Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Помощь родителей младшего школьника в изучении математики

Помощь родителей в учебном процессе

Хочется напомнить, что самыми лучшими помощниками учителя в процессе освоения детьми сложных математических понятий, закономерностей и явлений являются взрослые - мама, папа, бабушки и дедушки.

Ниже приведём примеры организации совместной увлекательной и полезной деятельности при знакомстве ребёнка с количественной характеристикой предметов с понятиями «выше - ниже», «длиннее - короче», «тяжелее - легче» (1 класс).

Происходить это может во время общей работы. Сегодня пятница. Обычно в этот день мама проводит уборку квартиры, и сын (дочь) ей помогает.

- Как бы нам пыль со шкафа стереть? Так нам не достать. Придется что-нибудь подставить...

- Давай стул подставим.

- Ну неси его сюда. Вот спасибо. Сейчас я на него встану, а ты мне тряпку влажную подашь. Нет, опять не достаю. Посмотри-ка, нет ли у нас в комнате чего-нибудь повыше?

Урок начался.

- Мамочка, а стол можно мы с тобой придвинем? Он больше стула.

- Думаешь, стол выше? А как ты это узнал(а)?

- А я посмотрел(а) - и все.

Нет, нет, нет. Нельзя ограничиваться тем, что ребенок производит сравнение величин предметов зрительно, на глазок. Измерение ему обязательно надо проделывать еще и практически. И мама об этом знает.

- Посмотрел(а), говоришь? Посмотреть еще недостаточно, глаза могут и обмануть. Надо сравнить, померить, это поточнее будет. Подвигай-ка сюда табуретку. Не так, не так. Поровнее ставь. Вот так...

- Ну вот видишь, я же говорил(а): стол больше, вот на такой кусок больше...

- Вот теперь я вижу, что ты прав(а). Только не больше, а выше. Когда высоту мерят, то говорят «выше» или «ниже». Стол выше табуретки, а табуретка ниже стола. Запомнил(а)?

Немало придется маме поработать, пока ребёнок освоится с этими понятиями. Дети обычно все количественные характеристики предмета сводят к двум категориям: больше и меньше. Их обязательно надо научить точному обозначению количественного признака предмета. Это необходимо для правильного развития их математического мышления.

- Теперь дорожки вытряхивать. Ты отбери те, которые покороче, и сверни их. А я длинные сверну. Сейчас я тебе помогу, только веник смочу.

- Мам, а я не знаю, какие короче.

- Сейчас выясним. Надо их приложить друг к другу. Вот эту дорожку мы расстелем, а эту на нее положим. Берись за тот конец, а я за этот возьму. Не тяжело тебе?

- Нет, мамочка, нет!

Ребёнок охотно трудится вместе с мамой. Ему приятно чувствовать себя ее помощником. К тому же работать вместе с мамой так интересно...

- Клади ровненько, кончик с кончиком. Подтягивай. Ну теперь видишь, которая дорожка длиннее?

- Нижняя больше.

- Опять не больше, а длиннее. Эта длиннее, а эта - короче. Так всегда говорят, когда мерят длину. Если высоту мерят, то говорят «выше» и «ниже». А если длину вещей измеряют, то смотрят, какая вещь длиннее, а какая - короче. Запоминай, надо это хорошенько знать. Ну, повтори-ка!

Повторять, повторять и повторять. Проверять на разных примерах и только потом идти дальше.

- Вот теперь мы с тобой все дорожки разобрали. Можно их на улицу нести. Только по одной, смотри... Те, которые длиннее, я понесу, а те, которые короче, - ты. Договорились?

- А почему? Я хочу длинные...

- А вот почему. Ты же маленький(ая), тебе полегче, а я большая, мне потяжелее. Хочешь даже сам проверь. Ну-ка, попробуй поднять вот эту...

- Ой, тяжелющая!

- Да, тяжеленная. Клади. Опускай, опускай на пол скорей... А теперь эту подними.

- Эту я могу... Эта не такая тяжелая...

- Вот именно. Она легче. Смотри-ка, мы с тобой и вес измерили. Сравнили эти дорожки убедилась, какая из них легче, а какая тяжелее. Когда измеряют вес, то всегда говорят: вот эта вещь тяжелее, а эта легче. Это тоже надо запомнить.

Хорошо усвоенные при практических измерениях термины «выше - ниже», «тяжелее - легче» и другие должны прочно войти в запас слов ребенка. Это одна из ваших важнейших задач.

Прежде чем знакомить ребёнка с таким трудным отвлеченным понятием, как «число», нужно как бы подготовить почву, создать у ребенка хоть небольшой опыт математического мышления, обратить его внимание на счетную сторону жизни, медленно, на конкретных примерах, подвести его к мысли, что любое число есть прежде всего результат измерения. Только тогда, когда ребенок при неоднократных собственных измерительных действиях убедится в этом, он сможет воспринять понятие «число».

