Внеклассное мероприятие по математике 7 класс к неделе математики
Сценарий конкурсной программы для учащихся 7 класса «Я люблю математику»
В конкурсе принимает участие 2 команды (команда мальчиков и команда девочек) в составе 4 игроков и капитана, которые выбираются заранее. Каждый игрок имеет свой номер. Все присутствующие в зале делятся на зрителей и болельщиков. У каждой команды свои болельщики. Они имеют знаки отличия (эмблему, ленточку, флажки) в соответствии с тем, за какую команду болеют. Располагаются в зале компактно, с той стороны, где находится их команда.
Игра состоит из двух этапов: личных соревнований участников и коллективных. Баллы за те и другие начисляются всей команде. На первом этапе сначала соревнуются первые номера команд, потом вторые и т. д. Если игрок не ответил, то на этот вопрос может дать ответ игрок с тем же номером из другой команды. На втором этапе игры болельщики могут подсказывать своей команде, если она затрудняется с ответом.
Ход мероприятия
Ведущие.
Только любить - и никак иначе,
Только любить - такова задача.
С ней в ногу идти, в унисон дышать,
С новых сторон ее открывать.
Лишь тот математик, кто думать умеет,
Лишь тот математик, в ком сомнений есть семя,
Кто то замечает, что не видит другой,
Кто проявляет к науке любовь.
1-й этап.
Конкурс 1 «Музыкальный» (для первых номеров команд). Послушайте минусовки песен, запишите числа, которые в ней упоминаются. Затем необходимо найти сумму записанных чисел. Кто сделает это точнее и быстрее? Если оба игрока ошиблись, побеждает тот, чей ответ ближе к правильному.
Например:
«Двести лет» (муз. В. Малежика, сл. П. Хмара-Миронова);
«Через две зимы» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского);
«Жили у бабуси два веселых гуся» (песня из мультфильма «Два веселых гуся», «Союзмультфильм», 1970 г.);
«33 коровы» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева);
«Миллион алых роз» (муз. Р. Паулса, сл. А. Вознесенского) и т. д.
Конкурс 2 «Объяснялки». Вторые номера команд получают от ведущего лист с написанными на нем 10 математическими терминами или именами ученых-математиков. Участники должны объяснить эти термины, не называя их прямо. Сколько терминов угадает команда, столько баллов она получит. Время на отгадывание с объяснением - 2 мин.
Для первой команды: гипотенуза, Пифагор, плюс, неравенство, корень, цифра, квадрат, алгебра, циркуль, аксиома.
Для второй команды: периметр, Гаусс, равенство, миллион, треугольник, угол, дробь, геометрия, скобки, число пи.
Конкурс 3 «Кинокритик». Показывается кинофрагмент (или зачитывается отрывок из литературного произведения, где есть сюжет, связанный с математикой). Задание - назвать произведение (кинофильм).
Например:
Фильм-сказка «Двенадцать месяцев» (реж. А. Грапик, «Лен- фильм», 1972 г.) (фрагмент, в котором принцесса неправильно рассказывает таблицу умножения).
Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» (реж. Б. Степанцев, «Союзмультфильм», 1965 г.) (фрагмент про слет Василис Премудрых).
Конкурс 4 «Переводчики». Ведущий говорит буквальное значение какого-либо математического термина, заимствованного из другого языка. Игрок должен назвать этот математический термин.
Для первой команды: этот термин в переводе с латинского означает «луч», «спица колеса». (Радиус.)
Для второй команды: это слово происходит от двух латинских слов, которые переводятся как «висеть» и «верх», то есть все слово переводится как «висящий сверху», или «отвесный». (Перпендикуляр.)
Конкурс 5 «Определенность». В математике есть много терминов, которые являются с точки зрения языка многозначными словами. Игрокам нужно из всех перечисленных математических терминов выбрать один, который не является многозначным.
Для первой команды: корень, шар, уравнение, функция.
Для второй команды: дробь, гипотенуза, вертикальный.
2-й этап.
Ответ дается после коллективного обсуждения командой в течение 20 с. Право выбора правильного ответа из всех звучащих в процессе обсуждения предоставляется капитану.
