Классный час «Народные умельцы», 5 класс
Познавательный практикум в 5-х классах «На народных умельцах русская земля держится»
Цели и задачи:
• Воспитание любви и уважения к культуре, быту и прикладному творчеству народов России;
• развитие художественного вкуса, творческой самостоятельности и духовно-нравственных качеств личности младших подростков.
Оборудование. Открытки, фотографии или нарисованные на листах (для каждого школьника) сабли, мечи, кинжалы, войлочные шапочки народов Северного Кавказа, иллюстрации архитектурных памятников Москвы. Фольга, цветная бумага, клей, ножницы. Аудиозаписи народной музыки, элементы национальных костюмов или костюмы различных народов юга России.
Приглашенные. Старшеклассники или учащиеся шестых классов в ролях «Хозяйки Города Мастеров», двух зодчих, двух художников, двух кузнецов, двух мастериц- золотошвеек. Если в этом нет необходимости, то с данными ролями вполне могут справится пятиклассники.
Описание классного часа (внеклассного занятия)
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить необычное путешествие по Городу Мастеров. Что это за город такой? В широком смысле это вся наша необъятная Россия-матушка. Она богата природными ресурсами и знаменитыми людьми, традициями и обычаями сотен народностей, проживающих на территории России; интересна ее история и природа, удивительные города и совершенно разные по архитектуре села, деревни и аулы. А еще она богата своими народными умельцами. У каждого народа издревле сложились свои национальные традиции, из поколения в поколения передавались секреты архитектуры и кузнечного дела, рукоделия и зодчества. А все вместе эти народные умельцы, которых часто называют «люди с золотыми руками», составляют единую дружную семью Города Мастеров — мастеров великой и несокрушимой России.
Входит хозяйка Города Мастеров, кланяется.
Хозяйка: День добрый, гости дорогие! Как в погожий день гости съехались, в весенний день, самый сказочный, как трудились здесь все на славу-то, сколько радости нам доставили! Вот идет молва о нашем городе, о великих наших мастерах — подивитесь-ка на них, люди добрые. История ремесел, промыслов наших народов уходит корнями в седую древность. Предки современных народов России тысячелетиями жили рядом друг с другом. Сколько бурь пронеслось над их головами! С достоинством прошли они через все испытания, преподнесенные им историей. Из поколения в поколение передавали они лучшие качества своих народов, ставя превыше всего дружбу с соседями. Доброй славой пользовались в народе мастера-ремесленники. И вот сегодня в моем городе встретятся народные умельцы.
Входят два зодчих.
Первый зодчий:
Добрый день, мы рады вам,
Приглашаем в гости к нам.
Наши руки вам знакомы,
Каждый день их видно в доме.
Это мы построим дом,
Храм и башенку на нем.
Второй зодчий:
В каждом городе, в селе
Труд наш виден на земле.
Ведь без нашего труда,
Не возникли б города.
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие мастера! Как же вас не знать. Это благодаря вашим умелым рукам построено это здание школы (лицея, гимназии). Это вы, как и в глубокой древности, возводите удивительные по архитектуре здания.
Первый зодчий: А вот мы и хотели бы вас пригласить в далекую старину, чтобы ознакомиться с плодами наших трудов.
Учитель: А что, это очень заманчивое предложение. Ребята, давайте начнем наше удивительное путешествие по Городу Мастеров с сердца нашей Родины — столицы нашего государства, города Москвы.
Заочная экскурсия по архитектурным памятникам Москвы
Наша воображаемая экскурсия начинается в центре Москвы — у стен Московского Кремля.
Московский Кремль — плод совместного творчества итальянских и русских мастеров, причем роль первых была во многом руководящей. И однако этот несравненный ансамбль глубоко волнует русскую душу, ибо он продолжает древнерусскую художественную традицию и отвечает нашим эстетическим идеалам. Новшества и технические усовершенствования, внесенные итальянцами, были значительны, и ими широко воспользовались русские зодчие. Но дело в том, что нигде, кроме России, скажем больше, кроме Москвы, не мог бы возникнуть такой грандиозный, такой единый при всем своем многообразии памятник силе и славе русского народа.
Алтарь (центральное и самое главное место любой церкви) России! Ведь так говорил великий русский поэт М.Ю. Лермонтов о Кремле. А чтобы стать достойным отечества, этому алтарю надлежало всем своим обликом преисполниться его юным могуществом и древней его красотой. Таким он и был воздвигнут мастерами из всех уголков России XV—XVI вв., озаренными в совместном своем творчестве русским художественным гением.
