Беседа о выполнении домашних заданий с учащимися 5-6 класса
Конспект беседы со школьники средних классов «Умеете ли вы учить уроки?»
Цель: помочь учащимся избавиться от бессмысленной зубрежки.
Задача: убедить ребят в том, что серьезный подход к выполнению домашних заданий - гарантия успешной учебы.
Основные вопросы:
- Моя память - моя союзница.
- При каких условиях необходимо садиться за уроки.
- Вопросы-ответы.
Задаем нашим подопечным такой вопрос: «Почему одному учение дается с большим трудом, а другому легко?» Вряд ли они смогут на него вразумительно ответить, скорее всего, отделаются примерно такими репликами:
— А отличникам по жизни везет!
- Судьба у нас такая: кому-то все, а кому-то ничего!
Примерно так могут отреагировать на вопрос учителя ребята, которым явно «не везет» с учебой. Отличники и ударники могут парировать:
- Учиться надо, а не сачковать!
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда! Пятерки зарабатывать надо...
- Кому нравиться учиться, тот и учится хорошо. А кто не хочет, так и перескакивает с тройки на двойку!..
Действительно, тот, кто целеустремлен, обладает упорством, умеет и любит работать, достигает больших успехов не только в учебе, но и в других областях и сферах жизни. Поэтому уже в детском возрасте необходимо развивать в себе эти качества. Не последнюю роль в достижении жизненных целей играют и психологический настрой и физиологические данные человека. Но любой, зная свои особенности, может корректировать их и развивать. Для этого необходимо узнать и познать самого себя.
Хотелось бы, чтобы данная беседа принесла действительную и практическую пользу учащимся, у которых имеются проблемы с учебой, помогла им в познании самих себя и в работе над собой.
Ход беседы
Как правило, школьники, успевающие по всем предметам, обладают хорошей памятью. Для них достаточно объяснения учителя на уроках, дома им лишь остается закрепить материал выполнением домашней работы. Другой должен обязательно вчитаться в написанное, зрительно себе представить, все для себя разложить по полочкам. Третий, вроде бы и не лентяй, на уроках ловит каждое слово учителя, добросовестно просиживает за уроками по пять- шесть часов, по имеет по предметам слабенькие четверки и то, полученные справедливости ради, скорее за трудолюбие, чем за знания.
Так почему кому-то учеба дается с большим напряжением и трудом, а кто-то учится легко и с удовольствием? Это зависит от многих причин: физиологических и психологическо-личностных особенностей человека, его типа нервной системы, и, конечно же, обладания хорошей памятью.
Различают несколько видов памяти: слуховую, зрительную, двигательную, то есть моторную. Самый распространенный вид - смешанный.
Например, доказано, что у художников больше развита зрительная и двигательная память. Музыканты же не только обладают зрительной и двигательной, но и хорошей слуховой памятью. У спортсменов же больше развита моторная память. Человек не может обладать только одной какой-то памятью. Просто один вид развит сильнее и преобладает над другими.
Установлено, что люди используют всего 4 % возможностей своей памяти, между тем, как остальные 96 % просто не задействованы!
Информация к размышлению
Человек «запрограммирован» природой так, что может приложить свои способности во многих делах. В подтверждение этому в жизни можно найти немало примеров, когда человек, посвятив все свои силы одной сфере деятельности, вдруг добивается больших результатов в совершенно противоположной.
Западноевропейские психологи, после ряда исследований и различных тестов, пришли к мнению, что над определенной темой и па одном месте человек способен плодотворно и с полной отдачей трудиться не более пяти лет. Далее в силу вступает закон стереотипного поведения, привычек и навыков со всеми вытекающими из этого последствиями: ум притупляется, жажда деятельности иссякает, пропадает интерес к изучаемому вопросу или работе и т. п. Каждый, потерпев какую-либо неудачу в одном, должен попытаться найти себя в другом деле. Главное - не унывать и всегда двигаться вперед, веря в себя и свои силы.
Любой человек может улучшить свои возможности, для этого необходимо желание, знание своих физиологических особенностей, целеустремленность и большая воля.
Как вы думаете, ребята, почему объясняя новый материал, учитель не только рассказывает, но и демонстрирует различные наглядные пособия, чертит схемы, показывает слайды и кинофильмы и т. п.? Объясняется это тем, что когда знания поступают различными путями, они лучше запоминаются. Поэтому на уроках вы не только слушаете объяснения учителя, но и выполняете различные письменные работы, отвечаете на вопросы, работаете над дидактическим материалом, заучиваете наизусть стихи, пишите изложения и так далее. В связи с этим необходимо дома при подготовке трудного предмета, внимательно прочитать заданный параграф, кратко законспектировать его или составить план, а потом то же самое пересказать. Таким образом, вы развиваете все виды своей памяти.
