Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду.
Описание материала: Данный конспект предназначен для воспитателей детского сада.
Тип занятия: познавательно-игровой, исследовательский.
Тема: «В гости Капелька пришла»(экспериментирование)
Цель: Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой. Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, свойства), уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная, жидкая.
Ожидаемый результат :
• формирование представлений детей о природном объекте воде;
• формирование познавательного интереса;
• обогащение словарного запаса;
• воспитание бережного отношения к воде;
Методы и приемы:
Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки».
Практический: опыты.
Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
Пластмассовые стаканы, чайные ложки, сахар, молоко, вода, дольки лимона, капельки (всё индивидуально для каждого ребенка); речной песок, ароматическое масло; глобус.
ИКТ: Презентация с иллюстрациями животных и людей с водой и в воде.
Предварительная работа:
1. Определение темы, цели, задач занятия.
2. Определение времени в режиме для группы для реализации занятия.
3. Чтение потешек, стихов, пословиц, рассказов, сказок познавательного характера о воде.
4. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .
5. Наблюдение на прогулке: за сосульками, снегопадом, таянием снега, экскурсия к роднику.
6. Проведение опыта по окрашеванию цветов.
7. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
8. Рассматривание иллюстраций различных водоёмов( рек, озёр, морей и т.д.); иллюстрации различных природных явлений( снег, дождь, град, сосульки, туман, роса и т. д.)
9. Подготовка необходимого оборудования.
10. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
11. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям мы обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети: Здравствуйте!
Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время суток? вечер, день, ночь или утро?
Ребята отвечают – утро!
А что мы обычно делаем по утрам? Правильно приветствуем друг друга! Давайте покажем нашим гостям, как хорошо мы умеем это делать!
Поудобней садитесь, не вертитесь, не крутитесь.(сели прямо, спинка ровная, ножки вместе).
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то стучится (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся( дети здороваются).
Капелька:Здравствуйте, ребята!
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
А вы знаете, как я капаю? (Ответы детей)
Воспитатель: Наши ребята про тебя песенку знают, послушай!
Кап! Кап! Кап! Кап! (Ударяют пальчиком по ладошке)
Кап! Кап! Кап! Кап!
Дождик, дождик,
Кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы намочим ножки (Топают ножками)
Кап! Кап! Кап! Кап! (Ударяют пальчиком по ладошке)
Кап! Кап! Кап! Кап!
Воспитатель: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.
Воспитатель: Где живет капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель: Из чего состоит капелька?
Дети: Капелька состоит из воды.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка.)
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.

Воспитатель задает вопрос:
Воспитатель: Ребята! Знаете ли вы, кому нужна вода и для чего?
(показ и рассматривание картинок)
Дети: Животным, птицам и людям. А еще надо растений, чтобы они не завяли.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.(показ иллюстраций)
Воспитатель: А где мы можем встретить воду?(показ иллюстраций)
Дети:В быту(….), в водоёмах(….), природные явления (роса, облако, снег, дождь, иней, туман, лёд, град).
А как вы думаете есть ли в человеке вода? (Почти все дети ответили отрицательно и были очень удивлены тем, что все-таки человек в основном на 80% состоит из воды).-показ иллюстраций.

Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?
Дети: Давайте.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Дети: она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Первое свойство: вода жидкая.

Опыт 2. Вода бесцветная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – да.
(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Второе свойство – вода без цвета.

Опыт3. Вода прозрачная
В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).
Третье свойство – вода прозрачная.

Опыт 4.Вода меняет цвет.
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?
Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
Четвёртое свойство – вода меняет цвет.

Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".
Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки) .
- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, капельки, хорошо себя вели.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Опыт 5.Вода без вкуса.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас ,что любит больше всего пить?
Дети: Сок, чай, молоко и т.д.
Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
1. Давайте подойдем к столам, посмотрим и скажем ,что на них находится.
Дети перечисляют предметы на столе.
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
Ребята, возьмите каждый себе по кружки с водой.
Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: теплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная, безвкусная.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
2. Давайте растворим в теплой воде немного сахара. Возьмите чайные ложки и наберите пол чайной ложки сахара и положите в свою кружку, аккуратно размешайте, не стуча ложечкой о кружку. А теперь попробуйте. Какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
3.Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром), и положим лимон в кружку. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Воспитатель: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
5-ое свойство – воде можно придать вкус.
Домашний лимонад готов.

