Классный час. Эстетическое воспитание 1 класс
Эстетическое воспитание учащихся начальных классов
Инсценированный классный час. Тема: Чудеса народного искусства
Цель: формировать у детей эстетический вкус посредством знакомства с народными промыслами и русскими народными песнями.
Оборудование: дымковские, абашевские, богородские, филимоновские игрушки; красочно оформленный плакат с названием классного часа (на доске), балалайка, короб (сундучок).
Ход занятия
1
Под русскую народную музыку в класс заходят дети в русских народных костюмах. Садятся.
Ведущий. Не правда ли, как красиво! Сколько различных игрушек. Наша страна богата талантливыми людьми, которые создают такие удивительные вещи. Люди эти - народные мастера. Из дерева, глины, железа и кости они создавали и создают настоящие чудеса. Народные мастера столько создали игрушек и посуды, что решили продавать их всем, кто захочет. Много красивых вещей продавалось на ярмарках, которые были шумными, веселыми народными праздниками. Ходили на них не только продавать или покупать, но и просто полюбоваться работами народных умельцев, посмотреть веселое представление бродячих шутов-скоморохов.
2
Дети заводят хоровод «Ах, улица, улица широкая». Заходят скоморохи, показывают народные игрушки: дымковскую барыню, абашевского козла - и выкрикивают:
Ай да кукла, ай да Малаша,
Неслыханное чудо!
Невиданное диво!
Игрушечка - диво!
Нарядна, красива!
Угодно купить?
Могу уступить!
Ведущий. А вот что купил на ярмарке наш Иванушка.
3
Дети инсценируют песню «Где был, Иванушка?».
Ведущий. На ярмарках часто звучала музыка, например такая...
Дети исполняют «Светит месяц».
Ведущий (берет балалайку). Ребята, кто из вас знает, как называется этот инструмент?
Дети. Балалайка!
Скоморох.
Правильно!
Балалаечка-игрунья,
Развеселая певунья,
Просто ты устроена –
Из дощечек скроена,
Три струны да три угла –
Вот и все дела.
В окне появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, ребята!
Узнаете меня?
Я веселая игрушка,
А зовут меня ...
Дети. Петрушка!
Петрушка.
Верно, Петрушка!
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.
А где же они?
И на лавке нет,
И под лавкой нет.
Они, наверное, на ярмарку убежали.
Ведущий. Не волнуйся, Петрушка, они давно уже здесь и находятся вот в этом коробе.
Петрушка. Я хочу их познакомить с ребятами.
Ведущий. С кого начнем?
Достает из сундучка дымковскую игрушку «Индюк».
Первый чтец.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У меня совсем не прост.
Второй чтец.
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк красочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
Затем ведущий достает игрушку «Водоноска».
Третий чтец.
За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво!
Водоноска так красива,
Как лебедушка, плывет,
Песню тихую поет.
Ведущий сообщает краткие сведения о дымковской игрушке.
5
Петрушка. А теперь ребята пусть сами отгадают, кто пришел еще в гости.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети. Матрешка.
Скоморох. Я о матрешках знаю стихи.
Все они матрешеньки,
Все они милешеньки.
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие.
Петрушка. А еще, ребята, я захватил с собой старого друга. Угадайте, кто он?
Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Лето гуляет,
А зимой спит, отдыхает.
Дети. Медведь!
Петрушка. Молодцы, угадали!
Ведущий (показывает игрушку «Медведь»), Но это не простой медведь. Его сделали мастера из села Богородское. В этом селе мастера режут игрушки из дерева.
Петрушка. Делают медведей, лис, коней, птиц.
Скоморох. С ними можно поиграть: куры клюют, щука трепещет, кузнецы стучат. Убедились, какие выдумщики богородские мастера?! С помощью веревочек, планочек заставляют зверей двигаться. И эти звери не злые, потому что их делают добрые руки мастеров.
6
Дети исполняют песню «Во кузнице». Слышится свист.
Ведущий. Ой, что это за звук?
Петрушка. Это мои друзья. Надоело им лежать в коробе, вот они и просятся на праздник.
Ведущий. Сейчас, сейчас, подождите! Мы вас выпустим.
Вынимает из короба коньков.
Скоморох. Это два брата - конек Огонек из села Филимо- ново, конек Дымок из села Дымково. Ребята, из чего сделаны эти коньки?
Дети. Из глины!
Ведущий. Правильно. Ребята, посмотрите, это простой конек?
Дети. Сказочный.
Ведущий. А почему он похож на сказочного?
Дети отвечают.
Ведущий. Дымковский конек необычный, сказочный, потому что он украшен ярким узором.
Петрушка. Кони всегда помогали людям.
Ведущий. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских и филимоновских игрушках и появились яркие круги и полосы.
Петрушка. Похожи на солнце и его лучи.
Скоморох.
Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте!
Покупайте-ка игрушки –
Водоноски и зверушки!
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой!
Петрушка.
Идет весна, идет красна!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Не зря весенний праздник.
Скоморох.
Ой, игрушки и народ,
Становитесь в хоровод.
Будем праздник продолжать,
Будем петь и танцевать.
Звучит любимая русская народная мелодия.
Скоморох.
Под березки на лужки
Выбегайте, петушки,
Красные сережки,
Зеленые сапожки
У вас очень хороши!
Веселитесь от души!
Четвертый чтец.
А вот курский соловей.
Не ест, не пьет,
Весь век поет.
Никому покоя не дает.
Пятый чтец.
Грибки, яички,
Шкатулки, птички,
Пушки, матрешки,
Расписные ложки,
А вот гриб боровик.
Над грибами полковник!
Шестой чтец.
Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Ждем вас на дорожке,
Разомните ножки!
Петрушка.
Бока крутые,
Ушки золотые,
Шапка с оборкой,
На спине Егорка.
Скоморох.
Тень-тень - потетень!
Плясать будем целый день!
Играйте громче, балалайки,
В хоровод вставайте, зайки!
Седьмой чтец.
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок пошли!
Ребенок.
Кони удалые,
Гордые, лихие!
Ой, медведи бурые,
Почему вы хмурые?
Мы забыли вас позвать?
Выходите танцевать!
Скоморох.
Раз, два, три, четыре!
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку!
Влево - вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Все дети пляшут с игрушками.
Ведущий.
Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные
Веселы и ярки,
А вот наши подарки!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям,
Пришло время расставанья.
Дети. До свиданья, до свиданья!
Под русскую народную мелодию дети уходят.
Похожие статьи:
Конспект классного часа для 1 класса. Знакомство с правилами поведениями
Классный час в 1 классе по теме Дружба
Конспект классного часа по теме: Труд, 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!