Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства, 9 - 10 класс

Брейн – ринг для 9 – 10 класса. Сценарий

Данный брейн-ринг можно провести ко Дню народного единства

День народного единства – 4 ноября

Сценарий конкурсной программы для старшеклассников ко Дню народного единства

Цели: воспитывать любовь к Родине; прививать интерес к изучению истории родного края.

Оформление: репродукции «Московский Кремль XVI- XVII вв.», «Памятник Минину и Пожарскому в Москве» скульптора И. Мартоса; картины К. Маковского «Минин на Нижегородской площади», Э. Лисснера «Изгнание поляков из Московского Кремля».

Правила игры: каждая из трех команд отвечает только на четыре вопроса брейн-ринга поочередно. Если ответ команды не совсем правильный, право отвечать переходит другой команде.

Подготовка к мероприятию: класс делится на три команды и изучает эпоху Смуты XVII в.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Чтец.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Ведущий. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. Нас не покидает чувство гордости за свою могучую и свободолюбивую родину, за ее славный народ. 4 ноября в России отмечается День народного единства. Это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства. Именно в единстве, единении народа - сила России. Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Историк. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, не нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII в., когда Россия имела примерно такой вид (указывает на картину «Московский Кремль XVI—XVII вв.»).

II. Инсценировка

В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется историк.

Историк.

По послушанью в келье этой

Он летопись ведет.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его глубоких дум.

Летописец отрывается от работы и кладет перо.

Историк (обращается к летописцу). О чем, отец, ты летопись ведешь? Кому обращены твои правдивые сказанья?

Летописец.

Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу

И сильных чаще поминают

За их отвагу, твердость, доброту.

(Задумчиво.) Безмолвно так, спокойно все кругом...

Однако предчувствую небесный гром и горе

(вздыхает).

Историк.

Изволишь тяжко так вздыхать,

О чем печалишься ты, отче?

Летописец.

Средь мирных дел

Грядут лихие времена –

Нас ждет година испытаний.

Историк. О, кто с тобою согласится? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всей вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотесов - спешат свое умение отдать столице...

Летописец. Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, в хаосе земля... (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа...

Да, будут дни крамол,

Но после смут из пепла, из обломков

Россия встанет. Вижу день,

Когда спасителей ее прославят,

А распинавших проклянут...

Историк. Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. В начале XVII в. решался вопрос о существовании самой российской государственности. Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

III. Вопросы брейн-ринга

1. Какими сословиями было представлено население России в XVII в.? (Князья, бояре, купцы, духовенство, посадский люд, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы.)

2. Какие события послужили причиной Смуты в России начала XVII в.? (Примерный ответ. Со смертью царя Федора Ивановича пресеклась не только династия Рюриковичей, но и кончилась целая эпоха, когда на престол всходили «прирожденные государи». Царствование Бориса Годунова обещало быть счастливым. Он пытался облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Но эти надежды не оправдались. Вслед за непогодой начался неурожай и голод, унесший тысячи человеческих жизней. Наконец случилось самое страшное - кто-то стал распространять слухи о том, что голод - это кара Божья за несправедливость Бориса, захватившего трон коварством и хитростью. И начались бунты...)

3. Кто такой Лжедмитрий? (Примерный ответ. Бежавший в 1602 г. в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Он выдавал себя за царевича Дмитрия, погибшего в детстве, и утверждал, что настоящий царевич жив.)

4. Как Лжедмитрий расчистил для себя путь к трону? (Примерный ответ. В октябре 1604 г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Как истинный царевич, он щедро раздавал золото верным слугам, щадил плененных стрельцов. К нему стали стекаться доверчивые люди. Все же в январе 1605 г. правительственным войскам удалось разбить самозванца. Но сила последнего была не в армии. Народ верил в то, что он настоящий наследник престола. После смерти Бориса Годунова, спровоцировав в Москве мятеж, Лжедмитрий торжественно въехал в столицу. Путь к трону был открыт.)

5. Почему царствование Лжедмитрия оказалось коротким и закончилось трагически? (Примерный ответ. Завоевать царский трон помогла Лжедмитрию Римская курия, искавшая пути обращения Московского государства в католичество. В обмен на эту поддержку Лжедмитрий обещал польскому королю Сигизмунду передать Смоленск и Северную землю, а также перевести российскую паству в католичество. Но, воссев на трон, Лжедмитрий забыл свои обещания, поэтому группа заговорщиков ворвалась в палаты нового царя и объявила его самозванцем. Тот бежал к стрельцам, но они под давлением боярских угроз выдали беглеца, и он был застрелен. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в сторону Запада.)

6. Как разворачивалась борьба за российский трон после гибели самозванца? (Примерный ответ. На трон взошел Василий Шуйский. Но снова подули буйные ветры. Слухи о том, что «несчастному царю удалось спастись», не обещали скорого мира. В Новгороде-Северском на юго-западной окраине России объявился «посланник царя» - Иван Болотников, который осенью 1606 г. поднял восстание, охватившее не только юго-запад, но и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье. С большим трудом через год войско «посланника» удалось разбить. Но в августе 1607 г. начался исход из Польши Лжедмитрия II. Видимо, «производство» самозванцев там было поставлено на широкую ногу. Весной 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве. В столице обострилась борьба за власть: Василий Голицын и Ляпунов пытались поднять народ против царя. Василий Шуйский был низложен московским боярством в июле 1610г. Король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил ей войну. Это была уже неприкрытая интервенция, возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава.)

Страницы: 1 2 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!