Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Литературный вечер для старшеклассников. Сценарий

Сценарий литературного вечера для старшеклассников (9-11 классы) на тему «Лев Николаевич Толстой и музыка»

Оформление вечера:

а) портреты и фотографии Л. Н. Толстого, отражающие его занятия музыкой: С. И. Танеев и А. Б. Гольденвейзер в Ясной Поляне (фото), Л. Н. Толстой за роялем (фото), Л. Н. Толстой и Б. С. Трояновский (фото), ноты вальса Л. Н. Толстого, портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887 г.) и другие портреты писателя;

б) газета "Л. Н. Толстой и музыка";

в) фотомонтаж "Любимые композиторы Л. Н. Толстого: Шопен, Чайковский, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Скрябин, Рахманинов, Глинка";

г) выставка книг Л. Н. Толстого, в которых есть "музыкальные страницы";

д) иллюстрации художников и рисунки учащихся к произведениям Л. Н. Толстого "Люцерн", "После бала", "Альберт", "Война и мир" и др.;

е) высказывания великих людей о Л. Н. Толстом и Л. Н. Толстого о людях искусства, написанные на плакатах.

Какое чудо творчества, ума, души, страсть гения!!! Что за счастье, что есть такие люди на свете и что мне привелось быть его (Толстого) современником, видеть и слышать его лично.

В. В. Стасов - А. К. Чертковой, 4 января 1900 г.

Граф Лев Толстой - гениальный художник, наш Шекспир, может быть. Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне сравнений.

А. М. Горький - С. А. Венгерову, 23 мая 1908 г.

Мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким, мир, в котором все отражения по размерам, пропорциям и светотени соответствуют явлениям действительности...

В. Г. Короленко, "Л. Н. Толстой".

Толстой - это целый мир.

М. Горький

Сердечно приветствую художника и человека, славу и гордость своей страны и своего века.

К. А. Тимирязев - Л. Н. Толстому, телеграмма 1898 г.

Может быть, ни разу в жизни, однако ж, я не был так польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Л. Н. Толстой, слушая andante моего 1-го квартета и сидя рядом со мной, - залился слезами.

П. И. Чайковский. Дневник.

Более, чем когда-либо, я убеждён, что величайший из всех когда-либо и где-либо бывших писателей-художников есть Л. Н. Толстой.

П. И. Чайковский. Дневник.

Я дважды играл с Танеевым Льву Николаевичу 9-ю симфонию Бетховена. Раз в Хамовниках в 4 руки и раз в 1906 году в Ясной Поляне в переложениях для двух фортепиано, и оба раза она произвела на него сильное впечатление.

А. Б. Гольденвейзер "Л. Толстой и музыка".

Всегда и безусловно удовлетворяла Толстого народная музыка - не только русского народа, но и всех народов. Он любил игру на народных инструментах, особенно на балалайке...

Н. Гусев и А. Гольденвейзер.

Ведущий 1. Лев Николаевич Толстой - писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Ведущий 2. "Л. Н. Толстой" (портрет работы И. Е. Репина, 1887 г.). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые - и в этом их особенность - совершенно плоские и одноцветные - сияющие; точно на сильный источник света, смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь - откуда и как оно происходит ... Остальное - и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и борода, и даже всё тело - кажется пристроенным к этим глазам, сопровождающим их... Сначала глаза, а затем уже всё прочее...

Ведущий 3. А вот на фотографии Лев Николаевич за роялем. Как хороши подобные минуты!..

Лев Толстой был человеком музыкально одарённым. Его семья любила музыку. Мать писателя Мария Николаевна занималась музыкой. Сам Лев Николаевич хорошо играл на рояле. Покинув Казанский университет, он составил себе программу самообразования. По составленному им плану он должен изучить юридические науки, иностранные языки, математику, естественные науки и "достигнуть средней степени совершенства в музыке..."

(Л. Н. Толстой. Дневник.)

Ведущий 1. А. Б. Гольденвейзер в своих воспоминаниях отметил, что "в молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепиано". Когда в 1906 году я был вместе с Танеевым в Ясной Поляне, Лев Николаевич сыграл нам его, и мы его записали".

(Ученик исполняет вальс Л. Н. Толстого.)

Ведущий 2. Лев Николаевич любил и понимал народную музыку, называя её "удивительным сокровищем". Он неоднократно повторял. "Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни". Он даже собирал и записывал их. Сборник с записями народных песен писатель подарил П. И. Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение.

Ведущий 3. Особенно нравилась писателю бесхитростная народная песенка "Сидел Ваня на диване". П. И. Чайковский вспоминал, что Л. Н. Толстой, услышав мелодию этой песни, неожиданно заплакал.

