Воспитание этической культуры младших школьников
Воспитание этической культуры младших школьников в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука этикета для девочек от А до Я»
Т.Н. Бондаренко, педагог дополнительного образования МУДО ДДТ(Слайд 1)
Интенсивность демократических изменений общества и современного российского образования обусловлена потребностью педагогической практики в новых подходах к проблемам воспитания подрастающего поколения. Сегодня образовательные организации и учреждения ориентированы на нравственные ценности, духовность и культуру. В соответствии с этим проблема воспитания этической культуры школьников становится необычайно актуальной.
Проблемы воспитания существовали во все времена. Однако отечественную систему воспитания многие педагоги и психологи определяют как кризисную и выделяют в ней целый спектр актуальных проблем. Проблемы эти связаны с переосмыслением общественных ценностей. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
Совесть и память – составные части человеческой души. Совесть есть величайшая путеводная звезда, указующая путь человеку в мире, обществе, во вселенной. Не дай бог потерять эту путеводную звезду, а так – же память, чувство времени, истории, пространства, потерять душу. Потерявшие душу, как известно, «мертвецы». Поэтому главное на сегодняшний день в воспитании детей и подростков, на мой взгляд, - пробуждение человечности. В каждом из них внутри живет человек, тот самый с заглавной буквы, большой, светлый и добрый, но он там за семью замками, он боится себя проявить, он очень ранимый. Ведь они все способны искренне проявлять добрые чувства. Почему-то проявлять добрые чувства по отношению друг к другу нам намного сложнее, чем злые.
(Слайд 2) Наглядный пример плохого поведения. Мы часто видим на улице, в общественном транспорте детей и подростков, которые не уступают место пожилым людям. Они элементарно не здороваются с учителями и педагогами школы, в которой обучаются.
На переменах, в столовой обращала внимание, как себя ведут ребята. И пришла к мнению, что дети не умеют общаться, не умеют играть и даже не знают элементарных правил поведения в обществе.
Я задалась вопросом: «Какой вклад как педагог дополнительного образования я могу внести в культурное образование современных ребят?»
(Слайд 3) Я провела социальный опрос «Что такое этикет?» с учащимися 1-11 классов лицея № 4. Многие ребята не могли ответить на поставленный вопрос. Понятием об этикете владеют лишь те подростки, которые имеют определенную цель в жизни. Остальным же ребятам вовсе не интересны правила этикета.
Поэтому появилась идея создать детское объединение, где ребята будут изучать нормы этикета, учится уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как хотели бы, чтобы другие относились к ним. Что на самом деле, наше настроение и самочувствие во многом зависят от отношения к нам окружающих.
(Слайд 4) Показать учащимся, что этикет, на самом деле, не просто скучные правила, а довольно-таки интересные и волшебные жизненные действия. Зная и применяя эти правила, можно способствовать формированию характера и манеры общения человека.
Научить ребят этому я решила через игру, так как в играх учащиеся «проникают» в жизнь взрослых и социального окружения. Ну и, конечно же, игра является важнейшим средством обучения, развития и воспитания наших учащихся.
Поразмыслив немного, пришла к мнению, что изучение этикета необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте.
В 2019 году была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука этикета для девочек от А до Я».
(Слайд 5) Почему для девочек спросите вы. Потому что девочки в будущем становятся хранительницами семейного очага. Именно они воспитывают детей, создают уют и атмосферу в семье.
Целью программы является формирование общей культуры личности, привитие учащимся этических и нравственных норм поведения.
(Слайд 6,7,8) Задачи:
Обучающие:
- обучение хорошим манерам в общественных местах, формам обращения и приветствия, манерам одежды и т.д.;
- познакомить детей с этикетной терминологией;
- формировать представления о нормах этического поведения.
Развивающие:
- развивать чувства такта, речевых манер, чувства коллективизма и взаимовыручки;
- развивать устойчивую положительную самооценку учащихся;
- развивать умение использовать «специальные слова» в повседневной жизни;
- развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;
- развивать умения создавать свои дизайнерские объекты, находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и применять в быту.
Воспитательные:
- воспитание доброго, умного, порядочного и благовоспитанного ребенка;
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность.
Обучение по Программе очное. Изучение программного материала проводится на теоретических и практических занятиях.
На теоретических занятиях излагаются основные сведения по темам.
На практических - проводятся игры и упражнения на отработку навыков эффективного общения, развития психических процессов и свойств личности, а также выполняются творческие работы.
