Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето 2023»

 

Конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час по профориентации для студентов колледжа

Разработка классного часа для студентов колледжа

Тема: «Знакомство с миром профессии» (рекомендации по организации и проведению учебной экскурсии)

Цели:

• Ознакомление студентов с технологическим процессом производства.

• Закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, а также мотивации интереса к выбранной профессии.

Подготовительный период.

Учебная экскурсия студентов техникумов или колледжей является составной частью учебного процесса. Как правило, экскурсии на производство организуются и проводятся преподавателями учебных дисциплин с целью закрепления теоретических знаний по специальности. Но организовать и провести экскурсию могут и классные руководители (кураторы учебных групп), заместители директора по воспитательной работе, ответственные лица за производственную практику студентов.

Экскурсии в УСПО для студентов можно классифицировать следующим образом:

• культурно-досуговые экскурсии в учреждения или на объекты истории и культуры с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания студентов;

• ознакомительные экскурсии абитуриентов или первокурсников по объектам учебного заведения;

• учебные экскурсии на предприятия, учреждения, фирмы с целью закрепления общих теоретических знаний по выбранной специальности;

• технологические экскурсии на смежные по профилю УСПО (или базовые) объекты, учреждения, отдельные цеха или отделы с целью ознакомления с программой прохождения производственной практики или закрепления теоретических знаний по конкретной изучаемой дисциплине.

При организации и проведении учебной экскурсии классному руководителю (куратору) или преподавателю учебной дисциплины необходимо знать и соблюдать определенный порядок подготовки к экскурсии:

1. Определение конкретной цели экскурсии. Объять необъятное невозможно. Необходимо определить конкретную цель — что необходимо показать или с чем необходимо познакомиться студентам в течение часа на данном объекте. Необходимо помнить, что экскурсия на любое производство вряд ли носит культурно-досуговый характер, следовательно, и цели ее должны быть конкретно-учебными.

2. Выбор предприятия или организации, на которое будет проведена экскурсия. Это могут быть традиционные для данного УСПО предприятия, с которыми заключен договор о проведении на базе данного учреждения производственной практики студентов. Это могут быть объекты или отделы предприятий, с администрацией которых о проведении экскурсии могут договориться руководители техникума или колледжа, а может быть, и сам преподаватель.

3. Знакомство с ответственным лицом на данном предприятии, который непосредственно сможет провести часовую экскурсию со студентами. С этим человеком необходимо встретиться или, в крайнем случае, обговорить условия проведения экскурсии по телефону. Как правило, ответственное лицо от производства будет специалистом-профессионалом в своей отрасли, но мало знакомым с педагогикой. Поэтому классному руководителю желательно ему сообщить: цель экскурсии, краткую характеристику своей учебной группы(т. е. как воспринимают теоретический материал студенты, уровень интеллекта ребят, степень знаний по данному профилю и т. д.); что конкретно интересует студентов в данной экскурсии; что следует показать и о чем надо поговорить; конкретные сроки и время проведения экскурсии. Запомните, в проведении экскурсии конкретная дата (день недели) и время (час, минуты) играют важную роль как для учебного процесса техникума (колледжа), так и для производственного процесса предприятия. Здесь должно быть все четко оговорено и соблюдено с точностью до минуты.

4. Узнать о пропускном режиме на данном предприятии. В современных условиях любое предприятие или организация находятся под охраной, следовательно, надо договориться о пропуске на объект студентов. Это может быть список студентов и преподавателей с указанием количества людей, фамилий и возраста, заверенный администрацией учебного заведения и согласованный с администрацией предприятия о разрешении экскурсии. Важно помнить, что на многие объекты пропустят только по количеству оговоренных лиц без ручной клади (кроме записных книжек). При совершении экскурсии у всех студентов и преподавателей должны быть студенческие билеты или удостоверения личности.

5. Ознакомление с маршрутом следования до предприятия. Организатору экскурсии желательно самому рассчитать время, затрачиваемое на дорогу от учебного заведения до предприятия с учетом транспорта или пешеходного следования. Обязательно прибавить резервное время на непредвиденные обстоятельства — лучше пять минут отдохнуть перед входом на объект, чем на пять минут опоздать. Чаще всего учебная экскурсия проводится в учебное время, следовательно, на ее проведение будет выделено два часа (учебная «пара»). Постарайтесь уложиться в отведенное время с учетом переходов (переездов) и непосредственно экскурсии. Если же экскурсия проводится вне рамок учебного расписания, то время рассчитывается с учетом переходов (переездов) до конкретного назначенного времени экскурсии.

