Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить правильно понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Витязь на распутье», карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Стал Владимир-князь выспрашивать:

«Ты откулешний, дородный добрый молодец!

Тебя как, молодца, именем назвать,

Взвеличать удалого по отчеству?

Говорит ему Илья таковы слова:

«Есть я из славного города из Мурома,

Со славного села Карачарова,

Именем меня Ильей зовут,

Илья Муромец, сын Иванович.

Стоял-то я заутреню во Муроме,

Поспевал-то я к обеденке в стольный Киев-град».

Говорят тут могучие богатыри:

«А ласково солнце, Владимир-князь!

В речах детина завирается:

Под городом Черниговом стоит силушка неверная,

У речки у Смородинки Соловей-разбойник».

Говорит Илья таковы слова:

«Владимир-князь стольно-киевский,

Соловей-разбойник на твоем дворе,

И прикован он ко правому стремечку,

Ко стремечку, ко булатному».

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением).

— Прочитайте отрывок выразительно.

— О ком в нем говорится?

— О каком князе упоминается в этом отрывке?

(Учащиеся делают сообщения о князе Владимире, подготовленные дома.)

— Что вы узнали о богатыре? Расскажите.

(Выразительное чтение былины «Исцеление Ильи Муромца».)

III. Работа по теме урока

(Прогнозирование текста былины «Ильины три поездочки».)

— Прочитайте название былины, поэтический отрывок из которой будем сегодня изучать. Как вы думаете, о чем он?

(Чтение былины учителем.)

— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

(Повторное чтение поэтического варианта былины «Ильины три поездочки».)

— Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем? (Примерный ответ. Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.)

(Чтение былины учащимися. Работа по иллюстрации.)

— Перед вами знаменитая картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Рассмотрите внимательно, расскажите, что вы видите.

Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым в 1882 г. В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Он сидит на мощном боевом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Задумчивость его отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство воина и его верного коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати — живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Следующие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором картины были спрятаны и частично стерты. Нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Итак, подведем итог тому, что мы узнали на уроке. Посмотрите еще раз на репродукцию картины В. Васнецова, прочитайте строки из произведения, которые к ней относятся.

Домашнее задание

Прочитать былину полностью, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. Подготовить иллюстрации.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!