Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Темперамент и характер», 9-10 класс

Классный часы для старшеклассников

Классный час – беседа «Холерик? Сангвиник?... Поговорим об особенностях темперамента»

Цель: Составить у школьников представление о типологических свойствах личности и темпераменте, изучить названные свойства.

Форма: Психологический практикум.

Участники: Классный руководитель, учащиеся класса.

Подготовительная работа: Приготовить бланки опросника, чистые листы бумаги, ручки, карандаши.

Ход классного часа

Беседа о темпераменте

Темперамент — врожденные реакции человека на трудности и неудачи, на обидное и угрожающее ему, врожденные особенности поведения и преодоления всего этого, особенно в трудных и опасных ситуациях. Природа, условия жизни извечно как бы испытывали человека на выживаемость, способность противостоять опасностям и трудностям. В то же время человек не мог сохранить себя и потомство в одиночку, а только вместе с другими людьми. Но и плечом к плечу, совместно, люди могли противостоять опасностям, если лучшие качества одного дополняли лучшие качества другого, если один был очень сильным, хотя и неповоротливым, а другой слабее физически, но зато быстрым и ловким, если один по натуре подобен тигру, другой — ловкой пантере или лисе, а третий слону или буйволу. И все это, облагороженное разумом, помогало преодолевать испытания, уготованные человеку.

Виды темпераментов впервые охарактеризовал Гиппократ. Он подметил врожденное различие в реакции людей на опасность, угрозу, в приспособлении к жизни. Гален в соответствии со взглядами Гиппократа впервые употребил термин «темперамент» и назвал темпераменты «сангвиническими», «холерическими» и «флегматическими».

В основу классификации темпераментов были положены три вида: сангвинический, холерический и флегматический, а так называемый «меланхолический» — разновидность характера, возникшего под влиянием неправильного воспитания или неблагоприятных условий жизни в детстве. При правильном воспитании ребенок обретает характер, соответствующий своему темпераменту. В таком благоприятном случае человек холерического темперамента смел, отважен, решителен, настойчив в преодолении трудностей и преград на пути к достижению цели. Он прямолинеен, искренен, уверен в себе и отвергает кривые пути в отношениях с людьми и достижении целей, обладает огромной энергетической потенцией и чрезвычайно работоспособен, склонен к достижению цели, не щадя сил, не обращая внимания на физические лишения, неудобства, трудности, верен в дружбе и любви. Он надежен.

Человек сангвинического темперамента быстр, активен. Все у него мгновенно: мысль, решение, слово и действие. Он миролюбив, не помнит зла, искренен, потому что уверен в себе и, понимая других, будучи дружественно настроен к окружающим, ожидает понимания со стороны других. Он весел, жизнерадостен и оптимистичен. Однако из-за брызжущей жизнерадостности он не всегда обязателен в слове и деле, нередко легкомыслен, так как уверен, что вывернется из беды, преодолеет или обойдет ее.

Человек флегматического темперамента медлителен, неразговорчив, тугодум. Он замкнут и скрытен, миролюбив и надежен, ответственен. И он настойчив, но его настойчивость— это настойчивость терпеливого, это капля, которая точит камень. Он достигает желаемого неуклонно, шаг за шагом двигаясь к цели. Он добивается многого. Главное— не торопить его, не тормошить. И он однолюб, имеет одного друга, но верного и так же неторопливого. Он из тех, кто тихо едет, но дальше будет. Пройдет время, и он окажется впереди всех, потому что терпелив, трудолюбив, организован и настойчив.

Сообществу людей извечно необходимы отважные, целеустремленные, не щадящие себя, быстрые, ловкие, находчивые, медлительные, терпеливые, миролюбивые, надежные. И такие разные! Во все времена холерики искали, находили новые территории и пробивали дороги, флегматики осваивали эти территории, а сангвиники помогали и тем и другим. Холериками были Петр I, маршал Жуков, сангвиниками — Наполеон, Хрущев, Есенин, флегматиками — Кутузов, Крылов, Илья Муромец.

2. Диагностическая часть.

Каждый по очереди определите свой темперамент. А теперь определите его друг у друга. (Учитель вносит коррективы в эти обсуждения, делает уточнения. Учащимся можно раздать отпечатанные на карточках «паспорта» темперамента.)

• «Паспорт» холерика:

1) вы неусидчивы;

2) невыдержанны, вспыльчивы;

3) нетерпеливы;

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5) решительны и инициативны;

6) некоторые считают вас упрямым;

7) находчивы в споре;

8) работаете рывками;

9) склонны к риску;

10) незлопамятны и необидчивы;

11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

12) неуравновешенны и склонны к горячности;

13) агрессивный забияка;

14) нетерпимы к недостаткам;

15) обладаете выразительной мимикой;

16) склонны быстро действовать и решать;

17) неустанно стремитесь к новому;

18) обладаете резкими, порывистыми движениями;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

20) склонны к резким сменам настроения.

• «Паспорт» сангвиника:

1) вы веселы и жизнерадостны;

2) энергичны и деловиты;

3) часто не доводите начатое дело до конца;

4) склонны переоценивать себя;

5) способны быстро схватывать новое;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

10) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

11) тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;

12) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

13) выносливы и работоспособны;

14) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

15) сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

16) обладаете всегда бодрым настроением;

17) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

18) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;

19) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаетесь.

• «Паспорт» флегматика:

1) вы спокойны и хладнокровны;

2) последовательны и обстоятельны в делах;

3) осторожны и рассудительны;

4) умеете ждать;

5) не любите попусту болтать;

6) обладаете спокойной, равномерной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики;

7) сдержанны и терпеливы;

8) доводите начатое дело до конца;

9) не растрачиваете попусту силы;

10) строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11) легко сдерживаете порывы;

12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

14) постоянны в своих отношениях и интересах;

15) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16) ровны в отношениях со всеми;

17 любите пунктуальность во всем;

18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19) обладаете выдержкой.

• «Паспорт» меланхолика:

1) вы стеснительны и застенчивы;

2) теряетесь в новой обстановке;

3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4) не верите в свои силы; 

5) легко переносите одиночество;

6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

7) склонны уходить в себя;

8) быстро утомляетесь;

9) обладаете тихой, слабой речью, иногда снижающейся до шепота;

10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11) впечатлительны до слезливости;

12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14) склонны к подозрительности, мнительности;

15) болезненно чувствительны и легкоранимы;

16) чрезвычайно обидчивы;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;

18) малоактивны и робки;

19) безропотно покорны;

20) стремитесь вызвать сочувствие и получить помощь от окружающих.

3. Обсуждение проблемы темперамента.

Холерики, флегматики и сангвиники объединяются в группы и хвалят свой темперамент, оттеняя его выигрышные стороны. На следующем этапе обладатели каждого темперамента хвалят своих одноклассников. Например: холерики хвалят сангвиников и флегматиков.

Итог: все темпераменты хороши, обладатели всех темпераментов нужны!

4. Обсудите следующее важное положение: оставаться всегда самим собой, идти своим путем.

Похожие статьи:

Психологический классный час, 9 класс

Классный час на тему экология 9-10 класс

Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса

Классные часы в 9 классе. Разработки

Классный час на тему: Любовь, брак, 9 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!