Формы занятий разнообразны: беседы, игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации), рассказы педагога и детей, чтение и обсуждение художественных произведений, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации, дискуссии, тренинги, исследования, коллективные и индивидуальные творческие дела, выставки рисунков, поделок.
На занятиях применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.
При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности обучающегося, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
16 сентября 2019 года я провела первое занятие по программе «Азбука этикета для девочек от А до Я». Девочки 1 «Б» класса познакомились с историей возникновения этикета, стали участниками тренинга. На рефлексии учащиеся сказали, что они рады тому, что пришли в это объединение и с большим удовольствием будут дальше заниматься.
Сейчас я познакомлю вас с фрагментами занятий по программе «Азбука этикета для девочек от А до Я».
Предлагаю разбиться на две команды, выбрать капитанов команд, и конечно же придумать название команды связанное с этикетом.
Задание 1.
Вы узнаете, какой предмет зашифрован, вычеркнув повторяющиеся буквы:
П С А Н И Р Л Г Т Р Н И С В О Ч В Ч К Г (платок)
Н З М А Я И Е Т К Н М Р Л И Ч О Я Ч Т (зеркало)
Задание 2.
1. Чтобы узнать, какое слово зашифровано, надо  прочитать, начиная с первой буквы, идя по горизонтали и вертикали:
Расческа, кошелек.
Задание 3.
Напишите предложение, которое здесь зашифровано. Даю вам две подсказки:
- первая: читаю текст. После прочтения текста вам даётся одна минута для расшифровки текста;
- вторая: цифры написанные на листочках обозначают буквы алфавита.
Сервировка стола для …… зависит от тех кушаний, которые входят в его меню. Кроме мелкой тарелки ставят и закусочную. Расположение всех продуктов такое же, как и для ….. стола. Вместо большой скатерти целесообразно использовать маленькие салфетки под каждый прибор и поставить на стол вазочку с бумажными салфетками.
(Сервировка стола для завтрака)
Каждая семья при малейшей возможности стремится …. вместе. Устройство и убранство …. стола принадлежит исключительно ведению хозяйки. Желательно, чтобы скатерть была однотонной и тщательно отглаженной. Место стакана – за тарелкой; немного правее от середины ставится рюмка, если за столом выпивают.
(Сервировка стола семейного обеда)
Задание для всех игроков, которые не участвуют в задании 3.
1. За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)
2. Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).
3. Если Вам сказали: «Дорогие гости, чувствуйте себя как дома», значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т. д. (Нет. Это бестактно).
4. За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, парень – чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).
5. Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).
6. Если Вы хозяин, с какой стороны Вы будете подносить горячие вторые блюда? (С правой).
7. А если необходимо, чтобы гости сами взяли что – либо из общего блюда, с какой стороны необходимо поднести, чтобы гостю было удобно? (С левой стороны).
8. Какие продукты можно брать руками? (Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты, целые помидоры, огурцы, а так же сахар – рафинад, если не поданы щипцы).
9. Какие продукты можно есть только при помощи вилки? (Мягкие продукты: омлет, котлеты, яичницу, каши, запеканку).
10. Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).
11. Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).
12. Если еда закончена, как кладут приборы? (Приборы кладут в тарелку параллельно друг другу).
13. Как правильно пользоваться ложкой? (Во время еды ложку держат параллельно губам, слегка повернув к себе заостренной частью; пользуясь ложкой, пищу набирают от себя).
14. Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).
15. При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).
(Слайд 9) Благодарю вас за участие, надеюсь, что вы получили большое удовольствие от игры. И в завершении своего выступления хочу прочитать четверостишие:
Чтобы легче всем жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет.
Презентация на тему: Азбука этикета для девочек от А до Я
Рекомендуем посмотреть:
Конспект этической беседы с детьми начальных классов Стихотворение про этикет для младших школьников Занятие по внеурочной деятельности в 4 классе с презентацией. Этика Конспект классного часа для 2 класса на тему "Правила поведения в общественных местах"Похожие статьи:
Классный час в 3 классе. Культура общения
Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы
Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы
← Мастер-класс для родителей и детей детского сада. Открытка к 8 марта | Викторина по ПДД для школьников 8-12 лет. Презентация →
Автор: Бондаренко Татьяна
Опубликовано: 1742 дня назад (17 февраля 2020)
Просмотров: 1005
Блог: Блог Бондаренко Татьяна
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!