Беседа о лягушках, 2-3 класс
Внеклассное занятие – беседа о лягушках для 2-3 класса
Внеклассное занятие для младших школьников 2-3 класса «Поговорим о лягушках»
Цель: расширить знания детей о лягушках; развивать внимание, воображение,
Оборудование: у учителя — конверты с «рассыпавшимися» загадками для каждой группы детей, рисунок лягушки; у учащихся — тетради в клетку, цветные карандаши.
Учитель. Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, сможете назвать сами, как только разгадаете «рассыпавшиеся» загадки.
Работа в группах. Каждая группа (3—4 человека) получает конверт со своей «рассыпавшейся» загадкой, собирает ее, прочитывает, отгадывает, называет отгадку.
ПРИМЕР «РАССЫПАВШЕЙСЯ» ЗАГАДКИ
• Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадет в ловушку
И комар, и мушка.
• Что за странная охота?
Языком стреляет кто-то,
Мух и мошек у пруда
Добывая без труда.
• Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух -
И в воду плюх!
• Озорные запятые
Плавают под мостиком -
Черные, проворные,
С тонким, гибким хвостиком.
Запятые подрастут -
Прыгать по лугам начнут.
• Зайку спрашивает еж:
— Что ты, заинька, ревешь?
— Очень я перепугался —
С диким зверем повстречался,
Он зеленый, пучеглазый,
Не видал таких ни разу.
Итак, речь пойдет о лягушках. Услышав слово «лягушки», некоторые из вас поморщились, выражая тем самым свою неприязнь к этим существам. К сожалению, у многих людей такое, незаслуженное, отношение к данным животным, хотя, всем достоверно известно, что лягушки — полезнейшие существа, так как поедая насекомых, в том числе — вредных, регулируют их численность, спасая наши огороды от слизняков, жуков, улиток.
Говоря — «лягушки», мы имеем в виду и жаб в том числе, потому что лягушки и жабы относятся к одному семейству. Они — земноводные, или амфибии. Слово «земноводные» состоит из двух корней — «земн» и «вод», ведь жизнь этих животных тесно связана и с землей, и с водой. Большинство земноводных начальную часть своей жизни проводят в воде, а затем перебираются на сушу. Слово «амфибия» в переводе с греческого означает примерно то же. Расшифруйте его значение:
ЖИВ
УЩИЙД
ВОЙНО
ЙЖИ
ЗНЬ
Ю
Ответ. Живущий двойной жизнью. Читаем строчками.
Прежде чем познакомиться поближе с лягушками, давайте изобразим предмет нашего разговора.
На доску помещается рисунок лягушки на клетчатой бумаге.
Соберите все свое внимание и изобразите то же самое у себя в тетрадях на клеточках.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
Закончите рисунок, раскрасьте его. Придумайте кличку лягушке. Каков, по вашему мнению, ее характер?
Отклики детей. Обмен впечатлениями.
Иногда бывает трудно отличить лягушку от жабы. Они действительно очень похожи, у них много общего, но есть и различия. Внимательно послушайте два текста и попробуйте догадаться, в каком из них речь идет о лягушке, а в каком — о жабе.
ТЕКСТ 1. «Она коренастая, неуклюжая. Зубов у нее нет. Кожа сухая, грубая, бородавчатая. Лапки короткие, прыгать высоко не может. Голова небольшая. Откладывает икринки, соединенные в цепочку и обвитые вокруг растений в воде. Ведет ночной образ жизни. Для жилья ищет не совсем мокрые места, обычно расположенные ближе к жилью человека. Защищаясь, распространяет неприятный запах, отпугивая тем самым других животных. Неприятна, но совершенно безопасна для человека». (Жаба)
ТЕКСТ 2. «Ее тело удлиненное, грациозное. Кожа скользкая и гладкая. Лапки длинные, поэтому она может высоко прыгать. Голова большая. Имеются зубы. Откладывает икринки, склеенные между собой и напоминающие желеобразную массу. Для жилья выбирает мокрые места». (Лягушка)
Какие различия между жабой и лягушкой вы запомнили?
Ответы детей.
На земле существует огромное количество различных видов лягушек и жаб (около 2500). Они расселились почти по всему миру и приспособились к различным условиям — и к водоемам, и к пустыням. Это довольно интересные существа. Лягушки, например, переодеваются, то есть меняют свою кожу ( сразу вспомнили царевну-лягушку?) четыре раза в год, при этом каждый раз съедая свой поношенный наряд. Они являются единственными животными, которые могут дышать тремя способами — кожей, легкими и только ртом. Лягушки ловят свою жертву липким языком. Когда насекомое прилипнет к языку, они втягивают его в рот. Удивляют нас также и лягушачьи концерты. Причем, заметьте: кваканье, которое мы слышим по ночам, производится только самцами. Таким образом они привлекают внимание самок. Необычно и то, что во время прыжка лягушка втягивает в себя свои глаза. Кстати, видит она только движущиеся предметы. А мировой рекорд прыгучести лягушки — 409 см!
Интересно также, что молоденький лягушонок вступает в самостоятельную жизнь, пройдя 30 стадий превращений. Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Куда спешат головастики?».
Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним –
Еще пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот — без ног,
А тот с ногами,
Кто — налево,
Кто — направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда...
Почему?
Зачем? Куда?
Головастики Спешат
Превратиться в лягушат!
А вот как в стихотворении Генриха Сапгира «Лягушонок и мышонок» лягушонок рассказывает о начале своей жизни:
Сначала икринкою
Плавал я в ряске.
Но вдруг у меня
Обозначились глазки.
Я стал головастиком.
Долго потом
В воде я резвился,
Виляя хвостом.
Но лапки затем
У меня появились,
Я громко заквакал
И на берег вылез.
А сейчас очень внимательно послушайте рассказ Г. Юдина «Лисенок и лягушонок».
«В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит — лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
— Зеленее всех зеленок — лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось...
— Ничего! — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».
Ребята, вам понравился этот лягушонок? Чем?
А теперь — игра! Назовите слова из этого рассказа, в которых есть буква Л. Последний, назвавший слово с Л, — победитель!
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»
Похожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие
Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака
Тамара Ивановна Радченкова
|
||
|