Опыт 6.Вода без запаха.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в стаканчики ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
6-ое свойство – воде можно придать запах.

Опыт 7. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.
Дети – в воде сахарный песок растворился.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – песок не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Дети – мука растворяется в воде, вода становиться мутной.
7-ое свойство – вода растворитель.

Опыт 8. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей.

Опыт 9. Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Физминутка:
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю немного подвигаться. Встаньте ко мне, слушайте внимательно мои слова и повторяем за мной:
- В понедельник я купался(изображаем плавание)
- А во вторник рисовал(изображаем как рисуем)
- В среду долго умывался(изображаем как умываемся)
- А в четверг в футбол гонял(бьём по «мячу»)
-В пятницу я прыгал, бегал(прыгаем и бегаем), очень долго танцевал(танцуем)
-А в субботу, воскресенье(хлопки руками)
- Целый день я отдыхал(садимся на корточки, руки под щёку -засыпаем)

Ребята, скажите, а какое сейчас время года? ( в помощь детям воспитатель использует наглядный материал: картинки с изображением разных времен года). Дети отвечают, что сейчас весна.
А как вы догадались, что сейчас именно весна? Что происходит весной? (снег тает, птицы прилетают, почки на деревьях появляются.)
Правильно, вот вы говорите ,что тает снег, а куда уходит снег и во что он превращается? Все дети отвечают, что снег превращается в воду и уходит под землю.
Ребята, а у меня для вас сюрприз-(воспитатель демонстрирует глобус).
Что это такое? (различные ответы детей).
Дети: Глобус –это модель земли.
Воспитатель просит ответить ребят:
Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?
Ответы детей: Голубой цвет – это вода, а коричневый – суша, земля.
Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимает большую часть.
Воспитатель спрашивает: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей). Почему большую часть земли занимает вода вы знаете?(Ответы детей: это реки, моря, озёра, океаны)
Рассказ воспитателя: А вы знаете, что на земле 4 океана и 30 морей . (Вода, занимая 71% поверхности Земли, является самым обильным и ценным ресурсом. 97% воды – соленая, а 3% - пресная вода.)

Игра с мячом « какая бывает вода»: (дети отвечают используя прилагательные)
- с газом - газированная,
- в прорубе - холодная,
-в чайнике - горячая,
- в реке - пресная,
- в море – солёная,
- в роднике - родниковая,
- в водопроводном кране - водопроводная,
А что вода может делать? (журчать, течь, литься, булькать, замерзать)

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить много воды, в каких водных объектах)водоёмах? А для этого нужно отгадать загадки:

Она бежит, струится
На солнце серебрится
Склонились молчаливо
Над ней густые ивы. (река)

Он слегка затянут ряской
Струйки не бегут
Заколдован будто в сказке
Старый, тихий … (пруд)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Кругом вода, а с питьем беда.
(Море).

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
(Река).

7.Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.(болото)

9. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)

А ещё где мы можем встретить воду? Загадки:
Плещет теплая волна
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)

Мойдадыру я родня,
Отверни скорей меня:
И холодною водою
Живо я тебя умою (кран с водой)

По городу дождик гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует- оно задрожит.(лужа)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... .(лужи)

В том пруду не видно ни уток ни гусей,
Берега его из кафеля,
Зовут его (бассейн)

Вот так чудо! Вот так диво!
Как сорвался он с обрыва.
Так уже который год,
Всё никак не упадёт.(водопад-это явление природы)

Я опять хочу напиться!
Очень вкусная водица!
А откуда достаётся?
Из глубокого…. (колодца- это водоём искусственного происхождения)

В парке, в летнюю жару,
Воду льёт на детвору.
Брызги веером летят.
Не найти сухих ребят!
Это, что за хулиган?!
Как зовут его? ( Фонтан)

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, хороший растворитель, бывает тёплой, холодной и горячей.
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)
Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!

Спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе. Магнит Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Конспект НОД по экспериментированию с детьми подготовительной группы
Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе | Развитие речи детей в разновозрастной группе посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 2265 дней назад (10 октября 2018)
Просмотров: 4689
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Наталья Лаврищева # 17 ноября 2018 в 17:36 0
Молодцы! Отдаю голос! Ничего нет скучнее, чем смотреть, как действуют другие! Поэтому, когда на занятии все дети задействованы, да ещё если это экспериментирование - они просто счастливы!