Развитие речи детей в разновозрастной группе посредством театрализованной деятельности
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Развитие речи детей в разновозрастной группе посредством театрализованной деятельности
Автор: Хамидуллина Айгуль Сулеймановна, воспитатель МАДОУ детский сад №3 с. Кандры "ДОУ с. Бишкураево", РБ Туймазинский район. Тема: В театр играем - речь развиваем!
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»
В.Сухомлинский
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи - одна из самых важных целей каждого воспитателя.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса - это изменение голоса по высоте, силе, тембру, длительности, ритму).
В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:
Ранний возраст:
Побуждать интерес детей раннего возраста к театрально-игровой деятельности, поощрять участие воспитанников в этом виде деятельности.
-Учить детей последовательно выполнять игровые действия.
-Развитие активного словаря у малышей посредством устного и песенного фольклора.
-Развитие у детей психических процессов, таких как: память, мышление, воображение и т.д.
-Воспитание способности к организованному взаимодействию друг с другом.
-Доставлять радость детям.
Младший возраст:
-Обучать имитированию характерных действий персонажей, передавать эмоциональное состояние человека ( мимика, жесты, движения, позы и т.п.).
-Развивать речь детей в стремлении импровизировать на не сложные сюжеты песен, сказок.
-Воспитание способности к организованному взаимодействию друг с другом.
Средний возраст:
-Активизировать речевую деятельность детей.
-Формировать умение импровизировать под музыку.
-Побуждать эмоционально воспринимать сказку.
-Учить инсценировать знакомую сказку совместно с воспитателем.
-Способствовать развитию подражательным навыкам, повадкам животных, их движения, голосу.
-Развивать мимическую активность и выразительность движений.
-Развивать умение публично выступать.
-Побуждать детей к активному общению, умение строить диалог.
-Воспитывать гуманные чувства детей.
Старший возраст:
-Обогащать словарь детей, активизировать его.
-Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй.
-Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию.
-Развивать образное мышление, актёрские способности.
-Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
-Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Подготовительный возраст:
-Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
-Способствовать формированию эстетического вкуса.
-Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
-Содействовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
-Воспитывать любовь к прекрасному.
Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и воспитателя, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах оформлены уголки и центры:
театральный уголок
- универсальная ширма, которая выступает как декорацией-фоном, и занавесом;
- театр игрушек;
- игрушки для настольного театра (конусный, игрушки-топотушки);
- театр на палочках;
- пальчиковый театр;
- перчаточный театр;
- куклы бибабо;
- театр масок;
- костюмы и элементы костюмов для выступления детей.
центр книги
- с детской художественной литературой (сказки, произведения детских писателей) в соответствие с возрастными особенностями, составляющий репертуар театрализованной деятельности детей;
- картотеки портретов детских писателей с краткой биографией.
В своей работе я использую театрализованную деятельность, которая побуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку.
центр музыки
- магнитофон и набор программных аудиозаписей и диски (танцевальная музыка, песни, звуки живой и неживой природы, животных, птиц, и т.д.);
- баян;
- игрушки- инструменты.
Также в своей работе, для развитию речи детей, я использую:
- картотеки, которая с каждым годом постепенно дополняется: (цветные картотеки сюжетно-ролевых игр, бесед, логические игры, пальчиковых игр, подвижных игр; картотеки стихов, скороговорок, чистоговорок, присказок, потешек, антонимы, пословиц, поговорок, считалочек и мирилок, театрализованных игр и упражнений.)
- карточки «эмоции».
- яркие фигурные плакаты сказочных персонажей для оформления тематического уголка в группе детского сада. Создания сказочной и праздничной атмосферы и привлечение детского внимания на развивающих занятиях.
Развитие речи через театрализованную деятельность включает в себя несколько этапов:
ранний и младший возраст- общение детей с помощью игр.
средний возраст- интонационная выразительность речи.
старший возраст- развитие связной речи, ее интонационной выразительности.