За короткое время нашей экскурсии мы не сумеем осмотреть все исторические архитектурные памятники Москвы, поэтому остановимся и осмотрим только некоторые. Вот мы на просторной, светлой кремлевской Соборной площади. (Желательно показать учащимся репродукции картин или фотографии). Величественные храмы-богатыри и храмы легкие, причудливые, словно игрушечные в сравнении с ними. В Кремле мы чувствуем себя не просто в Москве, а именно, по словам М.Ю. Лермонтова, на его челе (лоб на лице, самое заметное место), украшенном державным венцом. И в этом венце из соборов всех величественней и всех прославленней Успенский (1475-1479), возвышающийся в самом центре Кремля над Москвой. Кто мастер этого великолепия? Звали его Фиораванти, а Аристотелем он был прозван за «строительную мудрость». Оригинально было решено им внутреннее пространство собора. Огромный торжественный зал, массивные круглые столбы, поддерживающие купола. Успенский собор предназначался для венчания московских государей на царство и для других торжественных служб, отсюда и огромное внутреннее помещение. Венчают белокаменное сооружение Аристотеля Фиораванти золотые купола идеальных пропорций.
Мысленно продвигаемся по Кремлю, и вот мы с вами уже около Архангельского собора. Служивший усыпальницей (местом захоронения) русских царей Архангельский собор (1505-1509), самый большой в Кремле после Успенского. Строил Архангельский собор Алевиз Новый. В основе его тоже древнерусская художественная традиция, однако широкие русские лопатки (архитектурные узоры) заменены тонкими коринфскими пилястрами (разновидность архитектурных узоров). Несмотря на то, что он пятиглавый, этот торжественный и нарядный собор напоминает двухэтажное дворцовое здание.
Псковским мастерам, особо ценившимся в Москве, мы обязаны двумя чудесными кремлевскими храмами, может быть, наиболее изящными и тонко одухотворенными в своих пропорциях: Благовещенским собором (1484—1489) и церковью Ризположения (1484-1485). Первый служил домовой церковью великих князей московских. Псковские зодчие взяли за основу достижения своих владимиро-суз- дальских предшественников, однако возвели здание на высоком подклете, своего рода белокаменном цокольном этаже, и окружили его обходной галереей —гульбищем. Они сумели придать миниатюрному Благовещенскому собору (в сравнении с Успенским и Архангельским соборами) внушительность, прекрасно сочетающуюся с его изысканной декоративностью. При этом украсили его снаружи типично псковским узорным поясом из наклонно поставленного кирпича, так называемым «бегунцом».
А вот еще один архитектурный памятник Москвы XV в. — изящный собор Успения на Городке в Звенигороде (ок. 1400 г.) — крестово-купольный, кубический и одноглавый, во многом напоминающий владимиро-суздальские храмы. Однако уже в древнейшем сохранившемся здании Москвы — Спасском соборе Андроникова монастыря, воздвигнутом в 20-х гг. XV в., вероятно, при участии Андрея Рублева, видно стремление преодолеть кубичность. Ступенчато возвышающиеся своды придают храму динамичность и пирамидальный характер.
Мысленно перемещаясь по Кремлю, мы подходим к Грановитой палате. Она выстроена итальянцами Марко Руффо и Пьетро Солари. Большой зал с огромным столбом посередине служил для торжественных приемов и пиршеств. В Грановитой палате живо воскресает парадная атмосфера московского двора с его пышными церемониями.
Опоясавшись (приспособленными к огневому бою) новыми стенами и башнями, Кремль к концу XV в. стал неприступной твердыней, поражая своей чисто русской, торжественно сияющей красотой. Белизна соборов и царских палат, золото куполов, цветовые сочетания фресок над порталами храмов — вся эта красочная гамма единого при всей своей динамичности ансамбля обогащалась четкой рамой розово-красных зубчатых стен и мощных башен в несколько этажей.
Хозяйка: К сожалению, мы не успеем осмотреть все архитектурные памятники Кремля, да и всей Москвы. А как хотелось бы побывать в знаменитом Теремном дворце Московского Кремля (1635-1636), воздвигнутом мастерами Антипом Константиновым, Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным и Илларионом Ушаковым. Хотелось бы зайти и в церковь Рождества в Путинках (1649-1652), миниатюрный памятник архитектуры XVII в. Вспомнить о Поснике и Барме — авторах созданного в честь взятия Казани крупнейшего на Руси архитектурного сооружения XVI в., собора Покрова, «что на рву», всемирно известного под названием храма Василия Блаженного (1555-1560) и многих красивейших зданиях и сооружениях древней Москвы.
