Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сказки народов разных стран для детей 4-5 лет

Сказки для детей средней группы детского сада

Узбекская сказка «Хвастливый заяц»

Один заяц по прозвищу Щуплый стал хвалиться:

— Что мне волк? Не боюсь я его! А лису? Дуну — она и полетит!..

Заяц был щуплый и тощий. Но зайцы верили ему и дивились его храбрости.

Вдруг, откуда ни возьмись, выскочил волк и кинулся на зайцев. Щуплый, ни жив ни мёртв, зажмурил глаза да как прыгнет, — и угодил прямо волку на голову.

Волк мотнул головой — отлетел в сторону заяц, забился под куст, — лежит, дрожмя дрожит...

Только к вечеру опомнился Щуплый.

Вылез из-под куста, прибежал домой, оправился, выпятил грудь и спрашивает:

— Ну, как ваши дела?

— Ты цел? — удивились зайцы. — А мы думали, ты попал волку на обед!

— Я?! Волку на обед?! Ха-ха! Да я, — говорит Щуплый, — как вскочу ему на голову, как пну его ногой — он и язык высунул! Я только управился: шкуру с него снимал!

— Да что ты?! — закричали зайцы. — Значит, мы теперь избавились от волка! Спасибо тебе, Щуплый.

— Ну да, совсем от волка избавились! — ещё больше выпятил грудь Щуплый, а сам незаметно оглянулся: нет ли вблизи волка.

Щуплый был и хвастливым, и очень трусливым зайцем.

Вопросы по сказке

• О ком эта сказка? Как звали зайца? Почему? Как по-другому можно сказать о том, какой он был? (Худой, тощий, маленький.)

• Как он хвастался своей храбростью?

• Чем закончилась его встреча с волком? Почему заяц пришёл домой только под вечер? Что он рассказал другим зайцам?

• Каким он был на самом деле, храбрым или трусливым? Какие слова в сказке помогают понять, что он был трусливым? Вспомните последние слова зайца и его поведение.

• Что говорится в конце сказки о зайце?

• Вспомни русскую народную сказку «Заяц-хваста». Какой заяц тебе понравился больше: из сказки «Хвастливый заяц» или из сказки «Заяц-хваста»? Почему?

Корейская сказка «Братья»

В одной деревне жил крестьянин с женой, и у них было два сына.

С годами дети подрастали, а родители старели. Когда Чан Мо — так звали старшего сына — минуло двадцать лет, он женился.

Как полагается старшему сыну, Чан Мо не покинул своих престарелых родителей. Он остался жить с ними, чтобы на старости лет отец и мать не знали никаких забот.

Вскоре женился и младший брат. Его звали Чан Су. Поселился он на другом конце деревни и стал обзаводиться своим хозяйством.

Нелегко ему было. Построил кое-как фанзу, смотрит — землю пахать нечем. Достал плуг — нет денег на быка. Обзавёлся быком — помещику за землю нечем платить. А тут ещё и дети пошли. Но был Чан Су трудолюбив: выходил он работать на поле раньше всех соседей, а домой возвращался позже других.

Нелегко жилось младшему брату, да и старшему жилось трудно. Ведь ему приходилось заботиться не только о своих детях и жене. Надо было всегда помнить и о старых родителях.

И хоть жили братья впроголодь и много у них было всяких забот, но жили они дружно, в согласии.

Вот однажды осенью Чан Мо пересчитал свои запасы риса и подумал: «Немного у меня зерна: всего-то десять мешков... Но ведь у младшего брата ещё меньше уродилось. Надо ему помочь, да так, чтобы он не узнал об этом».

И когда стемнело, Чан Мо взвалил на плечи мешок самого лучшего зерна и понёс к дому младшего брата. По дороге встретил он какого-то человека, только не разобрал в темноте кого.

Принёс Чан Мо к дому брата мешок, положил его и поспешил обратно. Он решил принести брату ещё один мешок.

Вернулся Чан Мо домой и ничего понять не может: как было у него десять мешков, так десять и осталось, не уменьшилось. Но некогда ему было раздумывать. Взвалил он ещё один мешок на плечи и понёс его к своему брату.

На обратном пути опять встретил он посредине дороги какого-то человека и опять в темноте не разобрал, кого.

Вернулся Чан Мо к себе — снова такая же история: как было у него десять мешков, так и осталось. Что за чудеса!

— Коли так, — решил Чан Мо, — отнесу-ка я брату ещё парочку мешков.

И снова отправился по знакомой тропинке, в другой конец деревни. А в это время взошла луна, осветила тропинку, и идти с ношей стало легко, как днём.