Много раз и по-разному измеряя те или иные предметы, сравнивая их между собой, малыш подготовится и к арифметическим действиям, вернее, к тому, чтобы понять и ощутить их необходимость. Но все это и есть та самая медленная, кропотливая работа, которую должны проделать учитель и родители.

И опять очень важен при этом игровой момент. Вот, например, мама с ребёнком уже совсем перед сном поиграли в такую коротенькую игру. Мама задавала вопрос, а сын (дочь) отвечал(а).

Сначала ответы у него (неё) не получались, он(а) не совсем ясна понимал(а), что от него требуется. Но мама, помогая ему(ей), иногда подсказывая, постепенно направила мысль ребёнка на нужный путь. И вот какая игра у них получилась.

- Что растет на земле? - спросила мама.

- Травка.

- А что выше травки?

- Кустик.

- А выше кустика?

- Дерево.

- А что еще выше?

- Небо.

- Да, небо выше всего.

- Ага, выше, - сын (дочь) вдруг задумался(ась)... - Нет, мамочка, нет, есть выше неба, еще выше...

- Выше неба? Что же это?

- Космонавты, мамочка! - закричал(а) сын (дочь), и оба весело рассмеялись.

Важно, что ребёнок задумался, сам попытался что-то обобщить, сделать вывод. Это значит - малыш мыслит. А ведь именно к этому мы с вами и стремимся.

А в другой раз мама сказала:

- Не купить ли нам новую бумагу на этажерку?

- Купить, купить! Пойдем в магазин!

- Погоди-ка. Сначала нужно узнать, какой длины у нас полки. Давай мы их измерим.

- А как измерим?

- Мерочкой. Ну хоть вот этой веревочкой. От самого края полки отложим веревку, вот так...

- Погоди, мама, я сам(а) хочу!

- Обязательно ты будешь измерять сам(а)! Я только сначала показала... Ну, давай, измеряй полку... Один раз отложилась мерка, еще один раз отложилась, еще и еще...

Вот теперь мы знаем, какой длины нам покупать бумагу.

- А еще что-нибудь будем мерить? Что можно измерить, а?

- Да все можно измерить... Вот хоть крупу для каши на ужин. Дай-ка мне пакет с пшеном.

- Ура! Люблю пшенную кашу!

- Прежде чем варить, измерим, сколько у нас пшена, хватит ли на кашу?

- А как же я пшено буду веревкой мерить?

- А ты найди такую мерку, чтобы насыпать можно было.

- Можно совочком моим?

- Совочком измерять можно, только, думаю, что это не очень удобно. Ведь совочек маленький. Найди другую, более подходящую мерочку. Побольше.

- Нашел, мамочка, нашел! Я буду пшено своей маленькой кружечкой мерить! Одна кружка... две...

- Не так, не так. Насыпай дополна, а то не получится правильной меры, Как раз вышло три кружки. Только нам ведь нужно еще сахарный песок измерить. Кашу-то сладкую будем варить, верно?

- Конечно, сладкую!

- Найди мерочку для сахарного песка.

- А вот же она - кружка.

- Да, сахарный песок можно измерить и кружкой, и стаканом, и ложкой. Сейчас нам больше всего подойдет столовая ложка.

Ребенок должен производить различные измерения самостоятельно, под руководством взрослых, используя при этом самые различные мерки. Нужно, чтобы он понял: меркой может служить любой предмет: карандаш, ложка, веревка, палка.

Мерить нужно, точно соблюдая правила измерения.

Как-то на прогулке мама с сыном (дочерью) решили измерить снежную горку, которую построил ребёнок.

- Видишь, какую мы высокую горку с тобой накидали. Давай ее измерим, а бабушке расскажем, какая она высокая.

- Давай. А как?

- А ты забыл(а), как мы с тобой этажерку измеряли?

- Нет, помню, помню... Веревочкой...

- Правильно, меркой у нас в тот раз была веревочка. Но ведь мерки могут быть самые разные. Чем отмериваешь, то и называется меркой.

- Мам, а если лопаткой?

- Лопаткой, так лопаткой. Лопатку ты будешь к горке что? При...

- Прикладывать.

- Правильно. Мы мерочку прикладываем к тому, что меряем.

- Вот так, мам?

- Так...

- Вот одна лопаточка.

- Одна мерочка уложилась... Теперь откладываем вторую.

- Откладываем вторую.

- Стоп-стоп. Не так. Надо откладывать от того самого места, где первая мерочка кончилась.

