Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры по математике на сложение и вычитание в пределах 100

Дидактические игры на уроках математики для детей 8-9 лет на тему «Сложение и вычитание в пределах 100»

Это наиболее сложный раздел программы 2 класса. В пределах этого концентра учащиеся знакомятся с приемами устного и письменного сложения и вычитания в пределах 100. К устным вычислениям относятся сложение двузначного и однозначного чисел, двузначных чисел; чисел, одно из которых представляет целое число десятков, и соответствующие случаи вычитания. На примере сложения и вычитания двузначных чисел дети знакомятся с приемами письменных вычислений, а в конечном итоге (в конце года) им предлагаются любые примеры для устных вычислений.

Рассматривая приемы вычислений, дети знакомятся с важнейшими свойствами арифметических действий, на которых основаны приемы сложения и вычитания.

При изучении переместительного и сочетательного свойства сложения существенную помощь окажут игры «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?». Выполняя эти задания, дети осознают правило: «При сложении чисел любые слагаемые можно переставить местами и заменить их суммой».

Для закрепления вычислительных приемов в пределах 100 предназначены игры: «На какую пристань ты причалишь?», «Определи маршрут корабля», «Стыковка космических кораблей». Систематизации и обобщению знаний учащихся служит игра «По какой тропинке ты пойдешь?» и др. Приведем примеры этих игр.

1. Что изменилось?

Дидактическая цель. Закрепление сочетательного свойства сложения.

Средства обучения. Рисунки (по выбору учителя).

Содержание игры. Учитель рисует на магнитной доске лесенку и прикрепляет на левой стороне рисунки, например трех матрешек и двух зайцев, с правой стороны (на нижних ступеньках) — четырех медвежат. Под руководством учителя дети составляют по рисункам выражение: (3 + 2) + 4.

Затем учитель предлагает ученикам закрыть глаза и переносит два рисунка на правую сторону лесенки (на верхние ступеньки). Дети, открыв глаза, замечают, что зайцы перешли на правую сторону лесенки, объединились с медвежатами.

По этому рисунку дети составляют другое выражение: 3 + (2 + 4). Оба выражения ученики сравнивают и выясняют, что их значения равны: (3 + 2) + 4 = 3 + (2 + 4). Под руководством учителя приходят к выводу: при сложении чисел любые два слагаемых можно заменить их суммой. Прикрепив другие группы рисунков и составив по ним равенство: (4 + 5) + 6 = (4 + 6) + 5, учитель подводит учеников к выводу, что при сложении чисел любые слагаемые можно поменять местами и заменить их суммой.

2. Как расставили игрушки?

Дидактическая цель. Закрепление сочетательного свойства сложения.

Средства обучения. Рисунки (по выбору учителя).

Содержание игры. Учитель сообщает детям, что Марина расставила на левой стороне лесенки, начиная снизу, например, пять зайцев и двух белок, а справа (на нижних ступеньках) — трех медвежат. По рисункам она составила выражение: (5 + 2) + 3. Оля разместила игрушки по-другому и составила выражение: 5 + (2 + 3). Детям предстоит догадаться, как Оля расставила рисунки игрушек, и самим разместить их на лесенке. Учащиеся, распределив рисунки игрушек на лесенке, снова сравнивают выражения и воспроизводят сочетательное свойство сложения.

3. На какую пристань ты причалишь?

Дидактическая цель. Закрепление приема сложения однозначного и двузначного чисел без перехода через десяток.

Средства обучения. Рисунки кораблей.

Содержание игры. Учитель сообщает детям, что они будут играть в капитанов и моряков, которые должны найти свой корабль и правильно определить пристань, куда причалить (куда приплывает корабль).

Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунки десяти — двенадцати кораблей, на которых написаны их порядковые номера. Ученикам 1-й команды выдаются карточки с примерами, в них зашифрованы номера кораблей. Учащиеся, решая примеры на сложение однозначного числа с двузначным без перехода через десяток, находят свой корабль.

Затем они выполняют другое задание. Под кораблями обозначены пристани — в кружках записаны название города и номер пристани. Учитель выдает ученикам другие карточки с примерами, в которых зашифрован маршрут до пристани. Дети перемещают рисунок корабля до соответствующей пристани. Соревнование по командам проводится аналогично.

Учитель записывает на доске те примеры, при решении которых учащиеся допустили ошибки. В конце игры он привлекает к анализу ошибок всех учащихся.

4. Определи маршрут корабля

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

Средства обучения. Рисунки кораблей.

Содержание игры. Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунок корабля и схематично изображает (кружками) пристани, обозначая каждую из них своим номером, а под ними записывает примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням. Например:

Учитель вызывает поочередно учеников (моряков) 1-й команды. Первый ученик решает пример, записанный под кораблем. Он ведет свой корабль (показывает стрелкой) к пристани, номер которой соответствует ответу примера. Второй ученик решает пример, записанный под этой пристанью, и ведет корабль к другой, где находится ответ второго примера, и т. д.

