Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. Тема «Введение. Знакомство с учебником». УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся с новым учебником литературного чтения, с его системой условных обозначений, содержанием, словарем, с обращением авторов учебника; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли,

— ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, любимых детьми данного класса, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из нее составлены название учебника, фамилии писателей).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

 

Сотни сюжетов красивых и разных

Сказок и басен, стихов и рассказов!..

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело.)

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого стихотворения?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

— Какие книги вы прочитали за время каникул? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

— Прочитаем выразительно стихотворение Всеволода Рождественского.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог —

Всегда бывает нужен мне и вам...

 

Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

— Что хотел сказать нам автор? (Ответы детей.)

Вы не только знаете все буквы, но и научились хорошо читать. Как много книг успели прочитать за летние каникулы! Вы молодцы!

— Но, как думаете, чему же тогда мы будем учиться на уроках литературного чтения? (Ответы детей.)

В книгах хранятся знания, опыт, идеи человечества. Читая книги, человек постепенно формирует свои убеждения, мировоззрение, он углубляет понимание жизни и расширяет взгляд на нее. Тот, кто постоянно читает, развивает логическое мышление, воображение, умение рассуждать о разных жизненных проблемах, ситуациях. Чтение помогает найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого человека, решение любой проблемы. Книги вдохновляют и мотивируют уже не одно поколение людей на достижение все больших результатов, на улучшение себя. Откройте для себя новые возможности, о которых раньше вы могли не знать!

В наше время люди настолько поглощены бесполезным времяпровождением, тягой к развлечениям, что даже не задумываются о том, что самое простое, что можно сделать, чтобы изменить к лучшему хоть что-нибудь в своей жизни, — это начать читать. Тысячи книжек уже ждут вас, чтобы их использовали именно вы!

— Определите тему и цели нашего первого урока.

III. Работа по теме урока

Знакомство с новым учебником

— А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

И Л Т Е А Т У Р И Я Р

— Что у вас получилось? (Литературия.)

Да, страна Литературия приглашает нас в путешествие по страницам своих удивительных книг.

— Обратимся к учебнику. Как он называется? («Литературное чтение».)

— Нравится ли он вам? Чем? {Да, учебник новый, очень красивши и, скорее всего, интересный.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Рассмотрите обложку. Назовите фамилии авторов учебника. Их имена и отчества вы можете прочитать на концевой полосе издания. (Людмила Федоровна Климанова, Людмила Андреевна Виноградская, Марина Викторовна Бойкина.)

— Полистайте учебник. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. Понравились изображения героев литературных произведений. И т. д.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей. Мы будем изучать их последовательно. Это удобно — портфель станет легче.)

— Что нарисовано на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник поведет ребят по стране Литературии от самых первых русских книг, появившихся более тысячи лет тому назад, до произведений современных и любимых писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Какие элементы книги вы знаете? Назовите их. (Обложка, или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента. (Ответы детей.)

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

— А какие разделы указаны в содержании? {«Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Жить по совести, любя друг друга», «Литературная сказка», «Великие русские писатели», «Литература как искусство слова».)

— Какие произведения прозаиков и поэтов, указанных в данном учебнике, мы читали в прошлые годы учебы? (Ответы детей.)

— Проанализируйте условные обозначения, данные на обороте титульного листа. Нет ли среди них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, читаем (работаем) вместе со взрослым, работаем самостоятельно, работаем в творческой тетради, ищем информацию, работаем со словарем в конце учебника.)

— В каких случаях необходимо пользоваться словарем в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарь расположен на с. 155—156, во второй — на с. 157.)

— Откройте первую часть учебника на с. 3 и прочитайте обращение авторов к вам.

— О чем говорят вам авторы учебника?

— Задайте по этому тексту вопросы одноклассникам.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

— Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН   ВЮЧТЕТ   УПКИНШ   ШПИРНИВ

— Угадайте верное название произведения, зная его автора.

• Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная Шапочка».)

• Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок».)

• Г.-Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди».)

• К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце».)

— Отгадайте загадки-шутки.

• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

• Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

• Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену. (Ветер.)

• Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Как называется наш учебник?

— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести книгу, наиболее понравившуюся из прочитанных летом.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!