Применение технологии критического мышления на занятиях в системе дополнительного образования
Особенности применения технологии критического мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования. Статья
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Основой дополнительного образования является свобода выбора, продуктивная творческая деятельность и особая культура взаимодействия.Главной целью образовательной деятельности является организация обучения, при которой возможно создать условия для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей [3, c.193]. Использование технологии критического мышления на занятиях дает возможность учащемуся научиться работать осмысленно, то есть мыслить критически. Это позволяет не только выбрать дело своей жизни, но и овладеть способами деятельности и использовать их на практике. Исходной позицией при использовании данной педагогической технологии является видение учащегося не объектом, а субъектом, что способствует развитию самостоятельности, активности и коммуникативности.
Разработчики технологии – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, Скотт Уолтер, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос. В России образовательный проект реализуется с 1997 г., а в Казахстане с 1999 г. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Как утверждают авторы, эта технология «открыта по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащегося и преподавателя» и тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения [2].
Образовательная технология развития критического мышления представляет собой систему учебных стратегий, методов и приемов, общим для которых является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия.
Важно при разработке структуры занятия следовать определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск [1].
Основная задача стадии вызова – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучивается цель занятия, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их к дальнейшей деятельности.
На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную проблему, ищут пути решения этой проблемы.
На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на каждой стадии в технологии критического мышления, позволяющие раскрыть творческий потенциал учащихся.
Возможное использование элементов технологии критического мышления в дополнительном образовании в настоящей статье представлено на примере занятия по начально-техническому моделированию «Снежинка» для 3-4 класса.
Тема: Изготовление поделки из бумаги «Снежинка» в технике модульное оригами.
Цель: Изготовить снежинку в технике модульное оригами.
Задачи:
Предметные:
1)Познакомить с техникой «модульное оригами»;
2) Научить создавать модули из бумаги;
3) Собирать из модулей снежинку.
Метапредметные:
1)Развивать аналитическое мышление, творческое воображение;
2) Формировать навыки работы в паре и микрогруппе;
Личностные:
1)Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к результату;
2)Формировать эстетический вкус учащихся.
Оборудование: Образец (модуль, снежинка), бумага разных цветов, доска.
Методы обучения:
Словесные методы обучения: беседа, объяснение.
Наглядные методы обучения: показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу.
Практические методы обучения.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих на занятии.
II.Стадия вызова.
1. Приём «Ассоциации». Педагог задает наводящие вопросы и связывает их с ответами детей. Ребята называют ассоциации, связанные с временем года – зима. Среди ассоциации звучит «падает снег, падают снежинки». Педагог акцентирует внимание на этих ассоциациях и показывает образец.
2. Стратегия «ИДЕАЛ». ( И- педагог вместе с детьми идентифицирует проблему, Д – дети добираются до сути проблемы, используя вопросы, которые начинаются с вопросительного слова как?, при формулировании вопросов не должно быть частицы «не»)
И - мы не знаем, как делать эту снежинку. Нам необходимо понять технологию работы.
Д - 1) Как много нужно таких модулей?
2) Как делать модуль?
3) Как собрать снежинку?
4) Как мы будем работать?
5) Как правильно выбрать цвета?
6) Как украсить снежинку?
III. Стадия осмысления.
1.Стратегия «Идеал» (Е- есть решение проблем, то есть ответы на вопросы). На вопросы, которые касаются технологии выполнения работы и организации работы на занятии, отвечает педагог. Объясняя последовательность выполнения работы, осуществляет показ.
1) Как много нужно таких модулей?
Создается кластер.
2) Как делать модуль?
Составляется тезисный план:
1. Берем лист бумаги А4.
2. Складываем лист пополам по короткой стороне.
3. Из полученной половины делаем квадрат. Короткую сторону выравниваем по длинной и складываем по диагонали.
4. Полученный квадрат делим пополам и разрезаем по сгибу.
5. Из двух полученных прямоугольников делаем модуль.
6. Складываем прямоугольник пополам по короткой стороне.
7. Складываем прямоугольник пополам по длинной стороне.
8. К полученной линий сгиба отгибаем углы прямоугольника.
9. В результате складывания получились «карманы», которые нужны для соединения модулей.
3) Как собрать снежинку?
Составляется тезисный план.
1. Взять модуль.
2. Найти «карманы», которые получились в результате складывания модуля.
3. Вставить следующий модуль в эти «карманы».
4) Как мы будем работать?
Педагог обращает детей на то, что они будут работать в микрогруппах и создавать коллективную работу, напоминает правила работы в группе и обозначает критерии, по которым будет оценивать результат.
На вопросы, которые касаются выбора цвета снежинки и её украшения, они отвечают сами, обсудив в своей микрогруппе и предоставив результат. Педагог корректирует работу микрогрупп.
(А – а теперь за работу).
IV. Стадия рефлексии.
Стратегия «ИДЕАЛ». (Л - логические выводы, анализ).
1.Учащиеся презентуют свои работы. Минивыставка.
2. Прием «Корзина идей». (Учащиеся отвечают на вопрос: «Для чего нам нужна эта поделка»).
3. Приём «Бортовой журнал». (Могут использованы педагогом 3 любых вопроса из предложенных).
1) Все ли получилось? Почему?
2) Как менялись чувства и настроение во время занятия?
3) Лучше всего у нас получилось…?
4) Этого мы достигли благодаря….?
5) Труднее всего было….?
6) Эти трудности мы преодолели так:…?
7) Выполнили ли поставленную цель?
V. Подведение итогов. Оценка работ детей.
В заключение хотелось бы отметить, что стратегии и приёмы, предлагаемые данной технологией, в дополнительном образовании детей являются одним из эффективных средств активизации творческого потенциала личности учащихся, что даёт возможность им осознавать свой выбор и овладевать способами действия, которые они смогут применить на практике. Они способствуют максимальному развитию навыков учебно-познавательной деятельности, интеллекта и творческих способностей детей.
Литература:
1.Ворошилова, О.В. Развитие критического мышления в условиях программы дополнительного образования [электронный ресурс] // Открытый урок. Обучение. Воспитание. Развитие. Социализация.
2. Гертер, О.С. Развитие критического мышления в учебной деятельности воспитанников ДМШ [электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
3.Хапаев, М.Х. Специфика и возможности учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». - № 1. – 2011. – 192-198 с.
4.Шакирова, Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов // Образовательные технологии и общество. - № 4. – т.9. – 2006. – 284-292 с.
Рекомендуем посмотреть:
Тренинговое занятие для детей 8-11 лет Работа с родителями в дополнительном образовании детей Выставка, как результат работы учащихся детского объединения Мини-проект в 1 классе на тему: Сказка
Автор: Анна Сергеевна Яковлева
Опубликовано: 2975 дней назад (29 сентября 2016)
Просмотров: 4342
Рубрика: Методическая копилка)
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|