С детьми раннего возраста и в младшей подгруппе- знакомила детей со сказками-потешками. Учились имитации голосов животных, произносить слова с различной интонацией, развивали речевое дыхание. Очень нравятся детям чистоговорки с изменением силы голоса тихо, громче, громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно.
В средней подгруппе учила детей сочетать движение и речь (пальчиковые игры). Закрепляла умения детей произносить тексты с различной силой голоса и интонацией.
В старшей и подготовительной подгруппе уделяю большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности. Продолжаю развивать монологическую и диалогическую речь. Для выразительности речи использую скороговорки. Рассматриваем иллюстрации в детских книжках, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями передавать настроение и характер героев.
Организация театрализованной игры:
1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём вводятся персонажи (например лисичка, волк и т.д.), которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией, но в каждой возрастной подгруппе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Дети раннего и младшего возраста знакомятся с кукольным, пальчиковым и перчаточным театром.
Задача- научить техники кукловедения и работа с пальчиковым театром, научиться управлять движениями собственных пальчиков. Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить готовые.
Для среднего возраста: пальчиковый и перчаточный театр (этюды на ру¬ках); настольный театр (театр на палочках, конусный); игрушки- топотушки.
Задача -тренировать координацию, мелкую моторику.
Для старшего возраста: игрушки- топотушки, куклы бибабо, театр масок.
Задача -тренировать координацию, мелкую моторику, речь, творческие способности детей. Учить согласовывать движение и речь.
Для подготовительного возраста: куклы бибабо, театр масок, костюмированное представление. Костюмы и маски также могут быть использованы и при подготовки утренников.
Задача- совершенствовать пластики тела, координацию движения, гибкость.
Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:
- дети приобретают уверенность в себе;
умеют:
- играть в коллективе и находить компромиссные решения,
- строить диалог,
- произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями,
- использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение),
- самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки,
- распределять между собой обязанности,
- могут запомнить и описать любимого героя.
Хотелось бы по подробней рассказать об одном из моих любимых видов театра, который я часто использую в своей работе во время театрализованных игр, на занятиях по развитию речи и чтение художественной литературы.
В.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Куклы-топотушки- это разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершенствующие «топающие» движение по горизонтальной поверхности( стол ). Способствует развитию мелкой моторики, стимулирует общее развитие ребенка, помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие, развивает способность ощущать, воспринимать, анализировать.
Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе, при этом ножки топают, отбивая любой ритм. Интересно строить диалоги, отвечать на вопросы, выполнять команды. Дети учатся выполнять движения указательными и средними пальчиками.
Театр на палочке – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Такой театр можно легко и быстро сделать самим, можно привлечь для изготовления этих кукол детей: из иллюстраций старых книг с красочными картинками (из которых можно вырезать лица людей и мордочки животных); можно использовать раскраски; можно найти много красочных картинок в интернете и распечатать. Вырезаем, наклеиваем на картон для прочности, крепим палочку канцелярским степлером; в топотушек- вырезаем отверстия для пальчиков. Театр готов, можно разыграть любую сказку.
Хочу также акцентировать внимание на том, что главное преимущество данного театра - в хранении. При отсутствии желания играть – просто складываем в коробку всех актеров и накрываем крышкой! Ничего не теряется, не пылится и не портится.
Так как дети и на свежем воздухе во время дневных прогулок проводят не мало времени. Чтобы им было интересно и весело гулять и играть, мы и участок детского сада решили оформить игровыми, сказочными персонажами и героями «Сказка снова с нами».
Выводы: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли.
Спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий кукольного театра в детском саду Сценарий театрального фестиваля по сказкам Пушкина для старших дошкольников Музыкально – тематическая сказка для старших дошкольников с элементами ОБЖ для дошкольников Теневой театр в детском саду своими рукамиПохожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для детей средней группы
Участник №3 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 февраля по 30 апреля 2019 года
← Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды | Весеннее оформление группового помещения в ДОУ своими руками →
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (2)
|
|
||
|