Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Зимняя сокровищница»

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Памятка для родителей и учителей. Развитие внимания у детей начальной школы

Нет качества, которое было бы так же значимо для учебной деятельности, подготовки и выполнения домашних заданий и работ, как способность концентрировать внимание, т. е. умение сосредоточиться, настроиться на определенный предмет, отвергая другие. Активное внимание требует значительного напряжения.

1. Для развития сосредоточения внимания очень важно привести в норму физическое состояние вашего ребенка.

Посмотрите внимательно на ребенка, который суетится, почесывается, постоянно покачивается или держит все мышцы в ненужном напряжении, и вы поймете, что беспорядочные движения являются одним из признаков рассеянного внимания. Для концентрации внимания помогите ребенку принять такую позу, при которой ничто не будет его отвлекать. Пусть он расслабит мышцы, мысленно проведет двойной крест через плечи и бедра и постарается избегать лишних движений. Посадите ребенка прямо, лишь слегка наклонив вперед, сосредоточив его внимание на том, что находится перед ним. Поза должна быть удобной. Если же он начинает витать в облаках или клевать носом в самый неподходящий момент, побудите его принять намеренно позу, непривычную для его тела: по-иному скрестив ноги, слегка изменить осанку, положение ступней, выражение лица. Когда тело принимает непривычное положение, рассеянность и сонливость исчезают сами собой. Если же ваш ребенок нуждается в экстрасобранности, он должен напрячь мышцы живота, ягодиц или ног. Не позволяйте телу расслабиться, и разум тоже будет бодрствовать.

2. Создайте эмоциональный настрой, способствующий концентрации внимания, заинтересуйте учебным материалом. Постарайтесь осторожно расшевелить его разум, но ни в коем случае не применяйте силу. Чем энергичнее будете его принуждать, тем труднее ему будет сосредоточиться. Заставить сконцентрироваться очень трудно: вы «тянете» рассудок ребенка, «пинаете», а он сопротивляется, толкаете сильнее, он сопротивляется еще сильнее, и вы тратите уйму сил на борьбу. Хитрость, которую применяют, чтобы заставить осла двигаться, состоит не в применении силы, а в использовании стимулирующих факторов. Помахайте морковкой перед носом упрямца, и он последует за вами куда угодно. Интерес — эмоциональная составляющая внимания. Нам же не приходится принуждать ребенка сосредоточить внимание на фильме с напряженным сюжетом? Поэтому вполне естественно напрашивается вывод: заинтересуйте ребенка — и не будет проблем с концентрацией внимания. Постарайтесь обратить его внимание на любопытные и необычные детали, отыскав что-то новое, пробудив его любознательность.

Определите личный ритм ребенка. Распределите время так, чтобы наилучшим образом использовать особенности его персонального ритма.

Десять рекомендаций-правил, направленных на повышение внимательности при чтении учебного материала

Правило первое: заранее планируйте время своего ребенка так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало его (визиты товарищей, гостей и др.).

Правило второе: приступая к домашнему заданию, предварительно организуйте его рабочее место.

Правило третье: приступая к занятиям, максимально мобилизуйте волю учащегося. Лучший способ — предварительный просмотр задания, составление плана предстоящей работы.

Правило четвертое: устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо он понимает изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знаниях предыдущих разделов).

Правило пятое: если посторонние мысли мешают сосредоточиться, займитесь конспектированием. В силу непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удастся сосредоточить на нем устойчивое внимание, можно вернуться к чтению про себя.

Правило шестое: читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

Правило седьмое: старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой — это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило восьмое: осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, старайтесь волевым усилием вновь направить его в нужное русло.

Правило девятое: если в процессе чтения вы выявили, что ребенок на какое-то время «отключился», заставьте вернуться к тому месту, где произошло отключение. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого учебного материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Правило десятое: соблюдайте гигиену умственного труда, позаботьтесь о нормальном освещении и температуре, регулярных перерывах, во время которых полезно выполнять несколько гимнастических упражнений.

Похожие статьи:

Взаимодействие школы и семьи в период адаптации

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!