Внеклассное мероприятие 7-9 класс. Символы государства
Внеклассное мероприятие 7-9 класс. Сценарий
Рассказ-экскурс для школьников на тему «Символы государства»
Цель: воспитание гражданских чувств, формирование умений вести диалог, высказывать своё мнение.
Ход мероприятия
Учитель. Мы живем в государстве. Ясно, что речь идет о территории, которая имеет свое название, свои границы, свое население, свои государственные символы.
Действительно, государство - это территория. А территория государства, в котором мы живем, - Россия. Сегодня мы будем говорить о связи человека со своим государством, о гражданственности. Давайте послушаем сообщения ровесников об интересных фактах истории Отечества и его символах, о том, что значит быть гражданином.
Сообщение учащегося.
Россия - страна и государство, населенное в основном русскими. До Великой Октябрьской Социалистической Революции под Россией подразумевалась вся Российская Империя (с начала XVIII века) как совокупность территорий, входивших в её состав и населенных как русскими, так и нерусскими народами.
В русских письменных памятниках название Россия как обозначение страны появляется в конце XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть всю совокупность земель, вошедших к тому времени в состав централизованного государства во главе с Москвой. Позднее понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века являлось названием народности.
С XVII века термины «Россия» и «Российская земля» стали широко употребляться в русской письменности. В начале XVIII века Русское государство при Петре I было официально названо Российской Империей.
В результате победы Октябрьской революции 1917 года на большинстве территорий бывшей Российской Империи установилась советская власть и появилось понятие «Советская Россия». Была образована РСФСР. В 1991 году, в связи с распадом СССР, вернулось название Россия, Российская Федерация.
Все мы, живущие в нашей стране - России, независимо от социальной и национальной принадлежности - граждане своего Отечества, своего государства.
Гражданство - это правовая связь человека с государством.
Быть гражданином - значит пользоваться определенными правами и выполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит;
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище -
Ведь прохожих нелепо хватать
И, бия себя в грудь кулачищем, им орать:
«Я люблю свою мать!»
Ты, гражданственность - Пушкин, Некрасов -
Не бумаринствующие врали,
И замешана ты не на квасе, а заквашена на крови.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле, даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный её капитан.
Защищайте её от двуличных
Подхалимов и клеветников,
И от умников заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора...
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин - от хамства чьего-то
И детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России – бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
Е. Евтушенко
Сообщение учащегося.
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Березовая роща с трелями соловья? Но вокруг и мусорные свалки встречаются. И нищих полно.
А цены? Квартир не хватает. И отгремела никому не нужная война в Афганистане, война в Чечне. Что же, все это - Родина? И гражданин её должен любить? Это очень сложные вопросы.
Любить помойки и непродуманные решения руководства своей страны невозможно.
Но гражданин Отечества, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины. Переживает как свои собственные беды.
Он желает знать об изменениях в его стране, следит за информацией в печати и на телевидении. Он жаждет перемен к лучшему в своем Отечестве.
Однако знать и хотеть - этого мало.
Гражданин действует. Он понимает, что без его действий ничего не изменится.
Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он протестует, он участвует в экологической борьбе по защите своей Родины. Гражданин протестует против разрушения культурного наследия.
В свободное от работы и учебы время он участвует в восстановлении церкви или монастыря. Он может не верить в Бога, но он не позволит погибнуть священным местам.
Гражданин не может спокойно смотреть, как гибнет от пива, водки, табака и наркотиков подрастающее поколение третьего тысячелетия.
Вопрос:
Широко известны строки из стихотворения Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын».
Что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества, гражданином?
Учитель. Кто из граждан страны не получал хоть какую-нибудь справку с гербовой печатью?
А знаете ли вы, что все денежные знаки России тоже отмечены гербом России?
В дни праздников во всех странах вывешиваются государственные флаги. В самые торжественные моменты поют или слушают особую песню - государственный гимн. Все это - символы государства.
Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами. Но во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны как к символам единения народа, особенно в тяжелые времена, в годину испытаний. Ведь за этими символами - многовековая история народа, величайшие взлеты страны и ее страдания.
Поэтому государственные символы должны отражать и историю народа, и его чаяния и устремления, показывать его национальный характер, особенности и надежды.
