Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Литературное чтение, 4 класс «Пушкин. Стихотворения и сказки»

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить понимать и принимать учебную задачу урока, сформулированную самостоятельно, планировать решение этой задачи, анализировать научно-познавательный текст, находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, освоить роли при работе в паре, группе, определять специфические особенности научно-познавательного текста, создавать свой собственный текст на тему, предложенную учителем; проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: - формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте пословицы способом «птичий базар». Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией. Объясните их смысл.

• Быль за сказкой не угонится.

• Кашку кушай, а сказку слушай.

• Умом-разумом смекай да на ус мотай.

III. Работа по теме урока

— Как вы понимаете, что такое мир классики? (Классика — образцовые, выдающиеся произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.)

— Кого мы можем назвать классиком литературы?

— На прошлом уроке мы называли имена великих русских писателей. Можем мы назвать их классиками? (Да, конечно.)

— Творчество какого писателя мы будем изучать первым? (А.С. Пушкина.)

— Вспомните пословицы, прочитанные во время речевой разминки. Скажите, как их можно связать с темой нашего урока?

— Рассмотрите портрет этого писателя на с. 73 учебника.

— Что вы знаете об этом авторе? Какие произведения его читали?

Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Дадоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, близок нам и в школьные годы.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей...

В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле сегодня.

То, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно — простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми словами - великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться и повторять вслед за поэтом:

...И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите репродукции картин на с. 73 учебника. Что вы можете о них сказать?

— Рассмотрите иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. Если сможете, прочитайте наизусть строки из его произведений.

— Какие произведения вы прочитали, готовясь к уроку? Прочитайте выразительно отрывки из них.

— Знаете ли вы, почему у Александра Сергеевича волосы темные да кудрявые и почему его называли «арапчиком»?

Потому что прадед его Абрам — арап, т. е. негр. Папа Абрама был князем в далекой стране Абиссинии, и сын был бы князем, но его выкрали и увезли в Константинополь, где один русский посланник купил Абрама в подарок царю Петру I и привез в Россию. Царь полюбил арапчонка, взял его к себе, выучил. Абрам стал офицером и дослужился до генерала. Прожил он долго — до 80 лет. Вот на него и похож Саша, только лицо у него не черное, и глаза голубые, и волосы светлее.

— Знаете ли вы, что маленький Саша встретился с царем?

А было это так... Когда он был совсем маленьким, его возили в Петербург. Как-то они с няней прогуливались, а навстречу вдруг император Павел. Посмотрел на них сердито и сорвал с головки Саши картузик. Они, видите ли, не проявили к нему почтения. Арина Родионовна стала кланяться да приговаривать: «Прости, государь-батюшка! Вот не подумала сама картузик снять с головки! Не гневись, голубчик!»

— Ответьте на вопросы викторины.

1. Чем угощали богатыри царевну? (Пирожком и зеленым вином.)

2. Назовите язык, которым первым овладел А.С. Пушкин? (Французский.)

3. Старуха хотела одеваться в дорогую соболью... (Душегрейку.)

4. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

5. Слово, которым бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля.)

6. Любимое время года поэта. (Осень.)

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Что больше всего вам запомнилось из биографии поэта?

Домашнее задание

Читать книги А.С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте самостоятельно.

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Дили, дили, дили, дон —

Выходи скорее вон!

- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией).

III. Работа по теме урока

— Как вы понимаете эти слова?

(Учитель делает запись на доске. Дети читают.) Пушкин - это всегда открытие и всегда тайна.

Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («К. Паустовский. "Сказки А.С. Пушкина". Подготовка сообщения на основе статьи».)

Прочитайте самостоятельно статью К. Паустовского, делая пометки на полях: «+» — это знаю; «—» — не знаю; «?» — не понял.

Как вы понимаете выражение дышал стихами?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Работа в группе.)

— Расскажите друг другу, что вы уже знали. (Высказывается каждый.)

— Обсудите то, что вы не знали.

- Обсудите то, что вам было непонятно.

— Прочитайте статью вслух.

- Скажите, на какие вопросы вы хотите получить ответы.

VI. Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

- Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина? Домашнее задание

Собрать информацию о поэте, используя энциклопедию, Интернет.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Когда-то я была в большом почете.

Как сложно было вам меня достать!

Жаль, что сейчас к компьютеру идете —

Теперь он вам отец, сестра и мать.

 

Я вкусно пахла типографской краской.

Мой каждый лист вам пальчики ласкал.

Но наплевать всем на любовь и ласку,

Дороже мониторчика оскал.

 

Смирилась я. Грустя, стою на полке.

Ну, где же он, мой интеллектуал?

Одета модно я, бываю в шелке.

Так посещай меня и стар, и мал.

 

Со мною сразу станете добрее,

Во мне живет страниц моих душа.

Ведь я навязываться не умею,

Я просто жду на полке не спеша.

3. Маркина

— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).

— Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?

— Хотите узнать его название? Называется стихотворение «Книжные страдания».

III. Работа по теме урока

— Прочитайте еще раз стихотворение. Как вы поняли его содержание?

— Что хотел донести до нас автор?

— Определите задачи урока. Чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться составлять устное сочинение.)

— Прочитайте высказывание о сказках А.С. Пушкина на с. 76 учебника. (Не любить сказки А.С. Пушкина невозможно.)

— Как вы понимаете это высказывание? Согласны вы с ним?

— Составьте текст на тему «Что для меня значат сказки Пушкина». Воспользуйтесь материалом, подобранным к уроку-

— Составьте план своего рассказа.

— Сравните его с планом на с. 69 творческой тетради.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельная работа обучающихся.)

- Запишите составленный текст. (Выступление обучающихся со своими текстами.)

VI. Рефлексия

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

- Итак, подведем итог тому, что же у нас сегодня получилось. Что получилось особенно хорошо?

Домашнее задание

Читать сказки А.С. Пушкина.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!