Мероприятие про Лето для школьников 1 класса
Конспект внеурочного занятия для младших школьников на тему: «Красное лето - яркая песня природы»
Цели: обобщить знания учащихся о признаках лета; развивать внимание, любознательность; повторить экологические правила поведения людей в природе; воспитывать бережное отношение к природе.Оборудование: рисунки учащихся на тему «Что такое лето?»; рисунки растений и животных; жетоны с изображением солнышка, кроссворд «Лесные птицы».
Эпиграф:
Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю:
«Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою».
М. Романова
Ход занятия
I. Организационный момент.II. Сообщение темы занятия.
- Отгадайте загадку:
Я соткано из зноя,
Несу жару с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю. (Лето.)
- Сегодня мы отправимся навстречу лету.
Учащиеся поют песню «Выглянуло солнышко».
Выглянуло солнышко,
Светит на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу
И ромашки белые рву я на лету.
Я веночек сделаю,
В солнышко вплету.
День искрится радостью.
Вдаль меня манит.
Надо мною радуга
Весело звенит.
У реки над избами слышу соловья.
Самая счастливая
В это утро я.
III. Приметы лета.
- Ребята, давайте заглянем в лес летом. Что же там происходит?
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Там черных деревьев стоят батальоны,
Там елки как пики, как выстрелы - клены,
Их корни как шкворни, сучки как стропила,
Их ветры ласкают, им светят светила.
Там дятлы, качаясь на дубе сыром,
С утра вырубают своим топором
Угрюмые ноты из книги дубрав,
Короткие головы в плечи вобрав.
Рожденный пустыней,
Колеблется звук.
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
И птицы, одетые в светлые шлемы,
Сидят на воротах забытой поэмы,
И девочка в речке играет нагая
И смотрит на небо, смеясь и мигая.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Н. Заболоцкий
Прошла весна. Соловей допел свои последние песни, да и другие певчие птички почти все перестали петь. Только варакушка еще передразнивала и перевирала голоса и крики всяких птиц, да и та скоро должна была умолкнуть. Одни жаворонки, вися где-то в небе, невидимые для глаз человеческих, рассыпали с высоты свои мелодические трели, оживляя сонную тишину знойного, молчаливого лета. Да, прошла голосистая весна, пора беззаботного веселья, песен, любви! Прошли «летние повороты», то есть 12 июня; поворотило «солнышко на зиму, а лето на жару», как говорит русский народ.
- Вспомните пословицы и поговорки об июне.
• В июне день - с год.
• В июне еды мало да жить весело: цветы цветут, соловьи поют.
• В июне заря с зарею сходится.
• В июне каждый кустик ночевать пустит.
• В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут.
• В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.
• Июнь грозами богат.
• Июнь - месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.
• Июнь - самый светлый месяц года.
• Проводит июнь на работу, отобьет от плясок охоту.
• Пришел июнь - на рыбалку плюнь.
• Пришел июнь-разноцвет - отбоя от работы нет.
В июне наступила и для птиц пора деловая, пора неусыпных забот, беспрестанных опасений, самопожертвования, пора родительской любви. Вывелись дети у певчих птичек, надобно их кормить, потом учить летать и ежеминутно беречь от опасных врагов, от хищных птиц и зверей. Песен уже нет, а есть крик; это не песня, а речь: отец и мать беспрестанно окликают, зовут, манят своих глупых детёнышей, которые отвечают им жалобным, однообразным писком, разевают голодные рты.
- Какую роль в природе выполняют птицы?
- Что может произойти, если погибнут птицы?
- Какие экологические правила вы должны выполнять, если встретите гнездо птицы?
- Нарисуйте экологические знаки.
- Послушайте экологический рассказ «Иволга». Какие экологические правила были нарушены детьми?
Учитель читает текст.
Иволга
В красивом лесу на высокой березе свила себе гнездо иволга. Хорошее получилось гнездо. Удобное, просторное. Летом вывела иволга птенцов.Однажды отец улетел за кормом, а мать осталась в гнезде согревать своих маленьких деток, которых любила больше всего на свете. И вот сидит она, такая яркая, гордая, ослепительно красивая: желто-золотистая грудь, голова и спинка, а крылья и хвост - бархатно-черные. На беду, ее красота привлекла внимание мальчишек, которые пришли в лес. Любопытно им стало: птенцы такие же красивые?
Полезли мальчишки на дерево. Заволновалась иволга, быстро-быстро застучало сердечко: «Что за страшные чудовища надвигаются?» Не выдержала птица, выпорхнула из гнезда.
Взяли озорники птенцов в руки. Те желторотые, неоперившиеся. Пищат жалобно, клювики широко раскрывают. Неуютно и страшно им в человеческих руках.
Недалеко от гнезда била тревогу мама-иволга. Кричала испуганно, обреченно, словно плакала, но никто не пришел ей на помощь.