6. Предварительная работа со студентами. Учебной группе необходимо поставить конкретную цель экскурсии: что они должны увидеть и услышать, на что особенно обратить внимание во время экскурсии. Обязательно (возможно, под запись) определяется конкретное задание студентам, а по возможности — по микрогруппам (по уровню усвоения теоретических знаний). После экскурсии в обязательном порядке классный руководитель или преподаватель должен проверить уровень усвоения практических знаний и качество выполнения практического задания.

Проведение собеседования со студентами об этике поведения на улице и на предприятии. Эта беседа будет не лишней для студентов любого возраста (курса).

Проведение беседы (возможно, под расписку в специальном журнале) по технике безопасности во время переездов (переходов) до предприятия и на предприятии. Педагог кратко характеризует особенности посещаемого объекта и информирует студентов о соблюдении конкретных мер безопасности именно на нем (в производственном цехе, отделе, фирме). Надо помнить, что за жизнь и здоровье студентов во время организации экскурсии в первую очередь несет ответственность педагог.

7. Оформление необходимой документации. Для организованной учебной (да и культурно-досуговой) экскурсии в обязательном порядке издается приказ по учебному заведению или факультету данного УСПО с указанием сроков и цели экскурсии, объекта, учебной группы и ответственных лиц. В особых случаях могут понадобиться сведения о состоянии здоровья студентов, например, во время экскурсии в лечебные, медицинские или пищевые учреждения. Необходим список студентов с личной подписью врача (медицинской сестры УСПО) о состоянии здоровья каждого студента. Может понадобиться список, заверенный ответственными лицами, при проезде в транспорте — студенты во время проезда (кроме такси) в учебных целях пользуются льготами.

Проведение экскурсии на предприятии.

Итак, вы прибыли на предприятие.

В условленное время вас ожидает ответственное лицо от предприятия, помогает пройти вам на объект. Во-первых, как правило, проводится ознакомительная беседа (7—10 минут: знакомство с ответственными лицами производства, еще раз объясняется техника безопасности, кратко ставится задача перед студентами: что и где посмотреть, можно ли прикасаться руками и т. д. (о содержании этой мини-беседы педагог уже заранее договорился с ответственным лицом).

Продолжительность экскурсии не должна превышать 1 часа или 1 часа 15 минут. В противном случае внимание студентов рассеивается и эффективность экскурсии пропадает.

Содержание самой экскурсии сугубо индивидуально! Нет конкретной методики проведения экскурсии — все зависит от целей экскурсии, учебной дисциплины, характера учебного заведения и специфики специализации, характера производства на данном объекте и т. д.

Возможен некоторый условный алгоритм экскурсии на производственный объект для студентов технических специальностей. При проведении экскурсии на предприятии могут быть рассмотрены (и отражены в отчете) следующие вопросы.

Характеристика и структура предприятия.

Задачи и принципы деятельности предприятия. Структура предприятия и определяющие ее факторы. Содержание хозяйственной деятельности предприятия.

Хозяйственный механизм деятельности предприятия.

Управление предприятием. Принципы и методы управления предприятием.

Система планирования работы предприятия (перспективное планирование, текущее планирование, оперативно-календарное планирование, планирование работы подразделений предприятия). Виды планов, их содержание и основные показатели. Сущность и задачи планирования. Основы планирования деятельности предприятия.

Ценообразование на предприятии. Система цен на услуги оптовых предприятий (наценки, скидки, тарифы на дополнительные услуги, договорные цены и т. д.). Структура цен. Современные требования к ценам и тарифам.

Использование трудовых ресурсов предприятия. Классификация затрат рабочего времени. Структура нормы. Изучение и анализ затрат рабочего времени. Виды норм времени и выработки. Сущность и задачи научной организации труда.

Система оплаты труда. Оплата труда на предприятии, формы заработной платы. Материальное стимулирование на предприятии.

Информационная система предприятия. Структура и состав информационной системы (ИС) предприятия.

Функциональные компоненты ИС. Декомпозиция ИС по функциональному признаку. Функциональные подсистемы, модули, бизнес-приложения. Функциональные задачи систем управления: планирование, учет, регулирование. Практическая реализация функциональных задач.

