, вот-вот про¬бежит ветерок, и затрепещут лис¬точки осины, закачаются медленно лапы елей, ветви берез. «Какой же это лес? – подумал художник. – Тут одни только деревья».
– Ребята, давайте поможем художнику дорисовать эту картину, оживим ее, наполним образами, звуками и чувствами.
Для этого вам нужно открыть рабочие тетради на странице 25 и выполнить следующее задание: «Вспомни лес, в котором ты любишь бывать. Нарисуй его». На выполнение задания дается 10 минут.
(Ученики рисуют)
Учитель: Расскажите ребята, что же вы нарисовали? Гуляя в этом лесу, какие чувства вы испытываете?
Ответы ребят.
Учитель: Теперь расскажите мне, пожалуйста, зачем люди ходят в лес?
Ответы ребят: гулять, собирать грибы и ягоды.
Учитель:- Правильно, собирают в лесу грибы, ягоды и орехи, лекарственные травы (например: зверобой, валерьяна и другие). Все это дары леса.
А еще есть в лесу ключи с холодной, чистой водой - это тоже дары леса.
Ключ, родник – это источник подземных вод, который выходит из-под земли наружу
А еще ребята лес – это источник кислорода, необходимого для жизни, т.е. то, чем мы дышим. В лесу очень чистый воздух, поэтому там очень легко дышится.
И, конечно же, лес – это дом для птиц и зверей.
Учитель: Лес нас кормит и поит. Лес – это огромное богатство.
В лесу нельзя рвать цветущие травянистые растения, ломать ветки деревьев и кустарников, так как среди них много редких. Но не только поэтому. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом.
Уничтожишь одно, погибнет другое, за ним - третье, и пойдет дальше цепочка, пока не погибнет весь лес.
«Пришли как- то в один лес люди. Решили там вырубить все кустарники! Зачем они здесь? Ведь лес - это деревья! Вырубили кустарники. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились на деревья насекомые - вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес».
Учитель: помните об этом ребята.
Учитель: А еще я хочу рассказать вам сказку
Экологическая сказка «Плач березы». Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.
Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.
По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
Учитель: скажите ребята, как поступил мальчик, можно ли так делать или нет и почему?
Ответы ребят.
Учитель: Берегите ребята родную природу, берегите наши леса.
«Просьба леса»:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Итог урока. Учитель: Мы с вами совершили путешествие в лес, многое узнали и вспомнили. Вы молодцы ребята, хорошо поработали сегодня на уроке. За вашу активность и за красивые рисунки каждый из вас получит отметку, конечно же «пятерку». Наше путешествие окончено. А сейчас скажем лесу: «До свиданья, добрый лес, до новых встреч!»
(Дети хором говорят лесу «До свидания!»)
Домашнее задание:
Учитель: А теперь запишите домашнее задание: в рабочей тетради на странице №26:
1) Вам нужно будет прочитать загадки и нарисовать отгадки.
2) Ответить на вопросы (Известны ли тебе картины, стихи и музыкальные произведения о лесе? Вспомни некоторые из них. Какое настроение они вызывают у тебя?)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка, 2 класс
Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово"
Самоподготовка во 2 классе коррекционной школы VIII вида. Путешествие на сказочную поляну
Урок математики во 2 классе. Закрепление табличных и внетабличных способов сложения и вычитания
Похожие статьи:
План-конспект урока во 2 классе. Тема: Календарь