(Учащиеся исполняют народные песни, которые любил слушать 77. Я. Толстой, - "Не шуми, мати зелёная дубравушка", "Дубравушка", "Ноченька", - или прослушивают в записи.)

Ведущий 1. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: "Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец.

...Слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слёзы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нём возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его..."

Ведущий 2. В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передавать смен)' мыслей и настроений героя.

Ведущий 3. В повести "Крейцерова соната" Толстой пишет, как действует музыка на главного героя: "Музыка заставляет меня забывать себя, моё истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не своё положение... Музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку..."

Ведущий 1. В рассказе "Альберт" Толстой описывает вдохновенную игру скрипача Альберта. Больной, слабый и жалкий в жизни, во время игры он становится прекрасным. "Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым, каким-то неожиданно-ясным и успокоительным светом, вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя. Ни один ложный или неумеренный звук не нарушал покорности внимающих, все звуки были ясны, изящны и значительны. Все молча, с трепетом надежды, следили за развитием их... То грустно-нежные, то порывисто-отчаянные звуки, свободно перемешиваясь между собой, лились и лились друг за другом так изящно, так сильно и так бессознательно, что не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого какой-то прекрасный поток давно знакомой, но в первый раз высказанной поэзии. Альберт с каждой нотой вырастал выше и выше...

...Все находившиеся в комнате во время игры Альберта хранили покорное молчание и, казалось, жили и дышали только его звуками".

Ведущий 2. Лев Николаевич Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка пробуждает в слушателях лучшие чувства, заставляет забывать о неудачах.

Самый знаменитый роман всех времён "Война и мир"! В нём огромное количество "музыкальных страниц". Прекрасное пение Наташи Ростовой автор передаёт через восприятие Николая Ростова.

Чтение отрывка из "Войны и мира" (т. II, часть 1, глава 15) со слов: "...в голосе её была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил..." до слов: "...и это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире..."

Ведущий 3. Писатель показывает музыкальную одарённость и восприимчивость Наташи Ростовой. Восприятие её пения становится средством характеристики других героев. Именно музыка помогает Андрею Болконскому осознать любовь к Наташе.

Чтение отрывка из "Войны и мира" (т. II, часть 3, глава 19, Андрей Болконский слушает пение Ростовой) со слов "...после обеда Наташа, по просьбе князя Андрея..." до слов: "...вся жизнь его представлялась ему в новом свете".

Ведущий 1. Видное место в романе "Война и мир" занимает описание танцев и танцевальной музыки. После смотра в Браунау лихо пляшут русские солдаты, вдохновенно пляшет русскую Наташа Ростова...

Инсценировка отрывка из романа "Война и мир" - "Пляска Наташи Ростовой" (том II, часть 4, глава 7) (Или выразительное чтение отрывка со слов: "Ну, племянница! - крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд..." до слов: "...умела понять то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке".)

Можно рассмотреть репродукцию с картины художника В. А. Серова "Наташа у дядюшки".

Инсценировка отрывка "Бал у Иогеля" (том II, часть 1, глава 12) (Или выразительное чтение отрывка со слов: "Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми..." до слов: "Князь Андрей... пошел танцевать и выбрал Наташу потому, что на неё указал ему Пьер".)

Ведущий 2. У Толстого есть и другие произведения, в которых герои поют, играют, танцуют.

В "гуманистической повести" "Люцерн", написанной после посещения писателем Швейцарии, показана судьба нищего музыканта, который развлекает богатую публику своей чудной игрой и пением. А потом трижды усталый, голодный музыкант протягивает руку с фуражкой к разряженным господам. Но никто не даёт ему ни копейки.

Толстой спрашивает: "Кто больше человек и кто больше варвар: тот ли лорд, который, увидав затасканное платье певца, с злобой убежал из-за стола, за его труды не дал ему миллионной доли своего состояния и теперь, сытый, сидя в светлой покойной комнате, спокойно судит о делах Китая, находя справедливыми совершаемые там убийства, или маленький певец, который, рискуя тюрьмой, ...уходит по горам и долам, утешая людей своим пением?.."

Ведущий 3. Известное всем произведение "После бала" строится как контрастное изображение эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата за побег. "Музыкальные моменты" присутствуют в этих эпизодах, органически связанных друг с другом, так как развивают единую художественную идею.

"Бал был чудесный: зала прекрасная..." Танцевали "и кадрили, и вальсы, и мазурки, и польки".

Мы видим прекрасный танец статного и красивого полковника с дочерью. "Он взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы... Вся зала следила за каждым движением пары..."

А вот и "доносившиеся звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка".

Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. "Музыкальные моменты" помогают этому.

Ведущий 1. Своеобразным центром культуры становится дом Л. Толстого в Ясной Поляне и в Москве. В гости к великому писателю часто приезжают люди культуры и искусства. В доме Л. Толстого звучат произведения Бетховена, Чайковского, Глинки, Моцарта. Для Толстого играют Скрябин, Танеев, Гольденвейзер, Рахманинов.

