Наши конкурсы
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проектный модуль креативного развития детей

Из опыта работы воспитателя детского сада. Проекты
Работая в рамках эксперимента, направленного на развитие креативности детей дошкольного возраста в системе непрерывного образования от детского сада до вуза, педагогический коллектив МБДОУ № 497 разработал новый для детского сада проектный модуль развития креативности детей в воспитательном и образовательном процессе.
Творчество ребенка не существует само по себе, оно является синтезом тесно связанных компонентов, на которые нужно соответствующе воздействовать. Мыслительная способность ребенка формируется и проявляется в его повседневной деятельности, в том числе проектной, и чем успешнее он использует ранее приобретенный им практический опыт в своей деятельности, тем скорее развивается его креативность.
Метод проектирования предоставляет свободу для творчества педагога и детей, помогает формировать способность принимать нестандартные решения, столь необходимые для выживания в современном мире. Суть значимости проектирования состоит в выражении индивидуальности, которое избавляет детей от обязанности делать одно и тоже и одинаково. При создании детьми мини – проектов формируются условия для индивидуального ритма без уклонений при этом от общих целей и задач.
Структура проектного модуля включает в себя технологическую и диагностическую части.
Технологическую (реализационную) часть составляют индивидуальные или групповые детские мини – проекты, реализуемые в пяти последовательных этапах, сопровождающихся мониторингом динамики креатива у ребенка.
Начальный – инициация будущего проекта, осмысление, формулирование озвучивание способов воплощения.
Планирование мини – проекта – выстраивание ребенком цепочки проектных действий.
Исполнение проекта – достижение поставленной цели и получение конечного продукта креативной деятельности.
Консультация, корректировка, мониторинг и контроль за проектной деятельностью детей со стороны воспитателей и специалистов.
Коллективный анализ и оценка каждого проекта всей группой.
Прикладную диагностическую часть модуля представляет разработанная педагогом шкала показателей для предварительного фиксирования (выявления) и оценки уровня креативных способностей ребенка. Воспитатель заполняет индивидуальную карту на каждого ребенка, дающую общее представление о динамике развития его креативности.
Обучающий модуль содержит разнопрофильные тематические авторские программы воспитателей, разработанные в рамках реализации эколого-культурной модели выявления и развития креативных способностей детей в условиях ДОУ. Например, "Физкультура и спортивные досуги" (физработник), "Малые фольклорные формы экологического профиля" (музработник), "Контакт с природой для младшей группы" (воспитатель мл. группы), "Контакт с природными явлениями и его презентации для средней группы", "Цветы", "Огород", "Вода и водоемы" и др.
В детском саду внедрена модульная система комплексного психолого – педагогического обеспечения развития креативности детей в соответствии с содержанием каждой тематической программы (в рисунках, поделках, лепках, театрализованных литературно-музыкальных композициях, моделировании. флористике и др.). Внимание воспитателей сосредоточенно на соблюдении принципов:
-качественная и развернутая диагностика;
-обеспечение многоуровнего подхода к построению педагогического процесса, подбора упражнений и инструментария к каждому занятию;
-систематичность творчески развивающих занятий;
-эмоционально положительный настрой детей на предлагаемые проектные задания и упражнения;
-настрой воспитателей и родителей на коррекционное направление детей;
-методическая и материально- техническая оснащенность образовательного процесса;
-введение и обучение прогрессивных методов и инноваций.
Программы носят развивающий характер, превращаясь в программы второго поколения, с использованием иноязычного материала, здоровье сберегающих технологий, игрового потенциала.
Примером игровой "перезагрузки" служит работа воспитателей над комплексной творчески-развивающей программой "Букет для мамы". Усложнение программы по теме "Цветочные растения" подчиняется трем дидактическим векторам:
-с помощью вербальных и невербальных способов общения закрепление и развитие у детей иноязычного глоссария в работе за цветами в помещении и на садовом участке;
-творческие задания, микротесты и загадки в рамках темы "Влияние цветов и аромотерапии на самочувствие, здоровье и настроение человека";
-разработка и реализации игровых программ ("Живая клумба". "Где и как мы растем", "Цветочный бал" и др.).
