Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов

Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся со сказками и притчами народов мира; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить понимать поступки героев; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества разных народов.

Оборудование: выставка книг по теме урока.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

— Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

— Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки!»

И. Галиновская

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).

III. Актуализация знаний

— Перечитайте стихотворение И. Галиновской еще раз.

— Понравилось оно вам?

— О чем хотел нам рассказать автор?

— Расскажите, как вы относитесь к птицам. Какие из них вам хорошо знакомы? О каких хотелось бы узнать побольше?

— Прочитайте название сказки, с которой сегодня будем знакомиться. («Болтливая птичка».)

— Как вы думаете, о чем может рассказать сказка с таким названием?

(Дети прогнозируют содержание сказки по ее названию.)

— Что вы знаете о тайском народе?

Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства — Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии. Традиционные занятия тайцев — сельское хозяйство, основная культура — рис, еще выращивают злаковые, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, рамбутаны, манго, яблоки, персики и др. Разводят скот — буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток. Рыболовство у тайцев развито речное и морское. Основные промысловые рыбы (и прочие морепродукты): форель, камбала, минога, карп, окунь, сом, налим, креветки, трепанг, морская капуста. Традиционное жилище тайцев — свайный дом (спасает от наводнений).

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Знакомство со сказкой «Болтливая птичка»

(Чтение сказки учителем.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

— Какие слова и выражения были непонятны?

— Перечитайте сказку еще раз.

— Как звали птичку? Почему?

— Чего больше всего боялась птичка, когда нашла дерево?

— Почему произошло то, чего она так боялась?

— В чем смысл сказки? Выберите подходящие по смыслу пословицы и запишите их в творческую тетрадь.

• Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).

• В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

• В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.

• В чужих руках ноготок с локоток.

• На чужую кучу нечего глаза пучить.

• Не зарься на чужое, свое береги!

• Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.

(Самостоятельная работа обучающихся.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Сказку какого народа читали на уроке?

— Почему сказка так называется?

— Как ее можно назвать по-другому?

Домашнее задание

Составить текст, похожий по сюжету, заменив героиню тайской сказки на птичку наших краев. Включить в сказку описание пейзажа.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Бабочка

Я у желтой бабочки

Тихо-тихо спрашивал:

— Бабочка, скажи мне,

Кто тебя раскрашивал?

 

Может, это лютик?

Может, одуванчик?

Может, желтой краской

Тот соседский мальчик?

 

Или это солнышко

После скуки зимней?

Кто тебя раскрашивал?

Бабочка, скажи мне!

 

Прошептала бабочка,

В золото одета:

— Всю меня раскрасило

Лето, лето, лето!

А. Павлова

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

Знакомство со сказкой «Три бабочки»

— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого стихотворения?

— Что вы знаете о бабочках? Чем они вам нравятся?

— Прочитайте название сказки. («Три бабочки». Немецкая народная сказка.)

— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем эта сказка? (Предположения детей.)

— Определите задачи урока, прочитав название темы. (Чтение сказки учителем.)

— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?

— Что было непонятно?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение и работа над содержанием сказки по вопросам и заданиям 1—3 на с. 51 учебника.)

— Проверим, как вы выполнили домашнее задание. Расскажите сказки, которые вы сочинили дома.

(Выступления обучающихся.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?

Домашнее задание

Придумать сценарий сказки, чтобы ее можно было поставить на сцене.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения С. Есенина.

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещет радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей...

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

Знакомство с притчей «Царь и кузнец»

— Ребята, прочитайте строчки Сергея Есенина еще раз. Как бы вы назвали стихотворение? (Стихотворение называется «Кузнец».)

— Кто такой кузнец? (Кузнец — мастер, занимающийся ручной ковкой металла.)

— Как вы думаете, почему наш урок мы начали с разговора о кузнеце?

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. (Притча «Царь и кузнец».)

— Вспомните, что такое притча. (Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.)

— Определите задачи урока. (Чтение притчи учителем.)

— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?

— Что было непонятно?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Выразительное чтение притчи учащимися.)

— На что жаловался кузнец царю?

— Как ответил на эти слова царь?

— О каких качествах, мешающих кузнецу, он говорил? (Словарная работа.)

Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию.

— Понял ли кузнец слова царя? Докажите. (Подготовка обучающихся к выразительному чтению по ролям. Проверка и обсуждение сценария сказки, готовящейся к постановке детьми.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?

Домашнее задание

Прочитать другие притчи.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите, какие притчи вы нашли и прочитали к уроку.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте и отгадайте загадку.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце.)

— Прочитайте медленно (еще: скороговоркой, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, выразительно).

— Как вы догадались, что эта загадка про сердце?

— Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите выражение шрамы на сердце? (Ответы детей.)

— Так называется притча, которую мы будем сегодня читать. Определите тему и цели урока.

— Как вы думаете, о чем это произведение?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с притчей «Шрамы на сердце»

(Чтение притчи учителем.)

— Что вы испытали, когда слушали притчу?

— Прочитайте притчу самостоятельно. Приготовьтесь читать ее без ошибок, выразительно.

(Самостоятельная работа обучающихся.)

— Прочитайте те строчки притчи, которые вас особенно тронули.

— Часто ли вы раздражаетесь и гневаетесь?

— Как вы стараетесь сдерживать себя? (Словарная работа.)

— Как вы понимаете слова гнев и самообладание?

Гнев — чувство сильного возмущения, негодования, состояние раздражения, озлобления.

Самообладание — способность владеть собой, выдержка и хладнокровие.

(Выразительное чтение произведения учащимися.)

— Какое настроение передадите при чтении? Почему?

— Послушайте эту же притчу в поэтическом варианте.

Жил человек, гневливый до предела.

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

 

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом все меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

 

Отец его заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою –

По одному теперь их выдирать.

 

И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашел гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

— Смотри, отец, я победил его!

 

Гнев побежден, что для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе

Гвоздей железных может быть острей.

 

И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного слова

Навеки остаются у людей...

С. Копылова

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте строки притчи, в которых заключена основная мысль. Выучите их.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какой урок преподносит нам притча?

Домашнее задание

Найти и прочитать сказки о лисе.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!