Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Музыка
Ведущая. Мы благодарны исполнителям. А сейчас я хочу рассказать вам интересную историю о том, что стало родоначальником такого замечательного инструмента, как фортепиано. Оказывается, что это был музыкально-математический инструмент - монохорд (однострун). И построил его математик и философ Древней Греции Пифагор Самосский. Интересовала математика и философа математика звука. Поэтому и инструмент предназначался для исследования особенностей звука. Пифагор разделил струну на восемь частей и испробовал на ней высоту звучания. Разные по высоте звуки он расположил в виде ступенек звуковой лесенки. Так и получился Пифагоров звукоряд: до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до.
А сейчас команды получат музыкальные инструменты (вручает два детских пианино) и постараются показать нам свои композиторские способности. Ведь именно из этих нескольких нот создаются прекрасные музыкальные произведения.
Команды получают несколько минут для творчества, а ведущая работает с остальными участниками. Она рассказывает самый известный музыкальный миф об Орфее и Эвридике.
Ведущая. Орфей был сыном царя Фракии и музы Каллиопы. Аполлон (бог искусств) подарил ему лиру. Своей игрой Орфей очаровывал не только все живое, но даже деревья и скалы начинали двигаться под волшебные звуки лиры Орфея. Жена Орфея Эвридика умирает от укуса змеи. Не смирившись с ее смертью, Орфей отправляется в царство мертвых - Аид. Он хочет вернуть Эвридику. Волшебные звуки лиры Орфея и его пение покорили властителей царства мертвых. Эвридике разрешено вернуться в царство живых. Но пока они вместе поднимаются наверх, Орфей не должен оборачиваться назад и смотреть на Эвридику. Орфей не выдерживает и уже у самого выхода из царства мертвых оглядывается, чтобы посмотреть на прекрасную Эвридику. И, о, ужас! Она снова исчезает, теперь уже навсегда.
Орфей погибает. А его знаменитую лиру боги помещают на небо. И там появляется великолепное созвездие под названием - созвездие Лиры (можно показать созвездие на карте звездного неба или на слайдах). Об Орфее и Эвридике написано много музыкальных произведений. Среди них несколько опер: «Орфей в аду», «Орфей и Эвридика», песни.
Звучит песня в исполнении Анны Герман «Танцующие Эвридики».
Затем ведущая предоставляет слово «композиторам». Они исполняют свои «произведения».
Ведущая. А сам нотный стан и графическое изображение нот придумал итальянский монах Гвидо Аретинский. Он был музыкантом и учителем пения. Гвидо сочинил мелодию для молитвы. И каждый первый слог новой строчки этой молитвы дал название нотам. Правда, первоначальные названия претерпели некоторые изменения. И в конечном итоге мы получили до - ре - ми - фа - соль - ля — си - до.
Итальянские церковные храмы принимали в свои хоры детей-беспризорников или тех, чьи родители умерли. При храмах были специальные приюты, где эти дети жили. А назывались эти приюты консерваториями (лат. conservo - охранять, сохранять). Постепенно музыка в этих приютах стала занимать главное место. И консерватории из приютов превратились в высшие музыкальные учебные заведения.
Ведущая предлагает представителям двух команд («Мажор», «Аккорд») принять участие в викторине. Участники заполняют карточки с вопросами.
Во время подготовки команд другие участники мероприятия просматривают слайды о Московской и Петербургской консерваториях. Пояснения дает учитель МХК.
Музыкальная викторина
1. Где и когда была открыта первая консерватория как учебное музыкальное заведение? (В Неаполе, в 1537году.)
2. Где и когда была открыта первая консерватория в России? (В Петербурге, в 1862 году.)
3. Кто стал основателем первой российской консерватории? (Выдающийся музыкант и пианист Антон Григорьевич Рубинштейн.)
4. Какой великий русский композитор учился в первой российской консерватории? (Петр Ильич Чайковский.)
5. Когда была открыта консерватория в Москве? (1 сентября 1866 года.)
6. Кто стал известным преподавателем этой консерватории? (Петр Ильич Чайковский.)