Вместе с тем недостаточно разработать и довести до ребенка суть проектного задания. Воспитатель обязан позаботиться о ежедневном выстраивании смысловой среды. Специально подобранные объекты, предметы, инструменты, исходное сырье, раздаточные материалы представляют собой предметно-пространственную среду.
К информационно-комуникативной среде относятся лексика, характер и способы общения, литературно-музыкальные материалы. Для ребенка имеет значение организация ценностно-ориентационной среды – разъяснение в каждом отдельном случае смысловой и ценностной нагрузки проектных действий, выполняемых детьми. Основное внимание уделялось отработке и совершенствованию методов формирования опыта общественного поведения и межличностного общения (игра, иллюстрирование, театрализация, композиция и монтаж).
Анализ результатов занятий в подготовительной к школе, средней и младших группах привел к выводу, что формирование креативных способностей детей в первую очередь зависит от профессиональных способностей самого воспитателя, его умении выдвинуть четко сформулированное проектное задание ребенку, включить в творческое соревнование, постоянно опираясь на педагогическое требование и поощрение. Об этом свидетельствуют записи авторов программ в рабочих тетрадях, дневнике педагогического наблюдения, журнале посещения занятий, которые фиксировали объективные данные ранней диагностики развития креативности детей групп младшего и среднего возраста (в соответствии с базовыми показателями). Изменение воспитателями фиксируется и в эпизодах обучения (на занятиях, в коллективном труде, дидактических играх эколого-культурного характера).
Если в непрерывном образовательном процессе ДОУ творчество рассматривается как ключевая учебная компетенция ребенка, то инициируемый и реализуемый им творческий мини-проект - закономерный шаг вперед в его первичном творчестве. Он объективно свидетельствует об уровне достигнутого им развития креативных возможностей.
Психолого-педагогическая поддержка тематических программ осуществляется с помощью консультирования воспитателей и родителей, мониторинга записей в рабочих тетрадях, экспертизы мини-проектов, тренингов и мастер-классов, упражнений.
В элементарном проектном действии ребенок раскрывает свои интересы и творческие способности, узнает потенциал других детей, привыкает к контактам в работе в малой (проектной) группе, учится контролировать свои действия, объективно оценивать проекты других. Детские мини-проекты усилиями воспитателей и специалистов формируют учебную компетенцию ребенка, столь необходимую для обеспечения преемственности непрерывного образования в системе "от детского сада до вуза".
В работе также задействована система сопутствующих модулей (управленческого, демонстрационного, исследовательского, информационного). С их помощью реализуется комплекс форм и методов сбора, обработки анализа и обобщения информации о динамике развития креативности детей, организуются публичные показы (презентации) групповых и индивидуальных детских проектов. Наряду с этим используются формы электронного взаимодействия педагогов (электронная переписки, сетевые конференции и др.), проводится апробация развивающих игр, пособий, упражнений, тренингов, программ специализированной подготовки сотрудников ДОУ и родителей, участие в городских и районных праздничных, конкурсных, оздоровительных программах. Благодаря организационно-управленческому модулю ДОУ осуществляет планирование, организацию, контроль деятельности персонала по психолого-педагогическому обеспечению развития креативности детей.

Спасибо. smile

Рекомендуем посмотреть:

Мастер - класс для педагогов ДОУ. Как познакомить дошкольников с художественной литературой Йога в детском саду. Старшая группа О здоровьесберегающих технологиях в детском саду Использование приемов мнемотехники в детском саду для развития связной речи у дошкольников

Похожие статьи:

Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека

Визитная карточка воспитателя детского сада

Презентация детского сада для родителей

Зачем нужны праздники для детей

Оценка развития детей дошкольников 2- 3 лет

Опубликовано: 2791 день назад (14 апреля 2016)
Просмотров: 2541
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Лариса Юрьевна Высотина # 21 июля 2016 в 13:56 0
Спасибо за статью! Очень много теории (в отпуске читать тяжело), хотелось бы немного практики. Хотелось бы увидеть индивидуальную карту на каждого ребенка, дающую общее представление о динамике развития его креативности, а также мониторинг записей в рабочих тетрадях, экспертизы мини-проектов и другие практические материалы. Ждем продолжения!