Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Особенности славянского мифа»

Цели: познакомить с особенностями славянского мифа; учить находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: прогноз содержания, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословицы (о дружбе, трудолюбии, добре). Оборудование: выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно отрывок из «Книги Коляды», которая являет собой свод древнейших славянских преданий о сотворении мира, о богах и героях.

Солнце вышло тогда из лица Его.

Месяц светлый — из груди Его.

Звезды частые — из очей Его.

Зори ясные — из бровей Его.

Ночи темные — да из дум Его.

Ветры буйные — из дыхания.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте отрывок выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте текст речевой разминки еще раз. Подумайте, о чем в нем идет речь. (О сотворении мира.)

— Ребята, прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем это произведение.

— Прочитайте название темы урока. Определите его задачи.

— Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы? (Предположения детей.)

2. Знакомство со славянским мифом

(Чтение мифа учителем.)

— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая миф?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

(Повторное чтение славянского мифа.)

— Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?

— С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок.

— Любы ли Земле речи бога Ярилы?

— Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют ее? Как изменяется Земля?

— Как появляется человек?

— Как приветствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает свое дитя?

— Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?

— Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?

— Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древних славян рассказывает миф? {О смене времен года, происхождении человека, сотворении мира.)

— Какой языческий бог представлен нам в этом мифе? (Ярило — бог Солнца, любви, весны.)

— Что такое миф? Прочитайте на с. 40 учебника.

— Кто такие древние славяне? (Далекие предки трех народов — русских, белорусов и украинцев.)

(Работа по вопросам и заданиям 1—3 на с. 40 учебника.)

— Какие предположения вы сделали о том, как миф может продолжаться?

(См. материал для учителя к уроку.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какие приемы используются для создания образов героев данного произведения?

— Выберем опорные слова, которые нам помогут при пересказе текста.

Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ текста.

Материал для учителя

Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими — дождями дробными.

Плачется Мать Сыра Земля: «О ветре ветрило!.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино — красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило- бог — лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?..» Безмолвен Ярило.

«Не себя мне жаль, — плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, — скорбит сердце матери по милым по детушкам».

Говорит Ярило: «Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время — сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать-почивать до моего прихода... Придет время, пошлю к тебе вестницу — весну-красну, следом за весною я сам приду».

Плачется Мать Сыра Земля: «Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою... И наг он и слаб — сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света...»

Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором дерева дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь — дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».

И отошел от Земли бог Ярило... Понеслись ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино — красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек — у него был великий дар отца Ярилы, а с ним свет и тепло...

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Комментарии (1)
Людмила Анатольевна Копытина # 25 марта 2018 в 12:59 0
спасибо за интересный материал!