Но самым любимым композитором Толстого был Шопен. "Шопен в музыке - то же, что Пушкин в поэзии", - повторял Лев Толстой.

Ведущий 2. В книге "Лев Толстой и музыка" Н. Н. Гусев и А. Б. Гольденвейзер перечисляют любимые произведения Л. Толстого. Это и фортепианные произведения Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шопена, Чайковского, и пьесы для скрипки Баха, Брамса, и романсы Грига, Моцар та, Глинки.

Исполнение романсов Глинки "Сомнение" или "Не искушай". {В граи записи или исполнении учащихся.)

Список любимых музыкальных произведений Л. Н. Толстого

Фортепианные произведения

Старинные пьесы Джона Буля, Перселя, Куперена, Рамо, Скарлатти, Генделя, Баха в исполнении Ванды Ландовской на клавесине и фортепиано.

Фортепианные сонаты Гайдна и Моцарта (сонаты ля-мажор, до-мажор, фантазия и соната до-минор и др.).

Бетховен. Сонаты: ми-бемоль-мажор, соч. 7 (особенно 3-я часть), фа-мажор, соч. 10, до-минор, соч. 13 (Патетическая), две сонаты, соч. 27 («Квази уна фантазия»), ми-бемоль-мажор и до-диез-минор, ре-минор, соч. 31, до-мажор, соч. 53, фа-минор, соч. 57 (Аппассионата), ми-минор, соч. 90 и до-минор, соч. 111. Вариации до-минор и 4-й концерт соль-мажор.

Шуберт. Экспромты и Музыкальные моменты.

Вебер. «Приглашение к танцам», соната ля-бемоль-мажор.

Мендельсон. Некоторые песни без слов, скерцо ми-минор, рондо- каприччиозо, престо скерцандо, прелюдия к фуге ми-минор.

Шопен. Соната си-бемоль-минор; баллады соль-минор; ля-бемоль- мажор и фа-минор; скерцо си-бемоль-минор; ноктюрны ми-бемоль-мажор (№ 2), фа-диез-мажор, до-минор, фа-минор, ми-мажор; полонезы - ля- мажор, ми-бемоль-минор, до-диез-минор, ля-бемоль-мажор; вальсы - до- диез-минор, ля-бемоль-мажор (№ 3); мазурки - очень многие, например, ля-минор (№ 13) и си-минор (№ 25); прелюдии (все); многие этюды, например, ми-мажор, ля-бемоль-мажор (соч. 25), до-диез-минор (соч. 25), оба до-минорных и др.

Шуман. «Фантастические отрывки», соч. 12, «Карнавал», «Давид- сбюндлер», соната фа-диез-минор, «Арабеска».

Лист. Этюд ре-бемоль-мажор.

Чайковский. Вариации фа-мажор, вальс фа-диез-минор.

Аренский. Эскиз фа-мажор, Баркаролла, 2-я сюита для двух фортепиано («Силуэты»).

Рахманинов. Музыкальный момент си-минор.

Скрябин. Мазурка фа-диез-мажор и 1-я часть 2-й сонаты (Соната- фантазия).

Некоторые прелюдии из соч. 11 (ре-мажор, соль-мажор, ми-минор и др.).

Пьесы для скрипки

Бах. Ария (переложение). Брух. «Коль нидрей».

Шопен. Ноктюрны - ми-бемоль-мажор и ре-бемоль-мажор (переложение).

Брамс. Венгерские танцы. Мелкие пьесы старинных композиторов в переработке Крейслера.

Заключительное слово

Вся долгая и прекрасная жизнь Льва Николаевича Толстого наполнена любовью к русской природе, к искусству, к музыке. В одном из дневников писатель отмечает: "Музыка, как и всякое искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы все, как можно больше людей, участвовали в испытываемом наслаждении. Ничто сильнее этого не показывает истинного значения искусства: переноситься в других, хочется чувствовать через них".

Литература

1. Гольденвейзер А. Б., Гусев Н. Н. Лев Толстой и музыка. М., 1976.

2. Журналы "Литература в школе".

3. Русская литература. I, II ч. / Под ред. Ю. В. Лебедева.

4. Толстой С. Л. Очерки былого. Тула, 1975.

5. Толстой Л. Н. в портретах, иллюстрациях, документах: Пособие для учителя. М., 1961.

6. Толстой Л. Н. Собр. соч: в 12 т. М.: Правда, 1984.

Похожие статьи:

Пушкинский вечер в школе

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса. Тема: Мой Пушкин

Поэзия серебряного века. Сценарий вечера для старшеклассников

Литературная игра для школьников по книге Дюма «Три мушкетера»

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!