Проектный модуль креативного развития детей
Из опыта работы воспитателя детского сада. Проекты
Работая в рамках эксперимента, направленного на развитие креативности детей дошкольного возраста в системе непрерывного образования от детского сада до вуза, педагогический коллектив МБДОУ № 497 разработал новый для детского сада проектный модуль развития креативности детей в воспитательном и образовательном процессе.Творчество ребенка не существует само по себе, оно является синтезом тесно связанных компонентов, на которые нужно соответствующе воздействовать. Мыслительная способность ребенка формируется и проявляется в его повседневной деятельности, в том числе проектной, и чем успешнее он использует ранее приобретенный им практический опыт в своей деятельности, тем скорее развивается его креативность.
Метод проектирования предоставляет свободу для творчества педагога и детей, помогает формировать способность принимать нестандартные решения, столь необходимые для выживания в современном мире. Суть значимости проектирования состоит в выражении индивидуальности, которое избавляет детей от обязанности делать одно и тоже и одинаково. При создании детьми мини – проектов формируются условия для индивидуального ритма без уклонений при этом от общих целей и задач.
Структура проектного модуля включает в себя технологическую и диагностическую части.
Технологическую (реализационную) часть составляют индивидуальные или групповые детские мини – проекты, реализуемые в пяти последовательных этапах, сопровождающихся мониторингом динамики креатива у ребенка.
Начальный – инициация будущего проекта, осмысление, формулирование озвучивание способов воплощения.
Планирование мини – проекта – выстраивание ребенком цепочки проектных действий.
Исполнение проекта – достижение поставленной цели и получение конечного продукта креативной деятельности.
Консультация, корректировка, мониторинг и контроль за проектной деятельностью детей со стороны воспитателей и специалистов.
Коллективный анализ и оценка каждого проекта всей группой.
Прикладную диагностическую часть модуля представляет разработанная педагогом шкала показателей для предварительного фиксирования (выявления) и оценки уровня креативных способностей ребенка. Воспитатель заполняет индивидуальную карту на каждого ребенка, дающую общее представление о динамике развития его креативности.
Обучающий модуль содержит разнопрофильные тематические авторские программы воспитателей, разработанные в рамках реализации эколого-культурной модели выявления и развития креативных способностей детей в условиях ДОУ. Например, "Физкультура и спортивные досуги" (физработник), "Малые фольклорные формы экологического профиля" (музработник), "Контакт с природой для младшей группы" (воспитатель мл. группы), "Контакт с природными явлениями и его презентации для средней группы", "Цветы", "Огород", "Вода и водоемы" и др.
В детском саду внедрена модульная система комплексного психолого – педагогического обеспечения развития креативности детей в соответствии с содержанием каждой тематической программы (в рисунках, поделках, лепках, театрализованных литературно-музыкальных композициях, моделировании. флористике и др.). Внимание воспитателей сосредоточенно на соблюдении принципов:
-качественная и развернутая диагностика;
-обеспечение многоуровнего подхода к построению педагогического процесса, подбора упражнений и инструментария к каждому занятию;
-систематичность творчески развивающих занятий;
-эмоционально положительный настрой детей на предлагаемые проектные задания и упражнения;
-настрой воспитателей и родителей на коррекционное направление детей;
-методическая и материально- техническая оснащенность образовательного процесса;
-введение и обучение прогрессивных методов и инноваций.
Программы носят развивающий характер, превращаясь в программы второго поколения, с использованием иноязычного материала, здоровье сберегающих технологий, игрового потенциала.
Примером игровой "перезагрузки" служит работа воспитателей над комплексной творчески-развивающей программой "Букет для мамы". Усложнение программы по теме "Цветочные растения" подчиняется трем дидактическим векторам:
-с помощью вербальных и невербальных способов общения закрепление и развитие у детей иноязычного глоссария в работе за цветами в помещении и на садовом участке;
-творческие задания, микротесты и загадки в рамках темы "Влияние цветов и аромотерапии на самочувствие, здоровье и настроение человека";
-разработка и реализации игровых программ ("Живая клумба". "Где и как мы растем", "Цветочный бал" и др.).