Практическая работа «Купола и шпили»
Учитель: А сейчас мы выполним небольшое задание — изготовим макеты куполов или шпилей уже известных вам архитектурных памятников или нарисуем проект нового собора.
Учитель раздает учащимся трафареты архитектурных памятников и предлагает украсить фольгой их шпили и купола. Возможно предложить группе учеников нарисовать «проект русского храма», а затем украсить купола и шпили здания золотой фольгой.
Архитектурная викторина
По окончании работы учитель предлагает учащимся поиграть в небольшую игру — ответить на вопросы архитектурной викторины, но предупреждает, что вопросы викторины могут быть и серьезные, и шуточные, и сказочные. Надо быть внимательными и сообразительными. Итак вопросы викторины:
• Одно из семи чудес света в Египте? (Египетские пирамиды)
• Супермногоэтажное строение во многих странах мира? (Небоскреб)
• Крупный христианский или католический храм? (Собор)
• Кто архитектор храма Василия Блаженного в Москве? (Посник и Барма)
• Здание, в котором проходят сатирические и драматические представления с артистами? (Театр)
• Здание, в котором проходят представления клоунов, акробатов, дрессировщиков? (Цирк)
• «Лицо» любого здания? (Фасад)
• На чем стоит любое здание? (На фундаменте)
• Как называется жилье Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)
• Строительный материал папы Карло, из которого получился Буратино? (Деревянное полено)
• В каком помещении Крыса сватала Дюймовочку за Крота? (В норе)
По окончании викторины учитель поощряет отличившихся ребят.
Входят два художника.
Первый художник: Здравствуй, хозяйка чудесного Города Мастеров! Мы пришли к тебе в гости — на людей посмотреть да себя показать.
Хозяйка: А на что вы годитесь?
Второй художник:
Мы умельцы, но не танцуем,
Мы раскрашиваем, рисуем
И посуду, и матрешку.
Мы распишем даже ложку,
Первый художник:
Купола и даже сказки –
Все мы можем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Учитель: Здравствуйте, художники-умельцы! Знакомы нам ваши «золотые руки». Как только человек научился делать посуду, он начал ее украшать. Так родилась роспись на посуде. Художественное оформление посуды было присуще всем народам во все века. Художественная роспись Хохломы известна на весь мир. А уникальная богородская игрушка, расписанная мастерами-художниками, превращается в настоящий шедевр.
Хозяйка: Милости просим, проходите. Входят два кузнеца в фартуках и в налобных повязках.
Первый кузнец: Мир дому твоему, хозяйка. Горное эхо донесло до нас твой клич о том, что собираешь всех умельцев.
Хозяйка: Добрый день, гости дорогие! А вы мастера какого ремесла?
Второй кузнец: По кузнечному делу. Еще в древности люди начали обрабатывать металл, делать оружие, чтобы защищаться от врагов. Красиво украшенное оружие высоко ценилось у русского и горских народов, оно преподносилось в знак мира и согласия.
Незаметный или важный,
На земле любой из нас,
Умирает лишь однажды
И родится только раз.
Так давайте ж, добры люди,
Хоть по этим временам
Так беречь друг друга будем,
Чтоб завидовали нам.
(Д. Лагучев)
Хозяйка: Проходите, оружейных дел мастера.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что в нашем Городе Мастеров собираются народные умельцы из самых разных уголков необъятной России. Ведь искусству обработки оленьих шкур и пушного зверя, резьбе на кости или изготовления юрт на далеком Севере удивлялись многие поколения не только русских людей, но и жителей других стран. А мастера — горцы Северного Кавказа удивляли и продолжают удивлять весь мир искусством изготовления клинков и обработки овечьей шерсти.
Хозяйка: А теперь я с удовольствием представлю вам мастериц-золотошвеек.
Делает три хлопка в ладоши, под музыку входят девочки в народных костюмах, кланяются.
Первая мастерица:
Я не привыкла напрасно хвалиться.
Но все называют меня мастерицей
За то, что сама я на куклу свою
Вяжу, вышиваю, и крою, и шью.
Вторая мастерица:
А я сумею бисером обшить
Кокошник с туфельками, чтоб век их не сносить.