Далее учитель пишет на доске другие примеры для 2-й команды.

Игра продолжается аналогично. Подводятся итоги соревнования.

5. Стыковка космических кораблей

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры. В космос в заданном направлении запущены 3 космических корабля. Дети делятся на команды по рядам. Каждый ряд — это экипаж корабля. Поведут корабли 3 лет- чика-командира (3 ученика от каждой команды поочередно). Все другие ученики — помощники командира. Каждый корабль летит в заданном направлении к месту стыковки. Его путь зашифрован примерами, над которыми записаны ответы, один из них определяет направление данного корабля. Необходимо показать стрелками (см. рис.) путь каждого космического корабля к месту, где они встретятся. Если вызванные ученики (командиры) допустят ошибку, то члены экипажа должны исправить ее. Полет покажет, кто станет лучшим командиром.

Побеждает тот экипаж, который не допустит ни одной вычислительной ошибки и правильно определит место стыковки космических кораблей.

6. На какой час назначен сбор?

Дидактическая цель. Обучение учащихся самостоятельно находить правило, по которому записаны числа.

Средства обучения. Рисунок ромашки, на лепестках которой записаны числа.

Содержание игры. Дежурный класса решил назначить время сбора с помощью игры. Он записал на лепестках ромашки числа и предложил детям самим догадаться о времени сбора и указать его в середине рисунка.

Дети должны проследить за изменением чисел, записанных на лепестках ромашки, начиная с числа 5, по часовой стрелке и найти число, с помощью которого изменяются все числа. Оно и будет обозначать время сбора класса.

7. По какой тропинке ты пойдешь?

Дидактическая цель. Систематизирование и обобщение знаний учащихся по различным разделам программы.

Содержание игры. В выходные дни дети вместе с учительницей решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру-загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок можно пройти. Она зашифровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:

1-я тропинка

9 + 14

14 + 9

23 = 14 + 9

23 - 14 23-9

 

2-я тропинка

5 + 17

17 + 5

22 = 17 + 5

22 - 17

22 - 5

Нужно отгадать, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу.

8. Угадай число

Содержание игры.

1. Учащиеся задумывают любое число (не больше 31) и говорят, в каких столбиках таблицы оно встречается, а один из учеников отгадывает. Чтобы отгадать задуманное число, он должен сложить числа, записанные в конце каждого указанного столбика. Например: один из учеников задумал число, находящееся в четвертом и пятом столбиках. Сложив нижние числа в них (16 + 8), ученик отгадывает задуманное число 24.

2. Учитель задумывает число и называет номера столбиков, в которых оно находится. Дети, сложив последние (нижние) числа в этих столбиках, отгадывают это число и показывают его на карточках с цифрами.

9. В какой дом отнести телеграмму?

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Средства обучения. Рисунки домиков на доске, под которыми записаны примеры.

Содержание игры. Учитель предлагает поиграть в почтальонов. Путь почтальона от почты к первому дому зашифрован примерами. Под другими домами записано только два числа. Надо разгадать шифровку (поставить знак « + » или «-»), чтобы получился пример с ответом, равным номеру одного из домов. Поставив правильно знак, можно определить, в какой дом адресована следующая телеграмма. И т. д.

Например, определив, что первая телеграмма послана в дом № 35, поставим знак « + » между числами, записанными под этим домом. Решив пример, узнаем, что следующую телеграмму почтальон несет в дом № 39. Поставив знак « + » под числами 27 и 14, мы поймем, в какой следующий дом направляется почтальон с телеграммой. И т. д.

Примечание. Для организации игры целесообразно разнести телеграммы в два приема: в первый раз — 8 телеграмм, во второй раз — 6 телеграмм.

10. В зоопарке

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

Содержание игры. Учитель на доске схематично изображает клетки животных, под ними записывает примеры, а на клетках — номера (см. рис.).

Учитель сообщает детям, что два ученика (Дима и Коля) в воскресный день отправились в зоопарк. После прогулки по зоопарку они сочинили интересную игру. Они зашифровали свой путь от клетки к клетке примерами. Ответ примера и номер одной из клеток совпадают.

Друзья начали свое путешествие от билетной кассы, которая зашифрована двумя примерами, определяющими направление движения каждого ученика. У одной из клеток ученики встретились. Необходимо определить (угадать) место их встречи. Направление движения каждого ученика надо обозначить стрелками. Учитель вызывает поочередно учеников из каждого ряда.

При подготовке к занятию учитель намечает разные варианты движения учеников и место их встречи. Он может записать и другие примеры. Выигрывает ряд, который не допустит ошибок при определении маршрута по зоопарку.

Похожие статьи:

Занимательные задачи по математике с ответами для 2-3 класса

Математические сказки для начальной школы

Задачи в стихах для устного счета, 3 класс

Внеурочное мероприятие по математике, 1 класс

Математические загадки для 1 класса с ответами в стихах

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!