Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие «День конституции». Старшие классы

Сценарий мероприятия для старшеклассников ко Дню конституции

Право ребенка на частную жизнь

Ведущий 1. Здравствуйте ребята! Мы учащиеся 10-х классов. И мы не могли остаться равнодушными к сегодняшнему дню, ведь сегодня день рождения главного документа страны, в которой мы с вами живем. Сегодня — День Конституции.

Древние римляне утверждали: «SALUS POPULI SUPRIMALE» («Благо народа — Высший закон»). Думается, что уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции Отечества.

Ведущий 2. Сегодня мы поговорим о правах и свободах человека и гражданина. Этой теме посвящена Глава 2 Конституции РФ. Особый акцент мы сделаем на статью 23 и попробуем связать её с нами — гражданами своей страны. Также мы познакомимся с понятиями частная жизнь, вакуум, приватность, деликатность, достоинство. Попробуем смоделировать различные ситуации и выполнить проблемные задания.

Ведущий 3. Итак, ребята, знаете ли вы, что такое Конституция и что это слово означает в дословном переводе.

Если нет, то ведущий сам объясняет это понятие.

Что такое «конституция»? («устройство», «постановление»)

Какие ассоциативные слова вы можете назвать с понятием «конституция»? Давайте попробуем это задание выполнить вместе.

К — кодекс, конвенция;

О — общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н — народ, нация, независимость, нейтралитет;

С — созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

Т — территория;

И — институт, исполнитель;

Т — толерантность;

У — управление, урегулирование;

Ц — центр;

И - инициатива, инаугурация;

Я — «я» — личность, «я» — гражданин.

Ведущий 4. Сколько всего Конституций было принято в нашей стране? (8.)

Какой день принято считать днём принятия первой демократической Конституции? (12 декабря 1993 года.)

Что определяет эта книжечка?

(Составление кластера. Если это технически невозможно, то следует нарисовать схему на большом листе бумаги.)

Ведущий 1. Сейчас мы с вами составили кластер, т. е. графически показали смысловое значение слова «Конституция».

На какие группы обычно принято разделять права и свободы в международных правовых документах? (Гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.)

На какие группы принято условно делить жизнедеятельность человека? (Частную, публичную.)

Вернёмся к названию нашего урока «Право ребёнка на частную жизнь». Для каждого из нас очень важной является частная жизнь. И сегодня мы более подробно остановимся на статье 23.

Ведущий 2. Ребята, а что такое частная жизнь? (То, что касается только меня.)

Приведите примеры элементов частной жизни в школе. (Мой портфель и мои вещи в нем; нельзя списывать и подглядывать в чужую тетрадь; нельзя читать чужие записки.)

Ребята, вы уже в том возрасте, когда возникают симпатии к противоположному полу. Возможно, кто-либо из вас ведёт переписку. Если бы взрослые попросили вас прочитать письмо, адресованное только вам, вы бы позволили это сделать? Почему?

Вы имеете на это полное право. И об этом говорится в основном законе нашего государства — Конституции, статье 23. Никто не вправе нарушать этот закон, даже сам президент. Прочитайте, как звучит эта статья.

(Ученик читает вслух статью 23.)

Ведущий 3. А сейчас мы предлагаем обсудить ситуацию.

Дочь поделилась с мамой своим секретом — ей нравится одноклассник, который тоже оказывает ей знаки внимания. А сегодня, когда они возвращались из школы, мальчик нёс её портфель до самого дома. Вечером за ужином мама начала рассказывать эту историю папе и бабушке. Девочка покраснела, на её глаза навернулись слёзы, и она выбежала в другую комнату. Мама тут же вошла следом и спросила, что случилось. Дочь стала упрекать её за то, что она раскрыла её тайну. Мама извинилась перед дочерью за свой поступок, успокоила её, и они вернулись в столовую.

Ведущий 4. Ответьте на вопросы. В чём была не права мама? Почему? Какое право дочери нарушила мама?

Ведущий 3. В чём проявляется право ребёнка на частную жизнь? Что входит в приватное пространство ребёнка? Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь? На эти вопросы нам предстоит найти ответы.

Ведущий 2. В чём проявляется нарушение права на частную жизнь?

Ведущий 1. Что вам непонятно в названии темы урока?

