Внеурочное занятие для младших школьников 3 класса на тему «Кто может считаться настоящим другом»
I. Беседа по теме
- Кто может стать вашим другом: родственник или чужой человек, ровесник, подросток или взрослый человек? Могут ли быть друзьями родители и учителя?
- Чем отличается друг от приятеля или знакомого?
- Можно ли считать другом того, кто во всем с тобой соглашается, поддерживает и в хорошем деле, и в озорстве, и в хулиганстве?
- Почему народная мудрость гласит: «Друга легче найти, чем сохранить»?
- Может ли быть много настоящих друзей? Существуют ли взаимные обязательства в дружбе?
- Что может разрушить дружбу?
- Всегда ли надо говорить друг другу правду, если это ему неприятно?
- Послушайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Долг».
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на праздники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.
— Бери, конечно! — согласился Ваня.
На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень красивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.
— Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.
— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать о них не хочу! — замахал Ваня руками. — Вот давай лучше в перышки сыграем!
Вытряхнул он на парту целую кучу новеньких перьев. Стали играть) Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.
— Кругом я у тебя в долгу!
— Какой это долг! — говорит Ваня. — Я с тобой в шутку играл!
Посмотрел Петя на Ваню исподлобья: нос толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
— И чего я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю.
И стал он от товарища убегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.
- В чем причина размолвки Пети и Вани?
- Хотел ли Ваня обидеть Петю?
- Можно ли считать Петю Ваниным другом?
II. Игра «Закончи предложение»
• Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я...
III. Анализ ситуации
(Можно также использовать стихотворение А. Шалыгина «Настроение упало...».)
Парень рядышком живет,
Всем советы он дает:
Как правильно играть в футбол,
Как бить, чтоб получился гол,
Как дверь входную открывать
И как обмана избежать.
Я привык к его советам
И хвалю его за это.
Сам я думать не желаю,
Его советы воплощаю.
Если кто-то слишком вредный
И совет для него не «полезный»,
Пусть все сам решает,
На друга не кивает.
— Почему от друга мы ждем только полезного совета и помощи?
— Всегда ли оправдываются эти надежды?
IV. Игра «Любит - не любит»
Каждый ребенок берет лист бумаги, пишет свою фамилию, делит лист пополам. Слева пишет, что он любит, а справа — что не любит. Пунктов не должно быть много. Из листов делают стенд, который стоит в классе несколько дней. Просим детей внимательно изучить стенд, а позднее написать, что любят и не любят одноклассники.
V. Анализ выражения
- Как вы понимаете слова А. де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?
VI. Подведение итогов занятия
Друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе. Культура общения
Конспект классного часа в начальной школе: «Я – семья – Мордовия - Россия»
Классный час в 3 классе на тему: Этикет
Классные часы в 3 классе
Классный час в 3 классе с психологом