Классный час по профориентации, 9 класс «Мир профессий»
Методическая разработка классного часа по профориентации для школьников 9 класса
Для классного часа учителю необходимо подготовить заранее 11 детей для «литературных вставок» по ходу работы. Столы классной комнаты поставлены таким образом, чтобы учащимся можно было работать в группах по типу «круглых столов». На столах — бумага, ручки, фломастеры. В углу класса — выставка книг, журналов по разным профессиям, альбомы с репродукциями людей труда, в том числе — самодельный альбом «Азбука профессий». На доске: плакат с мудрыми мыслями о труде и людях труда, пословицы и поговорки о труде, профессиях и др. Хорошо, если учитель пригласит на классный час 1 — 3 человек, которые познакомят ребят со своей профессией (выступление каждого должно длиться 3 — 4 минуты) — это могут быть родители, учителя- предметники, представители общественности, а также представители из учебно-производственного комбината (УПК).
Учитель: Ребята, мы проводим классный час по теме «Мир профессий». Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации, — свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы все-таки попробуем.
Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из пяти столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится членом команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведем игру, которая называется
1. «Угадай профессию»
Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет ее особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии.
(Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает профессию, остальные группы ее отгадывают. Если возникают затруднения, можно воспользоваться самодельным альбомом «Азбука профессий»)
— Придуманные вами профессии и станут названиями команд. Итак, у нас появились следующие команды «Плотники», «Егеря», «Врачи», «Чертежники», «Ювелиры».
Во все времена люди по-разному относились к работе, которую им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам. Почему? (Отвечают ребята)
— В ответах каждого прозвучало их личное отношение к строительству собора. Не секрет, что и в наше время интенсивного развития науки, техники, телевидения, расширения сети компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость.
Вопрос. Как вы думаете, чем это объясняется? (Отвечают ребята)
— Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе.
Задание №2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
Закончить предложения:
- Люди работают ради...
- Настоящий труд — это...
- При выборе профессии люди часто не учитывают...
- В любом профессиональном труде самое важное...
- Счастье — это...
(Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты, этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами. Записали, зачитали)
— Вы написали все правильно, а теперь давайте, сравним ваши ответы с высказываниями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
- Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».
- Настоящий труд — это самоотдача и творчество.
- При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
Хочу — свое желание.
Могу — свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
Надо — потребности рынка труда.
- В любом профессиональном труде самое важное — знания и умение их применять на практике.
- Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встает перед любым человеком.
— А сейчас слово предоставляется вам, ребята.
(Идет литмонтаж, подготовленный заранее группой детей самостоятельно или под руководством учителя)
Первый:
«У меня растут года.
Будет и 17.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?»
Эти стихи Владимира Владимировича Маяковского «Кем быть?» знакомы нам с детства. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда...
Второй:
Летят столетия, как птицы,
Как в книге — мудрые страницы...
А начиналось все с нуля:
Юной, суровой была Земля.
Человек был жалок и слаб,
Пылинка природы, раб.
Не сбейся с пути, не ищи, не перечь!..
Но мозг работал, возникла речь.
И руки, приказ исполняя теперь,
К вершинам науки открыли дверь.
Третий:
Трудились люди, мечтали, терпели,
Изобретали не то, что хотели.
Было порою и трудно, и сложно,
Но, как оказалось, все же возможно.
Четвертый:
Работают руки, а мысли идут.
Какой простор для фантазии тут!
Жизнь заставляет: не бойся, дерзай!
Запоминай, изучай, осязай!
Пятый:
Могут спросить: «Где же знаний вершины?»
Изобрели механизмы, машины.
Техника — в помощь, с природой — на «ты».
Нет и не будет вершин для мечты!
Шестой: В современном обществе существует множество видов труда, их десятки тысяч! Каждый из них предъявляет свои требования к человеку, и каждый труд может стать профессией. Но профессии разделяются еще на специальности. Например, профессия — учитель. Специальности — учитель физики, математики, химии и т.д.