Мама вовремя поймала ошибку. Это очень распространенная ошибка, ребята ее часто делают. Они забывают отмечать место, куда пришелся конец мерки. И затем прикладывают её как придется, на глазок. А иной раз начинают мерить предмет не от самого края, а несколько отступя. Малыши всего этого сами не замечают, не умеют еще, а между тем получается, что часть предмета остается неизмеренной. Это надо им хорошенько объяснить, показать, Нужно, чтобы ребенок приучался к точности, иначе небрежность может войти у него в привычку.

- Мамочка, а тут целая лопаточка не ложится, кончик торчит... Это еще раз, да?

- Вот и нет. Какой же это раз, если мерка не полностью уложилась? Только та мерка считается, которая поместилась вся. Вот сколько раз вся умещается, столько раз мы ее и считаем. В нашей горке, например, три мерки и еще кусочек. Полная мерка - это один, еще одна полная мерка - только полная! - это два, еще одна - три.

Так, считая полные мерки, мы постепенно подводим ребенка к понятию «число». Так что если вы и повозитесь с этим не очень простым для ребенка делом, то знайте, что вы, можно сказать, заготавливаете впрок, создаете, если хотите, математический фундамент у ученика.

Обратите внимание ребенка на то, что всякая отложенная мерка - это один, единица. Важно, чтобы дети хорошо усвоили значение единицы. Ведь именно из единиц образуются все числа. Вот, казалось бы, уж до чего простые числа «один» и «два», однако взаимоотношения между ними далеко не сразу становятся понятными ребенку.

- Что больше, один или два?

- Два, два же.

- А на сколько два больше одного?

- На два.

- Вот так-так!

Это тоже одна из очень распространенных детских ошибок. И если эта ошибка вовремя не объяснена ребенку, то ему будет потом непонятно даже самое простое вычитание, сложение. Как же ему получше объяснить?

- Ну, давай что-нибудь считать. Вещи какие-нибудь.

Вот это правильно. Мышление детей очень конкретно в этом возрасте, поэтому ни в коем случае не нужно спешить перейти к счету в уме. Надо всегда считать только предметы.

- Ну дай мне, пожалуйста, один карандаш. Спасибо. Так.

- А себе возьми два. Вот.

- Взял(а)? Зеленый и красный.

- У кого больше карандашей?

- У меня.

- На сколько?

- На два.

- Давай отсчитывать. У меня один есть и у тебя один есть, да?

- Да.

- Отложи его в сторону.

- Отложил(а).

- И я свой отложу вот с твоим рядышком. У меня теперь нет ни одного карандаша. А у тебя?

- А у меня еще один остался!

- Значит, у тебя один лишний. Вот на этот один у тебя и больше.

- На один... На один! Вот так...

Понял. Потому что посчитал(а), сам(а), на конкретном примере. Раньше сын (дочь) вообще считал(а) так, словно читал(а) стихотворение.

- Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь...

- Постой, постой! Здесь гораздо меньше пуговиц, чем ты насчитал(а)? Считай помедленнее и повнимательнее. Каждую считанную пуговицу отодвигай в сторонку. Ну, начинай...

- Одна, две.

- Да еще одна - три.

- Да еще одна - четыре.

Как видите, мама не только учит ребёнка правильно считать, откладывая предметы, но и незаметно подводит его к мысли, что всякий раз с прибавлением единицы получается следующее - соседнее - число.

И пользуется она для этого любым удобным случаем.

- А ты знаешь, что через четыре дня будет бабушкин день рождения?

- Ой, как здорово! А через четыре - это когда? Через четыре дня - это скоро?

- Как тебе сказать... Вот встанешь ты завтра с постели, быстро встанешь, быстро оденешься, умоешься - и завтракать! Потом пойдешь гулять, пообедаешь, поспишь, бабушке поможешь, и все будешь быстро-быстро делать.

- Как самолет, да, мам?

- Ну да, как самолет. Вот один день быстро и пролетит. И останется до бабушкиного рождения только три денечка.

- Три! Это тоже много, да?

На другой день ребёнок, как только проснулся, первым делом закричал:

- Мамочка, уже два дня прошло, да, два дня?

- С добрым утром! Нет, второй день только начинается. А прошел у нас всего один день. Давай-ка мы с тобой на календаре оторвем листок...

- Я сам (а)!

- Только аккуратно...

- Вот...

- И положи его... ну, хоть на окно. Еще день пройдет, мы еще листок оторвем...

- Я оторву.

- Ты, конечно.

Вечером малыш сорвал листок с календаря и тоже положил его на окно, рядом с первым.

- Был один день, да еще один прошел. Сколько теперь получилось?

- Два дня.

- Видишь, какое это интересное число - один? Как один прибавили, уже другое число получилось. Было один, стало два.

Вам, может быть, кажется, что это какие-то уж чересчур простые вещи? Ваш ребенок, возможно, умеет считать до 20-25, а мы предлагаем ему складывать один да один. Но ведь это число особое, основное, все остальные числа образуются из единиц. Вот на это и надо обратить внимание ребенка. И потому так важны те упражнения, которыми мама занимается с ним. И не беда, если не все сразу станет малышу ясно. Важно обратить его внимание на то, как числа получаются.