Практический совет. Для развития памяти полезно выполнять такое упражнение: выбрав любую понравившуюся вам картину, внимательнейшим образом всмотритесь в ее изображение (Коростелева, Н. Практический совет «Всем, кто хочет быть здоров». - М.: Молодая гвардия, 1974). Теперь, отодвинув в сторону картину, попытайтесь представить ее себе.
В первый раз вы «увидели» только главное, самое существенное. Посмотрите еще раз и опять воспроизведите ее в памяти. Если поразмыслить над сюжетом картины, почему так, а не иначе изобразил художник, чем он достиг своего воздействия - невольно возникнут своеобразные новые связи. Вот эти-то связи старайтесь всегда и везде находить. Пусть ваша память станет вам доброй попутчицей в жизни и верной союзницей в учебе, избавит вас от бессмысленной зубрежки.
А теперь перейдем к следующему вопросу нашей беседы и поговорим о том, какие условия необходимы школьнику при работе над домашними заданиями.
Итак, занятия в школе закончились, вы пришли домой, какие ваши следующие действия? Отдых, отдых и еще раз отдых! И это правильно, если не следовать своей привычке: портфель в сторону, пара бутербродов на скорую руку (обед разогревать не хочется, да и нет сил) и скорее к телевизору...
Возвратившись со школы, в первую очередь, необходимо пообедать и немного прогуляться. На это понадобиться примерно два часа. Сняв, таким образом, свое утомление, можно приступать к выполнению домашнего задания. Не стоит откладывать уроки на вечер. Накопленная за весь день усталость и утомление заметно скажутся на качестве выполнения домашних заданий: прочитанный материал будет плохо запоминаться, а невнимательность в силу вашей усталости приведет к нежелательным ошибкам в письменных работах.
Необходимо делать уроки в одно и тоже время и в одном и том же месте. У каждого школьника должна быть своя рабочая зона - уголок для занятий: с хорошим освещением, удобным рабочим столом. Комната, в которой находится ваш рабочий уголок, должна быть проветрена и прибрана. Внешний беспорядок и хаос порождают такое же душевное состояние, что приводит к неуравновешенности и нервозности. Какая здесь может быть умственная работа?
Прежде чем засесть за учебники, проверим свою «боевую» готовность: на своем ли месте находятся ручка, ластик, линейка и карандаш? Подготовлен ли стол к работе? Достаточно ли освещено помещение? Настольная лампа во время занятий должна находиться с левой стороны, чтобы тень от руки не мешала работать, затеняя тетрадь. Нельзя в сумерки заниматься без света, лишнее напряжение вредно для глаз. Во время занятий книга или тетрадь должны находиться на расстоянии 25-35 см от глаз, что примерно соответствует длине детской руки от кончиков пальцев до локтя.
Начать работу лучше всего с предмета средней трудности для вас. Покончив с ним, можно приступать и к более сложному. Так как на предыдущий урок потрачено немало энергии, на «десерт» можно оставить предмет полегче.
Наконец уроки закончены, теперь можно и отдохнуть: поиграть в футбол с друзьями или погулять в парке, посетить спортивную секцию или заняться легкой атлетикой - кому что нравится.
В ходе беседы, несомненно, у ребят возникнет масса вопросов, требующих безотлагательного ответа. Попробуем предварительно их проработать «на бумаге».
Предполагаемый вопрос учащихся: Когда лучше учить уроки?
Ответ учителя. Заниматься лучше всего в утренние часы. Недаром говорят: «учить на свежую голову» или «утро вечера мудренее». Если же занятия в школе идут в первую смену, то, естественно, ничего не остается, как учить уроки после обеда. Но вначале, как уже было сказано, необходимо отдохнуть два часа. Например, пообедать и пойти прогуляться, а потом с новыми силами, отдохнувшим, можно приступать к выполнению домашнего задания.
Учеными установлено, что наибольшая умственная работоспособность у человека с утра и до полудня, то есть до двенадцати часов дня и с двух часов дня до пяти.
Если же учащийся учится во вторую смену, то не стоит уроки делать сразу же, по приходу из школы, дабы на другое утро подольше поспать или заняться другими делами. Это большая нагрузка на нервную систему и на весь организм.
Предполагаемый вопрос учащихся. Чем можно «простимулировать» свою умственную деятельность? Иногда, по возвращению домой из школы, чувствуешь себя каким-то Винни Пухом - в голове только опилки и ни одной умной мысли, а надо еще садиться за уроки....
Ответ учителя. Быть может, поэтому медвежонок был большим лакомкой и обожал все сладкое? Помните, он не любил длинных слов? Не догадываетесь, почему? Совершенно верно, потому что обладал плохой памятью. Поэтому, прежде чем сказать или придумать что-то умное, ему требовалось немного «подзаправиться», например, горшочком меда.
Ну, а если говорить серьезно то, когда много занимаешься, необходимо и полезно увеличить количество сахара. По еще полезнее полакомиться вареньем, в разумных приделах, конечно. Кроме сахара и варенья полезны также натуральные соки, витамины и усиленное питание.