Седьмой: А мне вот интересно собирать разные машины. Даже смотреть любопытно, как ловко и умело соединяют, прикрепляют рабочие одну деталь трактора к другой.
Шестой: Кто так ловко собирает трактор?
Седьмой: Слесари-сборщики. А вот в другом цехе делают инструменты и приспособления для всех заводских станков.
Шестой: А кто здесь работает?
Седьмой: Слесари-инструментальщики.
Шестой: Пойдем на улицу. Там новый дом строится. Рабочие прокладывают трубы для горячей и холодной воды, для газа на кухне.
Седьмой: Это слесари-сантехники. Пойдем дальше.
Шестой: По дороге едут автомобили, троллейбусы, автобусы. Все спешат, но один пешеход зазевался. Слышу, тормоза заскрипели. Вовремя шофер машину остановил, а были бы неисправные тормоза — не миновать беды.
Седьмой: Так не должно быть! На автобазе все машины перед выездом на работу проверяют и, если надо, ремонтируют.
Шестой: Кто же это делает?
Седьмой: Известно, кто: слесари - ремонтники.
Шестой: Перешла я улицу, вижу — мастерская. На ней вывеска: «Металлоремонт». В мастерскую люди спешат. У кого-то велосипед сломался, кто ключ от квартиры потерял, у кого-то ручка от чайника отвалилась. Захожу в мастерскую, спрашиваю: «Кто тут у вас такой мастер, что всем может помочь?»
Седьмой: Ау нас слесари работают. Они все могут!
Шестой: Кто же такой слесарь? Что за профессия, которая всем и всегда нужна?
Первый: Русское слово «слесарь» произошло от немецкого «шлоссер». Так давным-давно в Германии называли умельцев по изготовлению и ремонту замков. Слово сохранилось до наших дней, а «замочных дел мастер» превратился в очень важную рабочую профессию... Ребята, а вы знаете, кто начинает день?
Третий:
Шофер не любит долго спать,
Чуть свет встает шофер.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Везде дела шофера ждут,
Во все концы Земли
Возить готов он кирпичи,
Чтоб города росли.
Четвертый:
Едва забрезжила заря —
Поднялся хлебопек,
Чтоб ты румяным калачом
Полакомиться мог.
Пятый:
Маляр порадовать спешит
Природу и людей —
Нам пестроту весны дарит
Веселый чародей.
Спроси у солнца и земли,
Спроси у быстрых рек:
«Кто начинает новый день?»
Все (вместе): Рабочий человек!
(Ребята садятся на свои места)
— Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания.
Задание №3. Сейчас вы получите карточки с заданием: необходимо назвать профессии, которые:
- почти или совершенно исчезли;
- появились только в XX веке;
- появятся в будущем.
(Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий)
Для справки:
- ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;
- профессии, появившиеся в XX веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь-референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист — машинист широкого профиля, летчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтер и т.д.;
- профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
— Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. На базе старых профессий рождаются другие, которые... А, впрочем, давайте посмотрим и послушаем...
(По рассказу Евгения Пермяка «Маляр с золотой медалью»)
Восьмой: Знаете, ребята, а у нас сосед есть: маляр Корней. У него четыре сына: Иван, Степан, Василий и Петя. Пришло время Пете ремесло выбирать. Говорит ему отец:
Девятый (отец): Будь, Петя, как я, как братья твои, маляром. Хорошее ремесло.
Десятый (Петя): Папа, я же школу закончил с золотой медалью. Как же я могу с таким образованием маляром быть, мазаным ходить?
Девятый: А ты поезжай, посмотри, как твои братья работают. Тогда решишь.
Восьмой: Приехал Петя к старшему брату, Ивану, в Тулу. Брат Дворец культуры кистями расписывает, да так красиво, что зависть берет.
Десятый: Приехал я ко второму брату в Москву. Второй брат, Степан, без кистей потолки и стены красит. В руках у него «пистолет», а из «пистолета» голубым лучом краска бьет и на стены ровным слоем ложится. Полчаса - час и комната готова.