Ведущая. Велика роль музыки в нашей жизни. Высоко оценивал ее великий русский полководец А.В. Суворов. Он утверждал, что громкая музыка была одной из важных составляющих при взятии Измаила. Когда звучат марши военных оркестров, невольно хочется подтянуться и зашагать с ними в ногу. Недаром же в переводе с французского слово «марш» означает движение вперед.
А гимн с греческого - это торжественная песнь. Французский «Интернационал» был гимном СССР до 1 января 1944 года. Затем мы стали петь «Союз нерушимый республик свободных...» на стихи С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана. Музыку написал А.В. Александров. В 2001 году на прежнюю музыку С.В. Михалков написал обновленный текст гимна. Он и является главной торжественной песней нашей страны.
Ребята слушают и поют гимн.
Викторина для команд
1. Где зародилось искусство игры на скрипке? (В Италии.)
2. Назовите самые известные династии скрипичных мастеров. (Андреа Амати, Андреа Гварнери, Антонио Страдивари.)
3. Кто изготовил самые ценные в мире скрипки? (Антонио Страдивари.)
4. Сколько скрипок изготовил великий мастер? (Около 1200.)
5. В чем ценность скрипок великого мастера? (Звуки их неповторимы.)
6. Когда и где состоялся первый платный музыкальный концерт для публики? (Он состоялся в 1672 году в Лондоне.)
7. Кто является королем-исполнителем на скрипке? (Король скрипки - итальянский скрипач Николо Паганини.)
8. Где хранится скрипка, на которой в последний раз играл король скрипки? (Паганини завещал свою последнюю скрипку родному городу Генуе, где она и хранится под стеклянным колпаком в городском муниципалитете.)
9. Кто из знаменитых скрипачей России играл на этой скрипке? (На этой скрипке играли знаменитые Давид Ойстрах и Леонид Коган.)
10. Как называют эту скрипку? (Эту скрипку называют «вдовой» Паганини.)
11. Кто является создателем фортепиано? (Флорентиец Бартоломео Кристофори.)
Во время работы команд ребята слушают отрывок из цикла «Времена года» А. Вивальди. Ведущая поясняет, что музыка Вивальди была открыта заново только в XX веке.
Ведущая. Музыка Вивальди - яркая, необычная из-за смешения тембров различных инструментов. А органная музыка И. С. Баха считается одной из вершин музыкального творчества композиторов всего мира. Его произведения величественны и торжественны. Сам Бах говорил, что свою музыку он посвящает Богу.
А в XVIII веке немецкий композитор Георг Фридрих Гендель написал уже не церковную, а так называемую светскую ораторию, которая предназначалась для исполнения на концертах. Это была серьезная классическая музыка.
Эпоха классицизма дала миру таких выдающихся композиторов, как К.-В. Глюк, И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен. С тех пор все музыкальные произведения, которые соответствуют системе построения симфонической музыки эпохи Классицизма, называются классическими.
Симфония - одно из самых сложных форм инструментальной музыки (с греческого - созвучие, согласие). Отцом симфонии считается И. Гайдн. Некоторые люди не понимают симфонической музыки, считают ее скучной. К тому же она занимает много времени. Симфонию надо уметь слушать. Симфонии надо слушать, понимая музыку. Ее непременно должен исполнять хороший оркестр под управлением талантливого дирижера. Тогда музыка становится понятной и доставляет наслаждение.
Ведущая. Какие интересные факты из жизни перечисленных композиторов вы знаете?
Участники:
- А. Вивальди был священником. Однажды, когда интересная мелодия вдруг зазвучала в его душе и мыслях, он ушел прямо с церковной службы и отправился записывать музыку. Таковы была сила музыки и его таланта. Многие присутствующие в этот момент в церкви посчитали его сумасшедшим.
- Французский композитор Дж. Люлли был поваренком на кухне у знаменитого герцога Гиза. И умудрялся играть даже на кастрюлях.
- Юный Бах пообещал старшему брату написать лучшую музыку, чем писали в то время модные композиторы. Старший брат посмеялся над ним. Однако все так и произошло.
- Моцарт начал писать музыку с пяти лет. Его первая симфония была написана в 9 лет.
- Одно из своих сложных произведений Моцарт сыграл для Сальери двумя руками и... носом.
Нет комментариев. Ваш будет первым!