Классный час «Темперамент и характер», 9-10 класс
Классный часы для старшеклассников
Классный час – беседа «Холерик? Сангвиник?... Поговорим об особенностях темперамента»
Цель: Составить у школьников представление о типологических свойствах личности и темпераменте, изучить названные свойства.
Форма: Психологический практикум.
Участники: Классный руководитель, учащиеся класса.
Подготовительная работа: Приготовить бланки опросника, чистые листы бумаги, ручки, карандаши.
Ход классного часа
Беседа о темпераменте
Темперамент — врожденные реакции человека на трудности и неудачи, на обидное и угрожающее ему, врожденные особенности поведения и преодоления всего этого, особенно в трудных и опасных ситуациях. Природа, условия жизни извечно как бы испытывали человека на выживаемость, способность противостоять опасностям и трудностям. В то же время человек не мог сохранить себя и потомство в одиночку, а только вместе с другими людьми. Но и плечом к плечу, совместно, люди могли противостоять опасностям, если лучшие качества одного дополняли лучшие качества другого, если один был очень сильным, хотя и неповоротливым, а другой слабее физически, но зато быстрым и ловким, если один по натуре подобен тигру, другой — ловкой пантере или лисе, а третий слону или буйволу. И все это, облагороженное разумом, помогало преодолевать испытания, уготованные человеку.
Виды темпераментов впервые охарактеризовал Гиппократ. Он подметил врожденное различие в реакции людей на опасность, угрозу, в приспособлении к жизни. Гален в соответствии со взглядами Гиппократа впервые употребил термин «темперамент» и назвал темпераменты «сангвиническими», «холерическими» и «флегматическими».
В основу классификации темпераментов были положены три вида: сангвинический, холерический и флегматический, а так называемый «меланхолический» — разновидность характера, возникшего под влиянием неправильного воспитания или неблагоприятных условий жизни в детстве. При правильном воспитании ребенок обретает характер, соответствующий своему темпераменту. В таком благоприятном случае человек холерического темперамента смел, отважен, решителен, настойчив в преодолении трудностей и преград на пути к достижению цели. Он прямолинеен, искренен, уверен в себе и отвергает кривые пути в отношениях с людьми и достижении целей, обладает огромной энергетической потенцией и чрезвычайно работоспособен, склонен к достижению цели, не щадя сил, не обращая внимания на физические лишения, неудобства, трудности, верен в дружбе и любви. Он надежен.
Человек сангвинического темперамента быстр, активен. Все у него мгновенно: мысль, решение, слово и действие. Он миролюбив, не помнит зла, искренен, потому что уверен в себе и, понимая других, будучи дружественно настроен к окружающим, ожидает понимания со стороны других. Он весел, жизнерадостен и оптимистичен. Однако из-за брызжущей жизнерадостности он не всегда обязателен в слове и деле, нередко легкомыслен, так как уверен, что вывернется из беды, преодолеет или обойдет ее.
Человек флегматического темперамента медлителен, неразговорчив, тугодум. Он замкнут и скрытен, миролюбив и надежен, ответственен. И он настойчив, но его настойчивость— это настойчивость терпеливого, это капля, которая точит камень. Он достигает желаемого неуклонно, шаг за шагом двигаясь к цели. Он добивается многого. Главное— не торопить его, не тормошить. И он однолюб, имеет одного друга, но верного и так же неторопливого. Он из тех, кто тихо едет, но дальше будет. Пройдет время, и он окажется впереди всех, потому что терпелив, трудолюбив, организован и настойчив.
Сообществу людей извечно необходимы отважные, целеустремленные, не щадящие себя, быстрые, ловкие, находчивые, медлительные, терпеливые, миролюбивые, надежные. И такие разные! Во все времена холерики искали, находили новые территории и пробивали дороги, флегматики осваивали эти территории, а сангвиники помогали и тем и другим. Холериками были Петр I, маршал Жуков, сангвиниками — Наполеон, Хрущев, Есенин, флегматиками — Кутузов, Крылов, Илья Муромец.
2. Диагностическая часть.
Каждый по очереди определите свой темперамент. А теперь определите его друг у друга. (Учитель вносит коррективы в эти обсуждения, делает уточнения. Учащимся можно раздать отпечатанные на карточках «паспорта» темперамента.)
• «Паспорт» холерика:
1) вы неусидчивы;
2) невыдержанны, вспыльчивы;
3) нетерпеливы;
4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5) решительны и инициативны;
6) некоторые считают вас упрямым;
7) находчивы в споре;
8) работаете рывками;
9) склонны к риску;
10) незлопамятны и необидчивы;
11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
12) неуравновешенны и склонны к горячности;
13) агрессивный забияка;
14) нетерпимы к недостаткам;
15) обладаете выразительной мимикой;
16) склонны быстро действовать и решать;
17) неустанно стремитесь к новому;
18) обладаете резкими, порывистыми движениями;
19) настойчивы в достижении поставленной цели;
20) склонны к резким сменам настроения.
• «Паспорт» сангвиника:
1) вы веселы и жизнерадостны;
2) энергичны и деловиты;
3) часто не доводите начатое дело до конца;
4) склонны переоценивать себя;
5) способны быстро схватывать новое;
6) неустойчивы в интересах и склонностях;
7) легко переживаете неудачи и неприятности;
8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9) с увлечением беретесь за любое новое дело;
10) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
11) тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;
12) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
13) выносливы и работоспособны;
14) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;
15) сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
16) обладаете всегда бодрым настроением;
17) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
18) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;
19) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаетесь.
• «Паспорт» флегматика:
1) вы спокойны и хладнокровны;
2) последовательны и обстоятельны в делах;
3) осторожны и рассудительны;
4) умеете ждать;
5) не любите попусту болтать;
6) обладаете спокойной, равномерной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики;
7) сдержанны и терпеливы;
8) доводите начатое дело до конца;
9) не растрачиваете попусту силы;
10) строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;
11) легко сдерживаете порывы;
12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
14) постоянны в своих отношениях и интересах;
15) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;
16) ровны в отношениях со всеми;
17 любите пунктуальность во всем;
18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19) обладаете выдержкой.
• «Паспорт» меланхолика:
1) вы стеснительны и застенчивы;
2) теряетесь в новой обстановке;
3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4) не верите в свои силы;
5) легко переносите одиночество;
6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
7) склонны уходить в себя;
8) быстро утомляетесь;
9) обладаете тихой, слабой речью, иногда снижающейся до шепота;
10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11) впечатлительны до слезливости;
12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14) склонны к подозрительности, мнительности;
15) болезненно чувствительны и легкоранимы;
16) чрезвычайно обидчивы;
17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;
18) малоактивны и робки;
19) безропотно покорны;
20) стремитесь вызвать сочувствие и получить помощь от окружающих.
3. Обсуждение проблемы темперамента.
Холерики, флегматики и сангвиники объединяются в группы и хвалят свой темперамент, оттеняя его выигрышные стороны. На следующем этапе обладатели каждого темперамента хвалят своих одноклассников. Например: холерики хвалят сангвиников и флегматиков.
Итог: все темпераменты хороши, обладатели всех темпераментов нужны!
4. Обсудите следующее важное положение: оставаться всегда самим собой, идти своим путем.
Похожие статьи:
Классные часы в 9 классе. Разработки
Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса
Психологический классный час, 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!