Вместе с тем недостаточно разработать и довести до ребенка суть проектного задания. Воспитатель обязан позаботиться о ежедневном выстраивании смысловой среды. Специально подобранные объекты, предметы, инструменты, исходное сырье, раздаточные материалы представляют собой предметно-пространственную среду.
К информационно-комуникативной среде относятся лексика, характер и способы общения, литературно-музыкальные материалы. Для ребенка имеет значение организация ценностно-ориентационной среды – разъяснение в каждом отдельном случае смысловой и ценностной нагрузки проектных действий, выполняемых детьми. Основное внимание уделялось отработке и совершенствованию методов формирования опыта общественного поведения и межличностного общения (игра, иллюстрирование, театрализация, композиция и монтаж).
Анализ результатов занятий в подготовительной к школе, средней и младших группах привел к выводу, что формирование креативных способностей детей в первую очередь зависит от профессиональных способностей самого воспитателя, его умении выдвинуть четко сформулированное проектное задание ребенку, включить в творческое соревнование, постоянно опираясь на педагогическое требование и поощрение. Об этом свидетельствуют записи авторов программ в рабочих тетрадях, дневнике педагогического наблюдения, журнале посещения занятий, которые фиксировали объективные данные ранней диагностики развития креативности детей групп младшего и среднего возраста (в соответствии с базовыми показателями). Изменение воспитателями фиксируется и в эпизодах обучения (на занятиях, в коллективном труде, дидактических играх эколого-культурного характера).
Если в непрерывном образовательном процессе ДОУ творчество рассматривается как ключевая учебная компетенция ребенка, то инициируемый и реализуемый им творческий мини-проект - закономерный шаг вперед в его первичном творчестве. Он объективно свидетельствует об уровне достигнутого им развития креативных возможностей.
Психолого-педагогическая поддержка тематических программ осуществляется с помощью консультирования воспитателей и родителей, мониторинга записей в рабочих тетрадях, экспертизы мини-проектов, тренингов и мастер-классов, упражнений.
В элементарном проектном действии ребенок раскрывает свои интересы и творческие способности, узнает потенциал других детей, привыкает к контактам в работе в малой (проектной) группе, учится контролировать свои действия, объективно оценивать проекты других. Детские мини-проекты усилиями воспитателей и специалистов формируют учебную компетенцию ребенка, столь необходимую для обеспечения преемственности непрерывного образования в системе "от детского сада до вуза".
В работе также задействована система сопутствующих модулей (управленческого, демонстрационного, исследовательского, информационного). С их помощью реализуется комплекс форм и методов сбора, обработки анализа и обобщения информации о динамике развития креативности детей, организуются публичные показы (презентации) групповых и индивидуальных детских проектов. Наряду с этим используются формы электронного взаимодействия педагогов (электронная переписки, сетевые конференции и др.), проводится апробация развивающих игр, пособий, упражнений, тренингов, программ специализированной подготовки сотрудников ДОУ и родителей, участие в городских и районных праздничных, конкурсных, оздоровительных программах. Благодаря организационно-управленческому модулю ДОУ осуществляет планирование, организацию, контроль деятельности персонала по психолого-педагогическому обеспечению развития креативности детей.
Спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер - класс для педагогов ДОУ. Как познакомить дошкольников с художественной литературой Йога в детском саду. Старшая группа О здоровьесберегающих технологиях в детском саду Использование приемов мнемотехники в детском саду для развития связной речи у дошкольниковПохожие статьи:
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Визитная карточка воспитателя детского сада
Презентация детского сада для родителей
Автор: Алла Ивановна Калиниа
Опубликовано: 3143 дня назад (14 апреля 2016)
Просмотров: 2684
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|