Наигравшись, шалуны оставили птенцов. Иволга подлетела к гнезду, но, почуяв человеческий запах, не признала детей. Не признал малышей и отец. По-чужому, резко и странно пахло гнездо. В тоске и печали улетели родители, а птенцы погибли от голода и холода.
Люди! Давайте любить все живое! Пусть не страдает от нашего вмешательства природа! Пусть птицы поют, и деревья растут, и цветы растут, а мы - радуемся!
Учитель предлагает решить кроссворд «Лесные птицы».
- На рисунке в клетки впишите названия птиц.
Вопросы:
1. Маленькая перелетная птица с темно-бурым оперением.
2. Небольшая птица, превосходный певец.
3. Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.
4. Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.
5. Крупная промысловая птица.
6. Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.
7. Мелкая птица, живущая по берегам водоемов, заросших камышом.
8. Дневная хищная птица.
Ответы: 1. Стриж. 2. Жаворонок. 3. Кукушка. 4. Аист. 5. Тетерев. 6. Вальдшнеп. 7. Пастушок. 8. Коршун.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения о птицах.
* * *
Зелень буйно расплескалась,
Разгулялась, поплыла.
Солнце в каплях засмеялось
У иссохшего ствола.
Голуби взлетают снизу,
Прячутся на чердаке –
Ряд головок, круглых, сизых,
Словно бусы на шнурке.
М. Рыльский
* * *
...А видели ли вы,
Как аист
Весь день среди густых ветвей
Стоит высоко, не качаясь.
На ножке тоненькой своей?
Смотрите,
Как же он боится
Гнезду родному повредить...
Страшится
Ласковая птица
На аистенка наступить!
Перевел с армянского
Л. Мезинов
* * *
Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют,
Что все время тук да тук
Дятел - леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз.
У синички есть привычка:
Ветку каждую и лист
Оглядит, и от букашки
Будет лист надолго чист.
Вот он, милый скворушка,
Греется на солнышке.
Верен он своей природе:
Он находчив, ловок, смел.
Он сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капустных
Червяков поел.
Как вкусно!
Ю. Тувим
* * *
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий?
Н. Кукольник
* * *
Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за кругом плавный круг,
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах...
Вдруг - птичий щебет и движенье...
Он слушает... еще мгновенье –
Слетает на прямых крылах...
Тревожный крик из гнезд соседних.
Печальный писк птенцов последних,
Пух нежный по ветру летит –
Он жертву бедную когтит...
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел - чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг...
А. Блок
* * *
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны - игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
А. Блок
* * *
Там, в ночной туманной роще.
Даже мышь не пробежит:
На суку березы тощей
Филин, сгорбившись, сидит.
Это он, вдали проохав,
Простонав, как бы во сне,
Столько шорохов и вздохов
Запер в темной тишине.
И листва дрожит - не дышит,
И сквозь все прошел испуг,
Потому что филин слышит
Каждый шорох, каждый звук...
И. Андреев
- Какой летний месяц называют «макушкой лета»? (Июль.)
В июле поспело много разных ягод. В садах собирают малину, красную и черную смородину и крыжовник.
Малину находят и в лесу. Она растет зарослью. Не проберешься, не поломав ее хрупких стеблей. Все потрескивают под ногами. Но для малины это не убыток. Эти стебли, на которых сейчас висят ягоды, проживут только до зимы. А вот их семена. Вот сколько вылезло из-под земли от корневища молодых стебельков. Мохнатые, все усеяны шипиками. На будущее лето наступит их очередь цвести и растить ягоды.
По кустарникам и кочкам, на вырубках около пней созревает брусника, ягодки уже с красным бочком.
Они у брусники кучками на верхушках стеблей. На некоторых кустиках эти кучки такие крупные, плотные, тяжелые, пригнулись и лежат на мху.
Хотелось бы выкопать такой кустик, пересадить к себе и ухаживать, - станут ли ягоды еще крупнее? Но пока еще брусника «в неволе» не удается. А она интересная ягода. Ее ягоды можно хранить для еды всю зиму, только залить кипяченой водой или потолочь, чтобы выступил сок.
Отчего она не гниет? Сама себя законсервировала. В ней есть бензойная кислота. А бензойная кислота не дает ягодам гнить.
- Вспомните пословицы о втором летнем месяце.
Пословицы об июле
• В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.
• В июле на поле густо, а в амбаре пусто.
• Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
• Июль молнии мечет, дубы калечит.
• Июль косит и жнет, долго спать не дает.
• Июль - перелом лета, месяц красного цвета.
• Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды.
• Июль славен сенокосом.
• Не топор кормит мужика, а июльская работа.
• Плясала бы баба, да макушка лета настала.
• Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.
• Шелудивое порося и в июле зябнет.