Восьмой: И такой почет Степану ото всех, что зависть берет. Приехал Петя к третьему брату, Василию, на автомобильный завод.
Десятый: Третий брат, как доктор, в белом халате, стоит, на приборы смотрит и проверяет, как автоматическая камера сама по себе легковые автомобили красит.
Восьмой: Да так хорошо красит, что зависть берет. Вернулся Петя к отцу и говорит:
Десятый: Далеко, отец, твоя специальность шагнула. Буду и я на маляра учиться, чтобы нашу родовую профессию еще дальше пронести и выше поднять.
Девятый: Разве одна наша малярная профессия такова? Все они по-старому называются, да по-новому понимаются. Всякую из них надо дальше нести да выше поднимать. Для этого и учатся 11 лет. Да и этих-то одиннадцати годов другой раз маловато бывает.
(Участники сценки занимают свои места за столами)
— Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь ее освоить. Но вот представьте себе, что вы, современные люди XXI века, попадаете на... необитаемый остров!
Задание №4. «Необитаемый остров»
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья... А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток веревки... Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна...
Ваша задача. Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!
(Учитель на доске записывает предложения команд)
— Вы, ребята, назвали много профессий. Но, сами понимаете, что их гораздо больше, и все они нужны, чтобы люди могли комфортно жить. Знаете сколько людей должны трудиться, чтобы в наших домах были свет и тепло? Чтобы были учебники, ручки, компьютеры, часы? Чтобы вы были одеты и обуты? Есть стихотворение «Из чего сделано платье?». Его автор, поэт Овсей Дриз, отвечая на этот вопрос, дает представление о том, как много людей различных профессий вложили свой труд в его создание.
Одиннадцатый:
Если шерсти овечьей пастухи настригут,
Если с шерстью овечьей поезда побегут,
Если те, что у ткацкой машины стоят,
Разноцветные ткани наткут для ребят,
Если доменщик сварит хороший металл,
О котором на фабрике мастер мечтал,
Если сделает мастер иглу для портного,
Пару ножниц, утюг электрический, новый, -
Значит, мальчика можно поздравить с обновой! -
Так ответил портной, надевая очки
И иглой пришивая стальные крючки.
— Подумайте, ребята, и вы поймете, что все люди связаны результатами своего труда. То есть, каждый человек работает, чтобы получать зарплату, кажется, что для себя, но своим трудом он производит блага для миллионов людей.
А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?
Задание №5. Сейчас все команды получат карточки с пятью парами профессий.
Ваша задача. Определить, что является общим для этих пар профессий?
- Медсестра — токарь.
- Официант — водитель такси.
- Инженер-конструктор — композитор.
- Продавец — тренер.
- Животновод — садовник.
(Пока ребята готовятся, учитель прикрепляет к доске лист бумаги с незаконченной фразой: «БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ...» и ниже — чистое поле листа, куда будет записывать все, сказанное детьми)
— Посмотрите, оказывается, чтобы быть профессионалом в своем деле, необходимо обладать такими качествами: (зачитывает с доски всю фразу, которая получилась после того, как команды выразили свои мнения, сравнив пары профессий из 5-го задания). Сегодня на встречу с вами пришли люди, каждый из которых большой профессионал в деле, которым он занимается. (Выступление гостей 3 минуты)
— Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.
Задание №6. Рефлексия, т.е. обратная связь.
Ребята, мне хочется понять, как повлиял наш содержательный разговор, обмен мнениями на ваше настроение. Какие у вас возникли мысли, чувства? Выразите в рисунках то, что пробудила в вашем воображении обсуждаемая тема «МИР ПРОФЕССИЙ».
(Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску)
— Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
Похожие статьи:
Классный час «Какую выбрать профессию», 10 класс
Занятие по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация
Миниатюра. Профессия «Автоинструктор»
Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров
Внеклассное мероприятие по профориентации для школьников 9-11 класса. Профессия «Строитель»
Нет комментариев. Ваш будет первым!