Конспект совместной деятельности педагога и детей в подготовительной группе на зимнюю тему
Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)
Конспект совместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности)
(работа со словом-доминантой «снег»)Цель. Продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «снег».
Задачи.
1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.
2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.
3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе отношения состояния, отношения действия, отношения принадлежности к одной части речи (существительные, прилагательные), отношения сказочности.
4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.
Методический материал. Дидактические словесные игры: «Я начну, а ты продолжи», «Подбери как можно больше слов-действий», «Кто больше вспомнит?», загадка о снеге, эстафета «Кто быстрее подберет».
Материал: иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Оборудование: для проведения опыта «Свойства снега».
Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Загадка о снеге
У меня в руках снежок, я слепила пирожок.
Чтоб пирог испекся мой, принесла его домой
И пирог в духовку положила ловко.
На минутку отлучилась - не пойму я, что случилось?
Не найду пирог нигде, лишь вода в сковороде.
Кто, ребята, догадался, пирожок куда девался? (Растаял)
Картинки с изображением предметов,
связанных со словом-доминантой «снег» (существительные)
Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что?», связанных со словом-доминантой «снег»
Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежная-что?», связанных со словом-доминантой «снег»
Иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев
Ход
ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИА) Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи», Опыт «Свойства снега» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношения состояния слова-доминанты «снег»).
Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель. Формировать у детей умение продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.
Содержание. Воспитатель говорит предложение: «В городе лежит снег», выделяя в нем слово-доминанту «снег», дети подбирают к нему слова, характеризующие состояние снега, отвечающие на вопрос «Какой?
Опыт «Свойства снега»
Цель. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Материал. Емкость для снега, лопатки.
Содержание.
1. Берут снег и рассматривают его на ладошках:
Вывод. В холодную погоду снег легко сдувается с ладошки, значит, снег рыхлый и холодный, а в теплую погоду снег легко лепится.
2. Заносят снег в емкости в группу, наблюдают за процессом таяния.
Вывод. Снег в тепле тает
Б) Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий», загадка о снеге (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты «снег»).
Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий»
Цель. Совершенствовать у детей грамматический строй речи, формировать умение подбирать подходящие действия к слову-доминанте, расширять словарный запас.
Содержание. Воспитатель называет слово-доминант «снег» и предлагает детям подобрать к нему действия («Что делает?»).
Загадка о снеге.
Воспитатель загадывает загадку, побуждая назвать действие слова-доминанты.
В) Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений отношения принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты «снег»).
Цель. Обогащать словарь детей существительными; развивать память, речь.
Материал. Картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Кто? Что?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что изображено, используя слово-доминанту «снег» (существительные)
Г) Эстафета «Кто быстрее подберет» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный») слова-доминанты «снег»).
Цель. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной игровой деятельности; обогащать словарь детей прилагательными «Снежный, снежная» со словом–доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что? Кто?», «Снежная-что? Кто?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель предлагает разделиться на две команды и подобрать первой команде картинки к прилагательному «Снежный», второй- к прилагательному «Снежная».
Д) Рассматривание иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений сказочного слова-доминанты «снег»).
Цель. Сформировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании, подбирать названия сказок со словом-доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их.
В заключении. В процессе работы способствовали обогащению лексики детей (расширению лексического запаса) с помощью слова-доминанты «снег» и овладению смысловой стороной слова.
Формировали у дошкольников умение использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.
Способствовали формированию у детей умение семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, развитию у ребенка словесно-логического мышления.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной группы. Квиллинг "Снежинки" Конспект НОД по математике с использованием ИКТ в подготовительной группе "Зима" Конспект занятия в детском саду на тему: Зима для детей подготовительной группы с ОНР НОД на зимнюю тему для детей подготовительной группыПохожие статьи:
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за хвойными деревьями»
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за общественным транспортом»
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за ветром»
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за снегирем»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за метелью»
Автор: Таисия Витальевна Михалева
Опубликовано: 2897 дней назад (17 декабря 2016)
Просмотров: 3254
Рубрика: Конспекты
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!