Ведущий 4. Выполните следующее задание. Определите, какие из перечисленных действий покажутся вам нарушением прав:

- кто-то прочитал ваше письмо,

- кто-то подслушал телефонный разговор,

- кто-то без разрешения вошёл в ваш дом,

- родители попросили показать ваш школьный дневник,

- учитель попросил вас высказать свою точку зрения по обсуждаемой на уроке проблеме,

- сосед зашёл на вашу кухню и взял спички,

- на перемене одноклассник съел ваше яблоко.

(Если учащимся покажется непонятным выражение «частная жизнь», обратить внимание школьников на то, что в ходе урока речь пойдёт о частной, то есть личной жизни ребёнка. Подчеркнуть, что в результате перечисленных действий произошло вторжение в личную жизнь, но люди эти действия нарушением закона чаще всего не считают. Хотя любое из таких действий, безусловно, оставляет неприятный осадок в душе человека.)

Ведущий 2. Что входит в приватное пространство ребёнка?

Ведущий 1. Что такое человек? Из чего он состоит? Что находится вокруг человека?

(В ходе беседы ведущий 1 схематично вывешивает на доске схему человека и обозначает пространство вокруг него, сопровождая это словами: голова, тело, руки, ноги, душа. Обобщая ответы школьников, ведущий обращает их внимание на то, что вокруг человека образуется пространство, но не вакуум. Это пространство достаточно часто нарушается.)

Ведущий 3. А теперь мы предлагаем вам поработать в группах и выполнить задание. Работая в группах, смоделируйте и обыграйте предложенные ситуации так, чтобы показать, как может происходить грубое вмешательство в личные дела ребёнка, и как он пытается отстоять своё право на личную жизнь.

Ведущий 4. Класс мы разделим на четыре группы. Условно группы называются: «Дети — дети», «Дети — родители», «Родители — дети», «Дети — взрослые».

Первая группа

Ведущий 1. «Дети — дети». На перемене Маша отобрала у Коли сочинение. Коля не разрешает его брать. Ему неприятно, когда читают его сочинение. Он пытался отобрать сочинение обратно. При этом мнение одноклассников разделилось: одни поддерживают Машу, а другие Колю.

Вторая группа

Ведущий 2. «Дети — родители». Андрей приходит домой и видит, что папа проверяет карманы его куртки. Папа находит в кармане у сына сигареты. Начинается выяснение отношений в семье (могут участвовать другие члены семьи).

Третья группа

Ведущий 3. «Родители — дети». Родители беспокоятся о том, как учится их дочь. Мама взяла из портфеля дневник, нашла в нём записку и прочитала её. Между мамой и дочерью произошёл серьёзный разговор.

Четвёртая группа

Ведущий 4. «Дети — взрослые». Десятилетний Володя рисует на асфальте во дворе. В это время проходит мимо незнакомый мужчина. Он остановился, посмотрел на рисунок и сказал: «Ну что это за рисунок?! Что это за линия?! Разве так рисуют?! Давай-ка я покажу, как надо...». Мужчина стирает рисунок и начинает рисовать сам.

После представления группам ситуаций проводится беседа по вопросам.

Ведущий 1. В ситуациях, которые вы показали, речь шла о личной или о частной жизни ребёнка? Из чего состоит частная жизнь человека? Кто определяет границы частной жизни?

Ведущий обращает внимание учащихся на то, что к частной жизни человека относится всё то, что принадлежит ему лично: его вещи, жильё, личные, семейные дела просто потому, что они его. Никому не позволено без особых обоснованных поводов вмешиваться в нашу жизнь и личные дела. Почтальон не может читать наши письма, служащий банка не может никого информировать о наших сбережениях. Доктор не может рассказывать о заболеваниях пациентов. Психолог не должен разглашать результаты тестирования интеллектуальных способностей, то есть кто более способный, а кто — менее. Медицинская сестра в школе не должна сообщать в классе, у кого голова чистая, а у кого — грязная. Учитель не должен читать попавшую к нему записку. Вмешательство в личную жизнь человека неделикатно. Если мы соберём всё то, что, как мы считаем, является нашим личным делом, то увидим, что вокруг нас образуется некая оболочка. Каждый человек, сам того не сознавая, создаёт её вокруг себя. Эта оболочка называется приватным пространством человека, которое включает в себя его частную жизнь.

Ведущий 1. Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

Ведущий 2. Право защищает частную жизнь каждого человека и в том числе ребёнка. Мы должны научиться уважать частную жизнь других людей и взаимно напоминать об этом друг другу. Поэтому в Конвенции о правах ребёнка есть специальная статья, в которой говорится: «Ни один ребёнок не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность жилища, тайн его корреспонденции, или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». (Статья 16 Конвенции о правах ребёнка. Текст статьи может быть вывешен на сцене.)