Но едва Чан Мо дошёл до середины пути, как увидел, что навстречу ему идёт человек и тоже с мешком на плечах. А когда человек приблизился, Чан Мо узнал в нём младшего брата.

— Куда ты идёшь так поздно? — спросил Чан Мо.

— А куда это ты идёшь в такое время? — спросил Чан Су.

И оба брата сразу всё поняли и радостно рассмеялись.

Оказывается, Чан Су тоже в этот вечер решил помочь брату, поделиться с ним своим урожаем. И они в один и тот же вечер начали носить друг другу мешки с рисом.

Вот почему рис у Чан Мо не убывал, хотя он уже отнёс брату два мешка.

Рассмеялись братья ещё раз и крепко обнялись. И хотя мешки с рисом были тяжелы, но на сердце братьев было легко. Ещё бы, ведь братская любовь и дружба любую тяжесть делают лёгкой.

Вопросы по сказке

• Как звали двух братьев из этой сказки? Как они жили?

• Какими были оба брата? (Трудолюбивыми и заботливыми.)

• Как им жилось: легко или трудно? Почему ты так думаешь?

• Расскажи подробно, что случилось однажды осенью. Почему у старшего брата не убывали мешки с рисом, хотя он относил их брату?

• Почему братья радостно рассмеялись, когда встретились на тропинке с мешками за спиной? Как ты понимаешь слова сказки: «...на сердце у братьев было легко. Ещё бы, ведь братская любовь и дружба любую тяжесть делают лёгкой»?

• Что тебе помогла понять сказка?

Албанская сказка «Петух и курица»

Жили-были петух с курицей. Отправились они как- то на прогулку. Шли, шли и не заметили, как ушли далеко от дома. В дороге их неожиданно застиг ливень. Промокли петух с курицей, озябли. А потом и вечер наступил, и негде им от непогоды укрыться.

Бредут петух с курицей и видят: стоит на берегу горной речки мельница. Постучался петух в дверь.

— Кто там? — спрашивает мельник.

— Это мы, петух с курицей, — отвечает петух. —

Мы промокли и озябли, пусти нас переночевать. Мы заплатим за ночлег: когда курица снесёт яйцо, мы тебе его оставим.

— Не нужно мне ничего, — ответил мельник. — И ночевать вас не пущу, уходите.

Бредут петух с курицей дальше, видят, стоит у реки ещё одна мельница. Постучался петух в дверь.

— Кто там? — спрашивает мельник.

— Это мы, петух с курицей, — отвечает петух. — Мы промокли и озябли, пусти нас переночевать, мы заплатим за ночлег: когда курица снесёт яйцо, мы тебе его оставим.

— Уходите отсюда, — ответил мельник. — Не пущу вас ночевать.

Бредут петух с курицей дальше, видят — стоит у реки третья мельница. Постучался петух.

— Кто там? — спрашивает мельник.

— Это мы, петух с курицей, — отвечает петух. — Пусти нас переночевать, мы озябли и промокли. Мы заплатим за ночлег: когда курица снесёт яйцо, мы тебе его оставим.

Мельник оказался человеком добрым и заботливым. Он открыл дверь, пустил петуха с курицей, растопил очаг, усадил их, обогрел, зерном накормил. Петух с курицей обсохли, отогрелись, поели и легли спать. Мельник задул очаг и тоже улёгся отдыхать.

Но петуху с курицей не спалось. Жалко им стало яйца, не хотелось отдавать его мельнику. И решили они потихоньку встать и уйти. Поднялись под конец ночи, дверь открыли и пошли к себе домой.

Утром мельник просыпается и видит: нет петуха с курицей. «Наверно, — думает, — пошла курица на сеновал, яйцо мне хочет снести, а петух её сторожит». Растопил он очаг, уселся и ждёт. Время проходит, уже солнце высоко, а петуха с курицей всё нет. Встал тогда мельник, обошёл всю мельницу, заглянул на сеновал — нет гостей.

«Ладно, — думает мельник, — пойду к ним в деревню, пусть отдадут мне обещанное яйцо».

Когда петух с курицей увидели, что в их деревню спускается с перевала мельник, они быстро разбили все яйца, которые у них были в доме, вылили желтки и белки в кувшин и хорошенько его спрятали, а скорлупу бросили в очаг и сверху прикрыли тлеющими углями. Потом воткнули в полотенце несколько иголок и спрятались сами.

Мельник вошёл в дом, посмотрел по сторонам, но яиц нигде не увидел.

«Ладно, — подумал он, — посижу у очага, подожду. Скоро, наверное, петух с курицей придут».

