Внеурочное занятие для детей 10-11 лет «В гости к весне»
Конспект занятия на тему «Весна» для учащихся 4 класса
Цели: определение признаков наступления весны в неживой и живой природе; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: тетрадь (блокнот) для записей; карандаш (ручка); инструктивные карточки.
Время проведения: конец апреля - май.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Этот этап проводится в классе или в группе.
Педагог сообщает место проведения экскурсии, маршрут движения до места экскурсии, организует повторение правил дорожного движения, правил поведения на природе: не кричать, чтобы не распугать лесных обитателей; не ломать ветви деревьев и кустарников; не срывать цветы, и т. д.
II. Групповая работа.
Каждой группе выдается карточка-задание, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона леса (парка) для проведения наблюдений.
Карточка 1. Неживая природа.
• Какая сегодня погода? Сравните ее с зимней погодой.
• Чем отличается весеннее небо по цвету и характеру облачности от зимнего?
• Как светит солнце?
• Изменилась ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?
• Что произошло со снегом? Почему? Изменился ли он по окраске и плотности по сравнению с зимой?
• Где осталось больше снега, почему?
• Как изменилась почва?
Карточка 2. Живая природа.
• Посмотрите на лес (парк) издали. Изменился ли он по сравнению с зимой?
• Найдите хвойное дерево. Как изменились хвойные деревья по сравнению с зимой?
• Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились лиственные деревья с приходом весны?
• Рассмотрите почки на дереве и кустарнике. Как они изменились по сравнению с тем, что наблюдали зимой? Распустились ли в это время листья на дереве и кустарнике?
• Осмотрите травянистые растения. Как они изменились с наступлением весны? Найдите цветущее травянистое растение. Как оно называется? Где оно растет, на какой почве?
• Прислушайтесь: когда в лесу (парке) больше звуков - зимой или весной? Почему?
• Каких насекомых и птиц вы увидели во время экскурсии?
• Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?
Проходит коллективное обсуждение каждого задания карточки. Каждая группа отчитывается о своих наблюдениях. По каждому заданию карточки делается коллективный вывод.
Например:
Неживая природа.
Сегодня... погода. Небо теперь голубое, высокое, по нему плывут белые-белые легкие облака.
Солнце светит ярче, пригревает. Оно гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. День стал длиннее.
Снег тает, так как стало тепло. Он потемнел и уплотнился.
Сначала он тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже снег тает в лесу.
От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги.
Живая природа.
Лес (парк) оделся в легкую желтовато-зеленоватую дымку.
Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то яркого оранжевого цвета.
На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве (вербе) появились серебристые барашки, а на ольхе сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.
На проталинах, в хорошо прогреваемых солнцем местах, расцвела мать-и-мачеха. Почва в таком месте хорошо увлажняется.
Весной в лесу (парке) больше звуков, чем зимой, потому что больше стало птиц. Начинают возвращаться перелетные птицы. Они весело щебечут.
Начали просыпаться насекомые. Они выбираются из своих укрытий.
III. Итог (подводится в классе или группе).
Дети рассказывают, какие изменения произошли в природе с приходом весны. На доске составляется схема «Весенние изменения в природе, наблюдаемые на экскурсии».
Автор: Е. Н. Пирожкова
Похожие статьи:
Фёдор Тютчев «Зима недаром злится»
Нет комментариев. Ваш будет первым!