Ведущий 3. В результате обсуждения мы поняли, что право на частную жизнь означает право на интимные чувства, мысли, взгляды, тайны. Человек сам определяет границу своей личной жизни, то есть приватного пространства.

Ведущий 4. О чём мы сегодня говорили? (Говорили о праве ребёнка на частную жизнь.)

Я предлагаю закрепить полученные знания в виде составления синквейнов. И взять за основу слово «жизнь».

1 строка — заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.’

2 строка — два прилагательных.

3 строка — три глагола.

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

5 строка — резюме, вывод, одно слово, существительное.

Жизнь

• частная, неприкосновенная (интимная, личная)

• уважать, защищать, не вмешиваться

• важная часть существования человека

• невмешательство

Способность

• индивидуальная, психологическая

• развивается, осуществляет, прилагает

• способность предполагается заранее, но она должна стать умением

• особенности личности

Информация

• важная, необходимая

• получать, сообщать, дезинформировать

• каждый может принять решение, располагая достаточной информацией

• сведения

Федерация

• государственная, самостоятельная

• обладает, принимает, объединяет

• две системы высших органов власти

• союз

Богатство

• материальное, нематериальное

• получать, выиграть, заработать

• богатство — вода, пришла и ушла

• изобилие

Совесть

• нравственная, человеческая

• осуществляет, требует, контролирует

• закон, живущий в нас

• моральное сознание

Воспитание

• целенаправленное, продолжительное

• закладывает, развивает, воздействует

• нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении

• формирование личности

Благоразумие

• рассудительный, разумный

• думать, предвидеть, размышлять

• верное защитное средство от ошибок жизни

• предусмотрительный на будущее

Мой класс

• дружный, родной

• заботится, учится, растет

• моя вторая семья

• мои друзья

Любовь

• глубокая, интимная

• воспета, волнует, чувствует

• настоящая любовь не между телами, а между душами

• чувство

Любовь

• страстная, коварная

• томиться, влюбиться, мучиться

• единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у нас остается

• бесценный дар

Искренность

• правдивый, честный

• родиться, быть, стать

• мать правды и вывеска честного человека

• откровенность

Обязанности

• необходимые, безусловные

• выполнять, возлагать, распределять

• круг действий, безусловных для выполнения

• долг

Общество

• социальное, устойчивое

• регулирует, определяет, способствует

• совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей

• система

Книга

• бумажная, электронная

• пишут, тиражируют, читают

• способ существования сериалов вне телевидения

• информация

Подросток

• бунтующий, переходный

• растет, формируется, общается

• человек, который перестал быть ребенком, но еще не стал взрослым.

• тинейджер

Подросток

• агрессивный, неустойчивый

• созревает, стремиться овладеть

• промежуточное положение между детством и взрослостью

• ребенок в переходном возрасте

Подросток

• вспыльчивый, общительный

• критикует, ругается, оценивает

• уже не ребенок, но еще не вполне сформировавшаяся личность

• ребенок 12—16 лет

Толерантность

• понимающий, доверяющий

• терпеть, принимать, уважать

• готовность быть терпимым

• принятие

Толерантность

• доброжелательный, терпимый

• понимает, принимает, уважает

• искусство жить в мире разных людей и идей

• способный переносить

Духовность

• внутренний, экзистенциальный

• передается, формируется, постигается,

• то, что противоречит материальности, телесности

• проявление духа в человеке

Духовность

• религиозный, внутренний

• воспитывается, определяется, открывается

• то, что противоречит материальности, телесности

• преобладание духовного

Личность

• индивидуальная, неповторимая

• не рождается, формируется, становится

• результат процесса воспитания и самовоспитания

• система поведения индивида

Личность

• индивидуальная, психофизиологическая

• живет, растет, учится

• мыслю, следовательно, существую.

• человек

Этика

• философская, нравственная

• изучает, анализирует, обосновывает

• систему норм нравственного поведения

• учение о морали

Мышление

• логическое, аналитическое

• думает, размышляет, анализирует

• отражение действительности

• психический процесс

Ребенок

• маленький, своенравный

• рождается, растет, воспитывается

• существо, которое наполняет жизнь смыслом

• личность

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!