Компоненты системы обработки данных. Сбор, хранение и обработка информации. Информационное, программное, техническое, правовое и лингвистическое обеспечение.

Организационный компонент ИС. Организация и администрирование вычислительного процесса. Роль человеческого фактора в функционировании ИС.

Возможно конкретизировать цель экскурсии на промышленном предприятии.

Материально-техническое обеспечение (МТО).

Организация МТО. Характеристика службы МТО предприятия. Структура отделов МТО, комплектации, оборудования, внешней кооперации. Их задачи и функции. Взаимосвязи отдела МТО с другими подразделениями предприятия.

Планирование МТО. Порядок и методика составления планов (заявок) МТО на предприятии. Схема происхождения документации по составлению плана снабжения.

Организационно-хозяйственные связи данного предприятия с поставщиками и его работа на рынке.

Организация снабжения цехов материалами. Методика расчета лимитов на отпуск материалов по цехам предприятия. Организация контроля за использованием материалов в производстве.

Сбыт готовой продукции.

Организация сбыта на предприятии. Структура службы сбыта на предприятии, ее задачи и функции, взаимоотношения с цехами, службами и отделами предприятия с подразделениями предприятия. Взаимосвязь предприятия с потребителями продукции.

Порядок и методика планирования поставок и оформления договорных отношений. Порядок и методика планирования плана поставок готовой продукции на предприятии. Организация заключения договоров поставки и порядок оформления договоров. Организация оперативно-сбытовой деятельности. Порядок учета и оценки деятельности предприятия по поставкам продукции в номенклатуре и ассортименте. Анализ выполнения плана поставок продукции.

Виды хозяйственных договоров, заключаемых на предприятии: расчет ущерба от невыполнения договорных обязательств.

Маркетинговая политика.

Состав и структура маркетинговой службы на предприятии. Основные функции и задачи. Взаимоотношения с другими подразделениями. Прогнозирование конъюнктуры товарного рынка: методы, используемые в практике предприятия.

В ходе учебной экскурсии студентов по специальности 1201 «Технология машиностроения» среднего профессионального образования на промышленный объект можно ознакомиться с отделом главного технолога; отделом главного механика; со сборочным и инструментальный цехами; с цехом «Гальваническое производство».

В данном случае основными задачами экскурсии (или серии экскурсий) по профилю специальности являются:

— закрепление, расширение, углубление и систематизация полученных теоретических знаний при изучении деятельности конкретной организации;

— приобретение первоначального практического опыта, развитие профессионального мышления;

— совершенствование практических навыков, приобретенных в результате экскурсий по получению рабочей профессии;

— формирование у студентов производственной культуры труда, бережного отношения к рабочему времени, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии;

— ознакомление непосредственно на рабочих местах с технологическими процессами механической обработки деталей различных типов, сборки узлов и механизмов, применяемыми при механической обработке и сборке приспособлениями, оборудованием и инструментами.

Во время экскурсий студенты знакомятся с технологическими процессами, оборудованием, инструментами, оснастками в цехах или на токарном, фрезерном, шлифовальном участках; участках автоматических линий и станков с программным управлением; заготовительном, механосборочном участках; технологическом бюро цеха и бюро технического контроля.

Ознакомление с обязанностями мастера, технолога и диспетчера участка.

После проведения экскурсии можно предложить студентам составить краткий отчет, который может быть приближен к требованиям отчета после производственной практики. Это приучает студентов к ответственности за грамотное составление отчетов о производственной практике.

Содержание краткого отчета студентов после проведенной экскурсии может включать следующие разделы:

— краткая характеристика цеха (участка), структура и назначение;

— планировка и оснащенность рабочего места;

— назначение оборудования и их главные особенности;

— маршрутный технологический процесс;

— подбор технического оборудования, приспособлений, режущего и измерительного инструмента на все формообразующие операции технологического процесса;

— операционный технологический процесс;

— техника безопасности при производстве работ на токарном, сверлильном, фрезерном оборудовании;

— техника безопасности при производстве слесарных работ;

—должностная инструкция технолога цеха (общие сведения, обязанности, права, ответственность);

— должностная инструкция мастера цеха; вывод.

Похожие статьи:

Классный час для студентов колледжа и старшеклассников. Российские награды

Классный час для студентов колледжа на тему «Культура общения»

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час на тему «Дружба» для старших классов и студентов колледжа

Классный час в 11 классе о семье

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!