- И вот настал последний летний месяц - август.
В первой половине его еще бывает сильная жара, но уже заметны признаки надвигающейся осени: ночи становятся холодными, свежеет вода, учащаются дожди. Погода в августе вообще непостоянна, и ее трудно определить заранее, - черные тучи иногда проходят без дождя, и наоборот, дождь порой бывает в ясную погоду. Заканчивается страда.
Большую радость людям и природе приносят летние дожди. Как же называют в природе летние дожди?
Особенно хорош спорый дождь на реке. Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы - липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
- Какое явление природы можно наблюдать после летних дождей? (Радугу.)
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.
После дождя
Будто капли серебра
На лугу горят,
Дождика слезы
На траве дрожат.
Бархатное зарево
Встало над лесами,
Радуги-чудеснины
Выгнулись мостами.
Из-за рваной тучи
Солнышко блеснуло,
Осветило кручи.
Лесу улыбнулось.
Сосны заалели.
Все кругом проснулось.
Радуга
Дождь прошел. Уплыли тучи.
Снова тихо и тепло.
В небесах над горной кручей
Солнце радугу зажгло.
Пробежал душистой нивой
Торопливый ветерок.
- Кто, - спросил, - такой красивый
Яркий пояс вышить смог?
- Мы, - сказали небеса.
- Я, - откликнулась роса.
- Вот еще, - прошелестели
Недовольные леса...
Ну, а солнце над горой
Село в облако устало,
Спор и замер сам собой,
Так как радуга пропала.
- Вспомните пословицы и поговорки об августе.
• Август - густарь, густоед, щедрый разносол (хлебосол): всего вдоволь.
• Август два часа уволок - от дня убавил, ночи прибавил.
• Август - жнивень, месяц жатвы.
• Август и у рыб сытная пора.
• Август - лета закат, последний летний месяц.
• Августовская ночь длинна, вода - холодна.
• Август придет - свои порядки заведет.
• Август припасает утренники (заморозки)
IV. Игра «Летний букварь природы».
- Молодцы, ребята! Много знаете пословиц о лете. А сейчас проверим, кто из вас самый внимательный, кто сможет отгадать загадки о лете.
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке - горошки.
А люди говорят,
Что в нем опасный яд. (Мухомор.)
Только дождик удалился,
В небе мостик появился,
Ярко выгнулся дугой,
Будто пояс золотой. (Радуга.)
Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь. (Корзина.)
Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья.
А ягоды у них разные –
Черные, белые, красные. (Смородина.)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка.)
Растут у нас в лесочке
Лиловые звоночки. (Колокольчики.)
Лето житель луговой
Встретил в шапке меховой. (Одуванчик.)
Ставят дома
Из травы и цветов
И постепенно
Увозят с лугов. (Стог.)
«Пускай зима, -
Говорит Кузьма, -
А я на возу
Лето везу». (Сено.)
Росла на лугу –
Оказалась в стогу. (Трава.)
В желтой шапке набекрень
Головой вертит весь день. (Подсолнух.)
За верный ответ ученики получают жетон в виде солнышка.
Далее учитель проводит игру «Подскажи словечко».
* * *
С последним сугробом
Простилась она
И первой траве
Улыбнулась ...
* * *
Земля лучами
Так согрета,
Что босиком
Гуляет ...
* * *
- Желтый цвет
Для елок и для сосен
Не подходит! –
Жалуется ...
* * *
Белые шапки
Надели дома,
Холодно им –
Наступила ......
V. Итог занятия.
- Какие изменения происходят в природе летом?
- Какие экологические правила мы должны выполнять, гуляя в лесу, на лугу, около водоема?
Ученик.
Что такое лето?
Что такое лето? Это
Много воздуха и света.
Это быстрая река,
Это в небе облака,
Это белые ромашки,
Это розовые кашки,
Это птицы в вышине
Распевают обо мне.
- Какие чудеса дарит лето людям?
Ученик.
До чего же хорошо кругом!
Под деревьями густыми
Светлый дом.
И дорожка золотая,
Ярким солнцем залитая,
По которой мы идем,
Мы идем, мы идем.
До чего же хорошо кругом!
До чего же хорошо кругом!
Мы подружимся за лето,
Много песен будет спето
Теплым летним вечерком,
Вечерком, вечерком.
До чего же хорошо кругом!
Рекомендуем посмотреть:
Летний театрализованный праздник для младших школьников. Сценарий Рисование на асфальте с детьми День любви, семьи и верности. Сценарий для пришкольного лагеря Развлечение в летнем лагере при школе← Игровая программа на тему «Здоровый образ жизни» для младших школьников | Внеурочное занятие во 2 классе на тему «Грибы» →
Опубликовано: 1605 дней назад (1 июля 2020)
Просмотров: 6742
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|