Конкурс 1 «Как правильно понять». Каждой команде дается 3 толкования некоторого факта. Задание - выбрать правильное.
Для первой команды: в древности «алгебраистами» называли:
1) костоправов;
2) тех, кто умел считать;
3) тех, кто любил алкоголь.
Для второй команды: первых геометров называли «гарпедонапты». Это были:
1) натягиватели веревок, размечающие границы земельных участков после разлива Нила;
2) астрономы, наблюдающие за звездами и мечтающие побывать в космосе;
3) строители египетских пирамид.
Конкурс 2 «Грамотеи». Ведущий называет математический термин. Команда должна продиктовать его правильное написание по буквам. Первый игрок говорит первую букву слова, второй - вторую и т. д. Баллы получает та команда, которая «написала» свой термин без ошибок.
Конкурс 3 «Угадай страну». По подсказкам необходимо отгадать страну. В случае верного ответа команда зарабатывает 4 балла, если нет - все баллы из предыдущего конкурса переходят противникам. После каждой подсказки, не сопровождающейся ответом, открывается часть изображения, связанного с этой страной (очертание на карте, герб или флаг).
Для первой команды:
1) В этой стране отрицательные и положительные числа писали разными чернилами.
2) Именно здесь были впервые изобретены компас, сейсмограф, спидометр, порох и фарфор. Богатство ее было так велико, что путешественник Марко Поло привез оттуда термин «миллион».
3) Счеты в этой стране называются «суаньпань».
4) Высоту треугольника ученые этой страны в древности называли «прямая длина».
5) Математический трактат, написанный в этой стране еще до начала нашей эры, носил название «Математика в девяти книгах». Он состоял из задач и правил к этим задачам, имеющим прикладное значение, и был своеобразной энциклопедией для людей различных профессий.
Ответ: Китай.
Для второй команды:
1) В этой стране нет традиции дарить цветы на 1 сентября, зато есть другая. В день начала учебного года каждый первоклассник получает от родителей сладкий школьный кулек - большой ярко украшенный конус, который наполнен сладостями и подарками. Поэтому все дети очень ждут этот день.
2) Оценка «1» является здесь самой лучшей оценкой из всех, а самой плохой считается оценка «6».
3) В этой стране родились известные математики: Карл Фридрих Гаусс и Готфрид Вильгельм Лейбниц.
4) Число «3» было любимым числом канцлера этой страны Бисмарка.
5) Наше выражение «зайти в тупик» в этой стране имеет аналог «попасть в дроби».
Ответ: Германия.
Конкурс 4 «Составители». Командам раздаются пословицы и поговорки с пропущенными в них числами. Необходимо восстановить эти числа, а затем составить из них уравнение, причем так, чтобы оно имело единственный корень.
Конкурс 5. Команда, ведущая в счете на данный момент, объявляет, сколько баллов будет разыгрываться в этом конкурсе. Если противник ответит правильно, то эти баллы достанутся ему, если нет - самой команде.
Задание одинаковое для обеих команд, оно связано с числами.
Ведущий. По легенде изобретатель шахмат запросил за свое изобретение такую награду: за 1 клетку шахматной доски - 1 зерно, за вторую - 2, за третью - 4, за четвертую - 16 и т. д. Сколько зерен должен был выдать принц Сирам изобретателю? Команда, устанавливающая баллы, пробует угадать. Вторая команда (проигрывающая на данный момент) выражает свое мнение, используя только два слова - «больше» или «меньше».
Ответ: 9 223 372 036 854 775 808.
Подведение итогов.
Ведущий.
Мы благодарность объявляем
Той самой строгой из наук,
Которая нас развивает
И с детства - самый лучший друг!
Она нас учит рассужденьям,
Считать, и думать, и искать.
Она нам дарит вдохновенье,
Она - как драгоценный клад.
И ум отточит филигранно,
Научит спорить и мечтать,
И, если с ней ты постоянно,
Ее не можешь не понять.
В ней много разных тайн сокрыто,
Их разгадать - приятней нет!
И тот, кто к ней с душой открытой,
Идет дорогою побед.
В любви ей можно признаваться,
А можно скромно промолчать
И просто верным оставаться
И рассуждать, считать, решать.
Нет комментариев. Ваш будет первым!