Сплету затейливый из ниток я узор,
И шаль свяжу, сотку большой ковер.
Хозяйка: Проходите, красны девицы, золотой вышивки умелицы. Одним из элементов женского костюма во все времена были платки или шали, сарафаны или яркие платья. Платки — не только головной убор, но и символ примирения между враждующими. Праздничные платки, например, отличались от повседневных — были яркими, украшались пестрыми цветами, листьями, завитками, золотыми и серебряными нитями. Русь всегда славилась своими рукодельницами, поэтому мы рады вас видеть в нашем Городе Мастеров.
Девочки садятся на рабочие места.
Учитель: Вот теперь мы видим, сколько умельцев объединяет наша Русь-матушка. Послушаем, чему они нас хотят научить.
Первый художник: Ребята! Все вы, конечно, знаете, что посуда — это не только тарелки и чашки, из которых мы едим и пьем. Это и различные вазы, блюда, подносы, тарелки, кувшины, чайники, миски. Украшают их росписью. Под рукой мастера они могут превратиться в произведения искусства. Расписывают посуду по-разному: и пейзажами, и портретами, но чаше орнаментами и цветами. Роспись бывает внутри, а бывает снаружи.
Я хочу пригласить вас вместе со мной расписать посуду, но сделать это пока только на бумаге. Вы можете выбрать понравившийся вам узор и нарисовать его или придумать другие узоры. Перед тем как раскрашивать, наметьте рисунок простым карандашом.
Идет фрагмент практической работы.
Первый кузнец: А я хочу вам поведать одну горскую легенду. Первого нартского кузнеца звали Дебет, он впервые из руды добыл железо и стал мастерить кольчуги, к-овал оружие и стрелы, научил всех горцев кузнечному ремеслу. Способы изготовления оружия горские мастера держали в секрете, передавали по наследству.
Мастера-оружейники обращали внимание и на качество металла, из которого сделано оружие, и на внешний вид изделия. Рукоятку и ножны украшали серебром, золотом, бархатом и различными рисунками. Давайте и мы с вами украсим фольгой рукоятки макетов клинков и мечей.
Учитель и «кузнецы» предлагают учащимся практически украсить или зарисовать заранее приготовленные рисунки сабель, мечей или кинжалов. Учащиеся несколько минут работают над рисунками.
Хозяйка: Умеющий работать от работы не устает! Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер золотые руки!» Сейчас полюбуемся нашими поделками.
Ребята демонстрируют свои работы Хозяйке и учителю. После обсуждения работ выходят все гости — народные
Первый зодчий: Если полюбишь работу, то и работа полюбит тебя. Научись мастерить и ты сумеешь построить дом.
Второй зодчий: Кто любит труд, того люди чтут. Только трудом можно осилить любую работы: смастери кормушку для птиц и научишься возводить удивительные города.
Первый художник: Человек не боится работы, работа боится человека. Начни с росписи обыкновенной игрушки и научишься творить шкатулки не хуже мастеров Палеха.
Второй художник: Человек познается в труде. А может быть, именно ты распишешь купол нового храма?
Первый кузнец: Сила народа разрушает утесы. Помоги родителям на кухне заточить лезвие ножа и научишься ковать кавказский клинок.
Второй кузнец: Если Родина в беде, смело заступись за нее. Именно от того гвоздя, который ты поможешь вбить в стену своим родителям и знакомым, придет искусство ковать уникальные вещи из металла.
Первая мастерица: Счастлив тот, кто дружит с соседом. Незатейливая латка на твоей одежде, пришитая своими руками, может стать весомым вкладом в укрепление семейного бюджета.
Вторая мастерица: Умеешь латать — не останешься без одежды.
Не поленись помочь родителям в быту и, гладишь, станешь мастером на все руки.
Хозяйка: Молодцы! Лучше маленькое дело, чем большое безделье. Какие труды, такие и плоды. Кто делает добро, тому и платят добром. Ну что ж, делу время — потехе час! Учитель благодарит Хозяйку, зодчих, кузнецов, художников и мастериц за прекрасное путешествие по Городу Мастеров народов России. По возможности учитель награждает авторов лучших работ.
Похожие статьи:
Классный час в 5 классе на тему: Привычки
Классный час по правовому воспитанию 5 класс
Классный час в 5 классе на тему: Дружба
Классный час в 5 классе. Правила поведения в экстремальных ситуациях
Нет комментариев. Ваш будет первым!