Только он наклонился к углям, чтобы раздуть огонь, как скорлупа затрещала, полопалась и мельника всего обдало сажей — и лицо и руки. Вскочил он, пошёл водой умылся. Только взялся за полотенце, а иголки вонзились ему в пальцы.

— Вот как отблагодарили меня петух с курицей за то, что я им сделал столько добра, — сказал мельник и пошёл обратно к себе на мельницу.

С тех пор никто в том краю не открывает дверей неблагодарным петуху с курицей, если они просятся переночевать.

Вопросы по сказке

• О ком эта сказка? Кто тебе в ней понравился? А кто не понравился? Почему?

• Как начинается сказка? Как по-другому можно назвать начало сказки? (Зачин.) Какие слова зачина повторяются в других сказках?

• Расскажи, что случилось с петухом и курицей.

• У кого они просились на ночлег? Кто не пустил их переночевать? Какие это были люди? (Злые, жестокие, бессердечные.)

• Каким человеком оказался третий мельник? (Добрым, заботливым, сердечным.) Как он позаботился о промокших и голодных петухе и курице?

• Как отплатили ему за доброту петух и курица? Какими они оказались? (Неблагодарными, жадными, злыми, коварными.)

• Как закончилась сказка?

Ненецкая сказка «Кукушка»

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы по сказке

• Что ты знаешь о ненцах? Где живёт этот народ? Как называется их жилище? Какую одежду они носят?

• О ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей?

• Дети помогали матери? Почему женщина заболела?

• Дети заботились о больной матери? Что они отвечали на её просьбы?

• Как в сказке говорится о том, почему мать превратилась в кукушку?

• Чем закончилась сказка? Тебе жалко детей или ты думаешь, что они справедливо наказаны?

• Чему научила тебя сказка?

Сербская сказка «Кто не работает, тот не ест»

У короля Матии была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, день- деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой. Пришла пора выдавать её замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он её и замуж выдаст. Время идёт да идёт, а за королевну никто не сватается. Послал король приближённых искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень — пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал всё по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привёл он королевну домой. Мать выбежала навстречу, дивится на прекрасную девушку.

На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спрашивает:

— Кто сегодня работал, мать?

— Я и ты, — отвечает она.

— Ну, кто работал, тот и есть может.

Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день всё так же было.

На третий королевна и говорит свекрови:

— Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.

Та велела ей наколоть дров.

Вечерело. Сели за ужин, а парень снова спрашивает:

— Кто сегодня работал, мать?

— Мы трое: я, ты и королевна.

— Ну, кто работал, тот и есть может.

И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать.

Через три года приезжает король проведать дочку.

Видит — работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:

— Как, и ты научилась работать?

— А как же, — отвечает королевна, — у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров.

Король привёз дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвёз всех троих к себе во дворец. Парня того он принял как родного сына, обещал ещё при жизни передать ему королевство.

Французская сказка «Три охотника»

Жили-были три охотника.

Два ходили голые, а на третьем не было никакой одежды.

У охотников было три ружья.

Два ружья были не заряжены. В третьем не было заряда.

Охотники вышли из города на рассвете и шли далеко, далеко, далеко и ещё дальше.

Близ леса они застрелили трёх зайцев и двух из них упустили. А третий заяц от них сбежал. Они положили его в карман к тому охотнику, на котором не было одежды.

— Ах, боже мой! — сказали они. — Как же мы сварим того зайца, который от нас убежал?

И вот три охотника снова пустились в путь.

Они шли далеко, далеко, далеко и ещё дальше.

Наконец пришли к дому без стен, без крыши, без дверей, без окон, без всего.

Три охотника три раза громко постучали в дверь: тук! тук! тук!

Хозяин, которого не было дома, отозвался:

— Кто там? Что вам нужно?

— Не окажете ли вы нам услугу? Одолжите нам горшок, чтобы сварить того зайца, который от нас убежал.

— Ах, боже мой, друзья, у меня есть только три горшка: у двух выбито дно, а третий уже никуда не годен!

Вопросы по сказке

• Ты слышал когда-нибудь русскую пословицу «переливать из пустого в порожнее»? Как ты понимаешь это выражение? Послушай одну французскую сказку, которая напоминает эту пословицу.

• Эта сказка смешная или грустная? О чём в ней рассказывается, чего не может быть? Над чем ты смеялся, слушая сказку?

Похожие статьи:

Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»

Осеева «Волшебная иголочка»

Мошковская «Вежливое слово»

Цыферов «В медвежачий час»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!