Занятие на развитие памяти и внимания у младших школьников
Конспект игрового занятия для учащихся начальной школы «Умники и умнички»
Цели: информировать учащихся о процессе возникновения и совершенствования у человека памяти, внимания, обеспечивающих познание и деятельность, общение с людьми; в игровой форме отработать приемы развития памяти и внимания.Ход занятия
Для занятия нужно приготовить: листочки со списком слов для запоминания (на каждого учащегося), тетради и цветные карандаши.Информация для учителя.
Память и внимание являются важнейшими психическими функциями человека. Различают несколько видов памяти. Память может быть кратковременной и долговременной, произвольной и непроизвольной, двигательной, эмоциональной, наглядно-образной, словесно-логической.У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образная, эмоциональная память. Лучше запоминается то, что связано с яркими переживаниями, то, что можно самому увидеть, ощутить. Активное привлечение чувств ребенка способствует лучшему запоминанию информации. Эту особенность следует в полной мере учитывать и при организации занятий.
Внимание (как и память) может быть произвольным и непроизвольным. У младших школьников произвольное внимание еще нестойко, кратковременно. Вот почему общая продолжительность выполнения ими какого-либо учебного задания не должна превышать 10-15 минут. После этого внимание рассеивается, детям становится все сложнее сосредоточиться на содержании задания, они легко отвлекаются.
Память и внимание во многом зависят от общего состояния здоровья ребенка. Болезни, неправильно организованный режим учебной деятельности, недостаточный отдых, ведут к быстрому утомлению, снижают эффективность запоминания, способность к концентрации внимания.
Крайне негативное воздействие на память и внимание ребенка оказывает использование одурманивающих веществ. Так, среди школьников, использующих алкоголь 1-2 раза в неделю, успеваемость в 2 раза ниже, чем у их непьющих ровесников (успеваемость школьника главным образом зависит от его памяти и внимания). Даже одна выкуренная сигарета увеличивает время запоминания текста учащимся в 3 раза. Кстати, на скорость запоминания влияет не только активное курение, но и пассивное. У ребенка, вынужденного заниматься в помещении, где кто-то из взрослых курит, очень быстро развивается утомление, снижается способность к концентрации внимания и запоминанию.
Наиболее разрушительное воздействие на мозг школьника оказывают наркотические и токсикоманические вещества. Их использование приводит к резкому снижению умственных способностей ребенка, становится причиной общей деградации.
Информация для учащихся.
То, как работает наш мозг, во многом зависит от нас. Хотите ему помочь? Тогда запомните следующие правила:1. Если вы читаете книгу, пытаетесь справиться с трудной задачей, разбираете сложное грамматическое правило, не забывайте через каждые 30 минут работы делать 10-минутный перерыв, чтобы мозг мог передохнуть.
2. Мозг, как и все тело, нуждается в пище. Но «питается» он по особенному - информацией. Старайтесь, чтобы ваш главный командир всегда получал «вкусные блюда» - читайте больше хороших книг, слушайте красивую музыку, знакомьтесь с картинами талантливых художников. Не ленитесь запоминать стихи - ведь тем самым вы тренируете мозг, укрепляете память.
3. Никогда не пытайтесь одновременно делать сразу несколько дел: выполнять домашнее задание, смотреть телевизор, слушать музыку. Мозг не может справиться с таким большим количеством «пищи», и ваша оценка за домашнюю работу вряд ли будет хорошей.
4. Нашему мозгу нужно ежедневно отдыхать, поэтому время сна должно быть не менее 9 часов.
5. Плохое настроение разрушительно действует на клетки мозга. Поэтому не позволяйте гневу, печали или тревоге победить вас. Если вас что-то тревожит - поделитесь с родителями или близкими друзьями.
Наш мозг обладает удивительными свойствами. Благодаря ему мы можем долго помнить то, что происходило с нами когда-то. Способность мозга запоминать увиденное и услышанное называется памятью. Мозг может длительное время сосредоточиваться на какой-то работе, такое свойство называется вниманием. Память и внимание человека во многом зависят от него самого. Их, как и любое другое свойство организма, можно развивать.
Сосредоточиваться и запоминать мозгу помогают его помощники. Чем дольше трудятся помощники и чем больше их включается в работу, тем лучше вы запоминаете.
Так, если вы хотите получить «пятерку» за выученное правило, то недостаточно будет только один раз прочитать его - ведь так в работе будут задействованы лишь одни глаза. Пусть теперь потрудятся и уши - прочтите правило вслух (при этом можно даже закрыть глаза и лишь изредка подглядывать в книгу).
Затем наступит очередь пальчиков. Отодвиньте книгу и попробуйте написать правило.
Игра «Секретные агенты».
Ход игрыЧасть 1-я. Учитель предлагает учащимся выступить в роли разведчиков. Детям нужно запомнить «секретную информацию», которая зашифрована в зачитанных им словах.
Учитель медленно читает 10 слов. Затем повторяет их. По команде учителя в течение 3 минут дети должны вспомнить перечисленные слова и записать их в тетради.
После выполнения задания подводятся итоги - побеждает тот, кому удалось вспомнить наибольшее количество слов.
Совет учителю. Вы можете использовать слова, хорошо знакомые детям. Желательно, чтобы они не были сложными и состояли из 1-2 слогов, например: парта, дом и т. п.
Часть 2-я. Каждому из учащихся учитель раздает листочки с 10 новыми словами. Детям предлагается их запомнить, используя специальный прием: слова нужно прочитать сначала про себя, затем вслух - вполголоса, а потом записать их на отдельном листке.
Через 3 минуты дети должны записать перечисленные слова в тетрадь. Сравнивается число слов, которое они запомнили при выполнении первого и второго заданий.
Игра «Внимание, внимание!»
Ход игрыУчитель предлагает детям внимательно рассмотреть заранее приготовленные картинки. Рисунки содержат 8 отличий. В течение 5 минут школьники должны их найти и отметить красным карандашом. После выполнения задания подводятся итоги.
Домашнее задание: в течение недели выполнять упражнение, помогающее развивать внимание и память.
Разложить на своем рабочем столе 6-8 предметов. Внимательно посмотреть на них и запомнить их расположение. Затем выйти из комнаты, попросив маму или папу переставить несколько предметов. После перестановки нужно вернуться в комнату и определить, что изменилось.
Постепенно число предметов можно увеличивать.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для 1 класса по ЗОЖ. Предметы личной гигиены Викторина для 1 класса с презентацией. Мы выбираем спорт Классный час: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу 1 класс Внеклассное мероприятие в 1-2 классе. Путешествие в город Здоровья
Опубликовано: 1621 день назад (17 июля 2020)
Просмотров: 3026
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|