Однажды вечером мама сказала сыну (дочери):

- Давай-ка уберем с тобой посудный шкафчик. Вынимай-ка ложки. Сколько их у нас там? Сосчитать сможешь?

- Конечно. Я уже до сорока знаю.

- Ну что ж, посмотрим... Начинай.

- Раз, два, три...

- Не так, не так! Когда хотят что-нибудь сосчитать, то считают так: один, два, три... Раз - такого числа нет, есть число один. С него и начинают всегда считать.

- Раз — числа нету. Снова, да, мам?

- Придется снова.

- Один, два...

- Что один? Один ложка?

- Одна, одна ложка...

- Вот именно. Нож один, а ложка одна. Ну, считай...

- Одна ложка, две, три, четыре, пять... Сбился. Снова. Одна, две, три, четыре... Эту я считал? Нет. Или считал? Нет... Забыл. Опять, снова...

Да, для ребёнка это не так-то просто.

- А давай считать опять по одной. Ту ложку, которую посчитали, будем в сторонку откладывать.

Да, наглядность в счете прежде всего!

- Одна ложка...

- Рядом с ней еще одна...

- Две... И еще одна - три, да еще одна - четыре...

- Правой рукой клади одну за другой, рядышком... так, так...

Мама уже знает, что желательно учить ребенка раскладывать предметы в ряд, слева направо. Это как бы воспитывает его руку и глаз, готовит их к письменной строке. И вы придерживайтесь этого правила.

- И еще одна - семь, да еще одна - восемь, да еще одна - девять. Девять, мамочка! Всего девять ложек!

- А блюдечек у нас сколько? Сосчитай-ка сам.

- Одно, два, да еще одно - три, да еще одно - четыре, да еще одно - пять. Всего пять блюдечек.

- Значит, всего пять. А если я одно уберу? Сколько останется?

- Четыре блюдечка.

- Это меньше, чем было, или больше?

- Конечно, меньше, одно-то мы убрали. Было пять, а осталось четыре.

- А если я опять это одно блюдечко поставлю, сколько получится?

- Снова пять.

- Видишь, к четырем прибавили одно, и соседнее число получилось - пять. Отняли одно - четыре получилось. Четыре и пять - это числа-соседи, они на единичку друг от друга отличаются.

Так они с мамой пересчитали блюдечки, потом чашки, маленькие ложечки... И каждый раз мама обращала внимание ребёнка на то, что разница между смежными числами всегда равна единице. Ну конечно, она называла их не смежными, а просто соседними. Важно, чтобы малыш хорошо понял эту закономерность: прибавляешь единичку - получается соседнее, большее число. Отнимаешь один - получается число тоже соседнее, но меньшее. Вот именно этими, на первый взгляд такими простыми, понятными вещами и нужно заниматься с ребёнком.

Вся эта работа, возможно, покажется вам однообразной, но для ребенка она очень важна. Хорошо, если ваш малыш научится образовывать числа в пределах десяти. Больше десяти не нужно. Некоторые родители радуются, когда их ребенок считает до 30, до 40, даже до ста. Но пользы немного от такого счета «вообще», счета механического.

Проводя эти занятия, нужно прибавлять к числу и отнимать от него не два, не три или четыре, а только единицу. В этом весь смысл упражнений: дать ребенку почувствовать, какое значение имеет основное число - один.

В течение месяца, не торопясь, можно на конкретных понятных примерах разобрать таким образом все числа первого десятка.

Видя, что ребёнок немного устал, мама решила переменить способ счета.

- Ты закроешь глаза, а я буду хлопать в ладоши. Сколько раз я хлопну, столько чайных ложечек ты мне потом подашь. Я их буду складывать в ящик. Договорились?

- Договорились! — весело согласился сын (дочь).

- Ну, закрывай глаза и слушай внимательно, - таинственно сказала мама. - Слушай и считай!

Она хлопнула в ладоши четыре раза.

- Четыре! Вот тебе четыре ложечки! - открыв глаза, закричал малыш.

- Спасибо. А теперь сколько принесешь? - и мама хлопнула в ладоши три раза.

Способ счета на слух, с закрытыми глазами, в какой-то степени подготавливает ребенка к счету в уме.

Взявшись за занятия ни в коем случае уже нельзя их прекращать. Память у ребёнка ещё очень слаба, он скоро позабудет все, чему научился, и тогда ваша работа пропадёт даром, потому что её придётся начинать сначала. Но ещё раз хочется напомнить - вовсе не нужно стремиться пройти всё сразу. Можно сделать немного, но прочно, «на совесть».

Похожие статьи:

Взаимодействие школы и семьи в период адаптации

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!