Историческая справка
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.
Подобное в мировой практике складывается недавно, с XIX века. С этого времени государственные символы закрепляются за государством законодательно.
В большинстве стран государственные символы понимаются как общенациональные и объединяющие: они внесословные, внеклассовые, внепартийные.
Верность своим эмблемам народы пронесли сквозь века, что способствовало объединению народов и наций. Почитание символов является проявлением гражданской позиции.
Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие почести, а его оскорбление является оскорблением нации и государства. Государственным символом является и гимн Российской Федерации.
Помимо традиционных символов, страна имеет ряд национальных неофициальных символов, обозначающих специфическую для каждой страны историю, культуру, быт.
Вопрос:
Назовите неофициальные символы России. Расскажите, что они обозначают. (Самовар, медведь, русская тройка, Красная площадь, Кремль и др.)
А теперь подробнее остановимся на основных государственных символах.
Историческая справка
На рубеже XIV-XV веков появляется в Московском княжестве изображение всадника, поражающего копьем змея. Этот образ был близок к образу популярного русского святого Георгия-Змееборца, Георгия-Воина.
Интересна история появления другой составляющей российского герба - двуглавого орла. Он появился в России в правление Ивана III и пришел к нам из Византии. 1497 год - это год возникновения государственного герба России.
Главы орла украшают короны - символы законодательной и божественной власти царя. В XVII веке орел получает в лапы державу и скипетр, олицетворяющие судебную и исполнительную власть монарха.
Учитель подробно рассказывает о гербе.
Историческая справка
На Руси основным видом знамен были военные. Цвета и рисунки стягов до крещения Руси были разноцветными, но преимущественно были красными.
Но уже в первой трети XVII века белый, голубой, красный выполняли роль государственных цветов. Первые знамена были белого цвета с изображением на них герба - золотого двуглавого орла.
Знамя выносилось во время торжественных приемов и церковных церемоний, а в походе оно означало присутствие царя в войске. С петровских времен нам известен точный порядок полос на флаге: белый, голубой, красный.
Этот вариант считался первым государственным флагом. Расположение полос на флаге совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический (Вера), выше - небесный (Надежда), на самом верху - божественный (Любовь).
В XIX веке - полосам придали значение содружества 3 восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских. Именно этот флаг в России стал национальным.
10 мая 1918 года - 5^й Всероссийский съезд Советов отменил трехцветный флаг как государственный символ старого государства.
Вновь трехцветный флаг возродился в России в 1989 году. 12 марта в 15.00 развивался на площади имени Маяковского в центре Москвы на митинге памяти Февральской революции.
В 1991 году он стал официальным флагом России. 22 августа - день Государственного Флага России.
Подробный рассказ о флаге.
Историческая справка
Гимн - это торжественная песнь, призванная сплачивать нацию. При официальном исполнении гимна необходимо встать гражданским лицам, военнослужащие должны отдавать честь.
Подробный рассказ о гимне. Прослушивание гимна в аудиозаписи. Чтение текста гимна.
Учитель. Заканчивая краткое знакомство с государственными символами, понятиями «государство», «гражданство», «гражданин», я хочу прочитать стихотворение:
У каждого заботой своей глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все - её судьба.
Она не позабудет ни света и ни тьмы,
Она такою будет, какими будем и мы.
И ей, одной-единственной,
В любые времена
Не спрячешься за спину,
Хоть широка страна.
«Она такою будет», какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться, ваших.
Ты - гражданин!
А задумывался ли кто из вас о потомках?
Каким воздухом будут дышать ваши дети?
Попробуют ли чистой колодезной воды ваши внуки?
Знаком ли будет вашим правнукам запах соснового бора и свежескошенной травы?
Будущее можно улучшить объективным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Вопросы для обсуждения с обучающимися:
1. Почему государству трудно обойтись без официальных символов?
2. Могут ли символы дать представление об особенностях того или иного государства и каким образом?
3. Почему надо уважать символы своей страны и других стран?
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по литературе 8 класс
Сценарий мероприятия для школьников 8 - 9 класс по теме Владимир Высоцкий
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 9 класса
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии в 9 классе
Внеклассное мероприятие для 8, 9 класса ко Дню пожилого человека
Нет комментариев. Ваш будет первым!