Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «Если добрый ты…» для 3 класса

Сценарий классного часа для учащихся начальной школы «Если добрый ты...»

Цель деятельности педагога: способствовать формированию системы знаний, убеждений, определяющих эстетическое, нравственное отношение к действительности; навыков самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, налаживания отношений с людьми; воспитывающего влияния на других людей.

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о законах межличностного взаимодействия; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии;

- результаты второго уровня: формирование у школьников опыта переживания и ценностного отношения к таким нормам общества, как доброта, толерантность, нравственность.

Оборудование: запись песен «Доброта», «Неприятность эту мы переживем», «Родительский дом»; фото домашних животных.

Эпиграф: Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях.

Сценарий занятия

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Доброта» (муз. И. Лученка, сл. Н. Тулуповой).

1. Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

 

2. Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев.

3. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

II. Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, что значит «быть добрым»?

- Можно ли сказать, что «добро» - это любовь человека к человечеству? К человеку? Сегодня мы узнаем, что испытывает добрый человек.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

В жизни по-разному можно жить –

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

 

А можно так: на рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

С. Островой

III. Вступительное слово учителя.

- Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. А если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, он остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

- Трудно ли быть добрым?

- Продолжите фразы: «доброта - это...», «добрый человек - это...».

- Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

- Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца. Можно ли быть добрым, никак не проявляя доброту в делах?

- Можно ли принудить человека быть добрым?

- Согласны ли вы с мыслью, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

- Необходимость и готовность прощать влечет за собой нравственный поиск. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание? Ответы на эти сложные вопросы вы будете искать всю жизнь.

- В жизни вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми: смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Просто надо больше улыбаться, дарить улыбку людям.

Учащиеся исполняют песню «Неприятность эту мы переживем» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта).

В небесах высоко солнце светит,

До чего ж хорошо жить на белом свете!

Если вдруг грянет гром в середине лета –

Неприятность эту мы переживем!

Неприятность эту мы переживем!

 

Я иду и пою обо всем хорошем,

И улыбку свою я дарю прохожим.

Если в сердце чужом не найду ответа,

Неприятность эту мы переживем!

Неприятность эту мы переживем!

 

Мелкий дождь бьет в окно, хмурится природа,

Но известно давно - нет плохой погоды.

Все желтеет кругом, и уходит лето –

Неприятность эту мы переживем!

Неприятность эту мы переживем!

- Говорят, что доброта бывает разная.

Самая маленькая доброта - пассивная: человек не ударит слабого, не прервет робкого, не заденет самолюбия легкоранимого, не пройдет мимо зла.

Более ценный вид доброты - когда добрые чувства не только не разрешают делать зло, но и заставляют совершать добрые дела. Это уже доброта активная.

Третий вид доброты - это доброта борющаяся. Это самая высокая ступень ее, самая прекрасная. Самое бескорыстное, благородное ее направление. Она свойственна людям, умеющим по-настоящему чувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.

Не в том твоя самая злая беда,

Что болен ты был равнодушьем всегда,

Что мимо чудес этой жизни прошел,

Что главное в ней не узнал, не нашел.

 

Гораздо страшней, что, пройдя этот путь,

Не смог ты ни разу в себя заглянуть.

Что сердце в груди ты пронес, как скупец

Несет хитроумно замкнутый ларец.

 

Ключа не нашел ты в заветный тайник

В богатство своей же души не проник.

И вот почему твоя жизнь не дала

Ни искорки радости, света, добра.

 

Как страшно по жизни кипучей, земной

Не личностью - куклой пройти заводной!

- После такого замечательного стихотворения так и хочется сказать:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

А. Чепуров

IV. Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? Расскажите об известных вам случаях нравственного выбора.

Ситуация 2. Под звучание песни «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина) учитель читает письмо: «Дорогая мамочка, родная и любимая. Прости, прости свою бессовестную дочь. Я опять не имею возможности приехать к тебе. Но я звоню, беспокоюсь о твоем здоровье. И вот врач сказал: «У тебя все хорошо!». Ты же меня поймешь, жизнь наступает на пятки! Тяжело - вокруг много зла, меньше добра. Вижу тебя во сне, вспоминаю наши трудные и прекрасные деньки. Милая моя, прости!

Жизнь меня не радует. А за тебя я спокойна! Государство не бросит. Что тебе еще надо? Тепло, уют, накормлена, напоена. Все хорошо. За меня не беспокойся, станет хуже, приеду, навещу. Целую, дорогая, прости!»

- Педагог В. А. Сухомлинский советовал щадить чужое горе, чужие переживания, тем более своих близких. Вот и здесь - посочувствовала дочь, но больше всего себе, а не близкому человеку. А ведь сочувствие, если за ним нет никакого движения души, хуже равнодушия.