Предполагаемый вопрос учащихся. Что делать, если в голове не только опилки, но и умные мысли проскальзывают, а задача почему-то не решается, не сходится с ответом и все тут! ?
Ответ учителя. В такой ситуации, как мне известно, предприимчивые школьники поступают следующим образом: а) звонят другу; б) надеются на авось - вдруг пронесет и запихивают тетрадь с невыполненным домашним заданием обратно в портфель; в) приходят пораньше в школу и списывают у отличника и, наконец, г) самые упорные - сидят до победного конца.
Кто-то ищет легкого пути, а кто-то стремится преодолеть возникшую трудность и получить моральное удовлетворение: «Я сделал это!..»
Есть и другие способы справиться с возникшей проблемой:
- немного отдохнуть и собраться с мыслями;
- попробовать переключиться на другой предмет;
- если непонятен смысл, обратиться за помощью к однокласснику, который хорошо разбирается в данном предмете и попросить его объяснить вам ход решения;
- проанализировать, почему не получается задача. Возможно, когда учитель объяснял материал, и в классе прорешивалась подобная задача, вы были невнимательны или отсутствовали па уроке по какой-то причине? В этом случае необходимо обратиться к учителю или к одноклассникам с просьбой разъяснить пропущенный материал и после этого поработать над задачей еще раз.
Предполагаемый вопрос учащихся: Почему запрещается смотреть телевизор перед выполнением уроков, ведь просмотр фильма или любимой передачи - тот же отдых?
Ответ учителя. Дело в том, что это не активный, а пассивный отдых. Вот вы просидели почти пять часов за партами, работая в большом умственном напряжении. Ваше внимание притупилось, глаза устали и т. п. Возвратившись домой после занятий, вместо того, чтобы дать отдых глазам и немного разгрузиться, включаете телевизор и садитесь в кресло, а это та же нагрузка на позвоночник, зрение и нервную систему. Отсюда вялость и усталость. В итоге сил на выполнение домашнего задания почти не остается.
По тем же причинам перед выполнением уроков не стоит так же читать книгу. Нельзя также во время занятий слушать радио, посматривать в телевизор, играть на компьютере - это может привести к ослаблению внимания и к повышенной утомляемости.
Предполагаемый вопрос учащихся. Сколько можно смотреть телевизор, чтобы тот не был вреден для здоровья?
Ответ учителя. Медики рекомендуют не чаще двух-трех раз в неделю. При этом непременным условием для просмотра является хорошее и четкое изображение. Расстояние между вами и экраном телевизора не менее 2-2,5 метров. Более частый просмотр утомляет нервную систему, отнимает время от активного отдыха.
Предполагаемый вопрос учащихся. Каким образом повысить свою работоспособность, уменьшить утомление?
Ответ учителя. Правильное планирование и соблюдение режима дня; удобная мебель; продуманное до мелочей рабочее место школьника; достаточно освещенное, чистое и проветренное помещение, нормальная температура (18-22 градуса) и, конечно же, хорошее полноценное питание, свежий воздух - все это уменьшает утомление, сохраняет здоровье школьника и повышает его работоспособность.
Предполагаемый вопрос учащихся. Почему занятия в школе начинаются так рано? Иногда утром тяжело вставать, приходится «досматривать свои сны», сидя на уроке.
Ответ учителя. Это не занятия начинаются слишком рано - это вы укладываетесь спать слишком поздно. Для того, чтобы утром не чувствовать себя дискомфортно, необходимо ложится спать в одно и то же положенное для вашего возраста время. Чем меньше возраст, тем больше нужно спать.
Взрослые спят около восьми часов в сутки, подростки тринадцати-четырнадцати лет - около девяти часов, десяти-двенадцатилетним школьникам надо спать по десять часов. Ведь во время сна происходит восстановление энергии, потраченной человеком на протяжении трудового дня.
Вы, ребята, наверное, уже по собственному опыту знаете, что стоит только засидеться допоздна за компьютером или уроками, не сделанными вовремя, как утром и на протяжении всего дня чувствуешь себя полностью разбитым и вялым. Вот тогда-то и начинаешь потихоньку «клевать носом».
Необходимо приучить себя ложиться и просыпаться в одно и тоже время. Например, ложиться в десять часов вечера, вставать в семь утра. В результате выработанного ритма быстрее засыпаешь и без особого труда просыпаешься утром, чувствуя себя при этом достаточно отдохнувшим, бодрым и свежим.
Занятия в школе начинаются в довольно удачное для занятий умственным трудом время, так как лучший период для умственной способности человека именно в утренние часы - с девяти до одиннадцати часов дня. Затем работоспособность несколько снижается. После обеда и отдыха, к 16-17 часам вновь происходит ее повышение.
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе
Внеклассное мероприятие в 6, 7 классе. Тема: История мороженого
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения
Внеклассное мероприятие по географии 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие в 6-7 классе ко Дню святого Валентина
Нет комментариев. Ваш будет первым!