Классный час по пожарной безопасности в начальной школе. Средства пожаротушения
Конспект классного часа для младших классов «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения»
Цели: знать противопожарные объекты в здании - пожарные щиты, огнетушители, запасные выходы; уметь ориентироваться по плану эвакуации на случай пожара; знать последовательность действий при пожаре.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель.
При чрезвычайной ситуации паниковать нельзя,
Нужно умело эвакуироваться, друзья.
Будьте в общественных местах бдительны и наблюдательны,
К указательным знакам и выходам запасным внимательны.
II. Введение в тему занятия.
Учитель.
Как думаете, можно пожар потушить,
Если средства специальные не изучить?
Жду от вас дружный ответ:
Все вам известны средства пожаротушения? (Нет!)
Значит, готовьтесь средства эти узнать.
Чтоб в нужный момент их уметь применять.
А еще, ребята, опыт показывает, как важно своевременно известить окружающих людей о пожаре. Узнать о нем можно по дыму, запаху гари, другим характерным признакам.
III. Рассказ учителя по теме.
Для оповещения о пожаре в нежилых многоэтажных зданиях, театрах, кинотеатрах, клубах, музеях, магазинах, крытых рынках устанавливаются системы оповещения.
Они подразделяются на звуковые, речевые и световые:
• к звуковым относятся звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства;
• к световым - табло, указатели и знаки;
• к речевым - микрофоны, магнитофоны, стационарные усилители.
Услышав или увидев сигнал СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ, сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.
В жилых зданиях автоматических систем оповещения практически нет, поэтому извещение окружающих о пожаре будет зависеть от тебя и твоих соседей.
Внимательный человек должен замечать дым, запах, горячую стену (дверь), завывание сирен специальных автомашин.
Помни: телефон пожарной охраны 01.
Учти, что даже при своевременном оповещении пожарной охраны ей необходимо время, чтобы добраться до места пожара. Поэтому очень важно самому уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Наиболее доступными из них являются огнетушители. Они различаются по назначению, объему, виду огнетушащего вещества, способу применения (см. Приложение).
На корпусе каждого огнетушителя есть инструкция по его использованию (см. Приложение). Обязательно прочти ее и хорошенько запомни. Хранятся огнетушители в специально отведенных для этого местах.
Кроме того, в большинстве зданий существуют внутренние пожарные краны. Для приведения в действие пожарного крана надо открыть дверцу шкафчика, на котором написано: «ПК» (что означает: пожарный кран), раскатать рукав (шланг), соединенный с краном, в направлении очага пожара и направить ствол на очаг загорания.
Если рукав не присоединен к крану, надо присоединить его. Затем следует повернуть вентиль против хода часовой стрелки до отказа для подачи воды в рукав, после чего надо подойти к стволу и начать тушить пожар, направляя струю в место горения.
Вы, конечно, понимаете, что запустить эту систему можно только с помощью взрослых.
IV. Закрепление по пройденной теме.
Вопросы и задания:
- Напомните еще раз, какие доступные средства пожаротушения нужно использовать, с помощью которых можно прекратить доступ кислорода к огню.
- Для чего в старину в центре деревень на столбе вешали кусок рельса?
- На какие таблички нужно обращать внимание в общественных зданиях? Для чего это нужно?
- Почему важно уметь пользоваться средствами пожаротушения?
V. Итог занятия.
Учитель. Доскажите словечко в моем стихотворении:
При тушении пожара ты не просто смотритель,
В руки бери... (огнетушитель):
Правой - за ручку, левой - за днище у основания.
Теперь направляй струю пены на очаг... (возгорания).
Послушайте и скажите, что напутал мальчик в этой истории:
Табличка на шкафчике красном «ПК» -
Компьютер установили как раз для меня.
Шкафчик открыл и удивился –
Компьютера нет... Испарился...
А что увидел мальчик в шкафу с надписью «ПК»? Для чего нужны эти приспособления?
Подберите правильную рифмованную концовку к моим стихотворным строкам:
У слышав сирены... (звучание),
Немедленно покиньте... (здание).
Слушайте внимательно... (информацию),
Куда надо следовать при... (эвакуации).
Домашнее задание: узнать, какого типа огнетушители есть дома, в школе, на даче, в машине. Где они находятся? Рассказать о них подробнее. Под руководством родителей научиться ими пользоваться.
Приложение
Основные типы огнетушителей
Огнетушитель химический пенный (тип ОХП-10)
Предназначен для тушения небольших очагов возгорания, твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Запрещается тушить им электропроводку, электроприборы и электрооборудование, находящиеся под напряжением. Этот тип огнетушителя - один из самых распространенных в нашей стране.
Устройство огнетушителя ОХП-10:
• корпус; • крышка; • спрыск; • рукоятка; • пластмассовый стакан; • ручка огнетушителя; • шпилька.
Для приведения огнетушителя в действие необходимо:
• прочистить спрыск шпилькой;
• повернуть рукоятку на 180 градусов по часовой стрелке;
• правой рукой взяться за ручку, левой за днище огнетушителя, перевернуть его вверх дном и встряхнуть;
• направить струю пены на очаг возгорания.
Время действия огнетушителя - примерно 1 минута, длина струи - 6 метров.
Огнетушащая пена появляется в результате химической реакции между щелочным составом, находящимся в корпусе огнетушителя, и жидкой кислотой в пластмассовом стаканчике. Пена выбрасывается из корпуса за счет давления, создаваемого углекислым газом, который образуется вследствие реакции.
Углекислотные огнетушители (типы ОУ-1, ОУ-5)
Предназначены для тушения веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха; электроустановок; пожарах в музеях, картинных галереях и архивах.
Устройство углекислотного огнетушителя:
• корпус (баллон); • рукоятка; • вентиль; • маховичок; • предохранитель; • раструб; • сифонная трубка (внутри корпуса).
Для приведения огнетушителя в действие необходимо:
• снять огнетушитель и левой рукой взяться за рукоятку;
• одной рукой направить раструб на очаг возгорания;
• вращать маховичок вентиля против часовой стрелки до появления снегообразной массы;
• направить выходящую из раструба снегообразную массу не на пламя, а на горящую поверхность.
Меры безопасности:
• при работе с огнетушителем запрещается притрагиваться к раструбу, тем более браться за него руками, так как можно получить низкотемпературные ожоги (температура поверхности раструба ниже - 80 °С);
• придерживать раструб можно, лишь предварительно одев рукавицу или обмотав руку тряпкой;
• не следует наклонять или переворачивать огнетушитель.
Внутри огнетушителя находится жидкая углекислота, которая при его действии переходит в газообразное состояние, а на выходе из раструба превращается в снегообразную массу.
Следует знать, что длительно пребывание в небольшом помещении после применения углекислотного огнетушителя не рекомендуется.
Порошковый огнетушитель (типы ОП-1, ОП-2 «МОМЕНТ»)
Предназначен для тушения небольших загораний, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов, электроустановок.
Содержит специальный порошок, который образует пленку и затрудняет доступ кислорода к очагу горения. Он может быть использован в любом случае, но надо помнить, что осевший порошок после тушения пожара необходимо аккуратно убрать.
В закрытых помещениях порошковым огнетушителем нужно пользоваться крайне осторожно из-за его вредного воздействия на органы дыхания.
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по пожарной безопасности в начальной школе
Ролевая игра для младших школьников. Бытовые приборы
Беседа про ожоги для детей начальной школы
Памятки по ПДД и ОБЖ для начальной школы
Внеклассное занятие по Основам безопасности для учащихся 3 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!