Ситуация 3. Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели держаться им подальше от старушки. Когда проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Такая черствость души родителей и детей, такое недоброе отношение к милой старушке вызывают нравственное отвращение. И как великодушна эта маленькая старушка! Сумеем ли мы отозваться душой? Отзовемся - и сами как бы чище станем. Вот и получается, что жизненная наша сила - в нас самих.

- Каждый инструмент ведь по-своему звучит, и у человека в душе есть такие струны, которым всегда надо позволять звучать. Мы люди, а значит, умеем сострадать, отзываться. И очень не хотелось бы, чтобы вы стали похожи на героев этого рассказа.

- Будьте великодушными! Великодушие одухотворяет, делает добрее, человечнее. А знаете ли вы, что такое великодушие и снисходительность?

- Как ведет себя великодушный человек? Он старается всегда быть выше обстоятельств, не унизится до плохого настроения из-за того, что встал не с той ноги или второй день идет дождь. Он прощает обиды, умеет понять или не заметить слабость другого человека. Он видит те возможности человека, который тот несет в себе, считает его лучшим, чем он есть на самом деле.

«Я снисходителен. Значит, я опустился на уровень другого человека, которого выделил в разряд «низших» по сравнению со мной, зависимых от меня, ущербных. Я, сильный, большой, снизошел к нему, и я демонстрирую свою милость».

«Я великодушен. Значит, я бережно поднимаю человека на свой уровень, пытаюсь взглянуть на мир его глазами, потому что я уважаю его. Я делюсь с ним тем, что у меня есть, и делаю это втайне от всех, ненавязчиво и незаметно».

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии. Выше этого нет ничего», - так говорил великий китайский мыслитель Конфуций.

V. Диспут «Добро и зло - рядом».

- Чтобы творить добро, нужно знать, что есть зло. Какие у вас мысли на этот счет? Перед вами несколько утверждений. Согласны ли вы с ними?

• Зло противоречит добру.

• Зло - все, что губит душу человека.

• Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи.

• Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших и взрослые не заботятся о детях.

- К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами; предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью; тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

- Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, как жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям; на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Многие люди полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадание и сопутствует удача. Но может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

VI. Чтение и анализ притчи о добре.

- В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Перед вами притча.

Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?»

«На то я и змея», - ответила она. Тут на счастье охотника пробегала мимо лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать.

- Значит, не надо делать добро? Жить по пословице «Не делай добра - не получишь и зла»? Может, и у вас случались ситуации, когда за доброе дело наказывали?

- Я хочу, чтобы вы в любой трудной жизненной ситуации помнили слова Габриэля Гарсия Маркеса: «Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть осторожнее».

VII. Анализ своих поступков по отношению ко всему живому.

- Ребята, у вас у всех есть друзья. А каким должен быть друг? Бывает ли, что вы ссоритесь? Как вы поступаете в таком случае?

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

 

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай!

 

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Р. Гамзатов

- Наша доброта и человечность должны проявляться не только по отношению к людям, но и ко всему живому.

- Наверно, у всех вас есть любимые домашние животные. Вы их любите, жалеете и ухаживаете за ними. Вашим домашним заданием было приготовить небольшое сочинение о своих любимцах. Сейчас вы представите их своим одноклассникам, а потом мы составим альбом «Наши любимые животные».

Дети показывают фотографии своих любимцев, рассказывают интересные истории из их жизни.

- Сейчас зима, а значит, всем животным, которые живут на улице, холодно и очень тяжело добывать себе корм. Что в наших силах, чем мы можем помочь братьям нашим меньшим?

Дети показывают кормушки для птиц, которые они сделали. Рассказывают о том, как надо подкармливать птиц. После классного часа вместе с учителем дети прикрепляют кормушки к деревьям и насыпают корм. Распределяют, кто и когда будет подсыпать корм в кормушки.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

 

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

 

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

VIII. Итог занятия.

- Ребята, у меня к вам последний вопрос: добро и доброта - это удел сильных или слабых людей? (Учащиеся высказывают свое мнение.)

- В заключение беседы я прочитаю стихотворение Т. Кузов- левой, а вы вдумайтесь в каждую строчку - может, они остановят вас от необдуманного поступка:

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь - действительно

Все встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные

Не мстительны.

Оружье сильных - доброта.

Т. Кузовлева

- Определите главные мысли стихотворения, выберите нужные строчки.

- Что такое добро? Что такое зло?

- На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Будьте же сильными, не мстительными, и пусть вашим оружием будет доброта!

- И все же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его и человеком-то назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить! За добро платят добром!

Человек, полюби человека,

Только в этом спасенье твое!

П. Корбаков

Похожие статьи:

Классный час о природе, 3 класс

Классный час «Этика и этикет», 3 класс

Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса

Классный час на тему «Здоровый образ жизни», 3 класс

Классный час «Умеем ли мы не обижаться», 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!