Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс
Разработка классного часа для старшеклассников «Человек привычки — человек воли»
Цель: Способствовать воспитанию волевых качеств старшеклассников.
Форма: Информационно-психологическая беседа.
Участники: Учащиеся класса, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовительный этап: Классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме.
Оборудование, оформление:
• Выставка литературы по проблеме классного часа.
• Подготовить рабочие места для работы микрогрупп по 4-5 человек.
• Для каждой микрогруппы подготовить отпечатанные листы с текстом психологического практикума и анкеты.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Что такое волевая привычка?
Особое место в характеристике человека занимают волевые черты характера. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Все, наверное, слышали да и сами не раз употребляли такие выражения: «человек с характером»; «у него твердый характер» или, наоборот, «мямля»; «ни то ни се». Здесь как раз и подчеркивается прежде всего выраженность волевых черт характера человека.
Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: выглядит внушительно, а пользы никакой. Что же такое воля? Прежде всего это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних и внутренних трудностей.
Если наша воля безмолвствует, спит, то мы обнаруживаем себя как «человека привычки». Это почти «механический человек».
«Человек привычки» работает в нас, с одной стороны, облегчая нашу жизнь, а с другой — затрудняя ее. Если бы мы имели только хорошие привычки, соответствующие тем требованиям, которые предъявляет к нам наша жизнь, то делали бы свои дела без всяких усилий. Однако же у нас есть привычки, которые осложняют нашу жизнь и наносят вред нашему здоровью.
Люди с достаточным запасом волевых привычек — хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, всей своей жизни.
Человек, у которого не сформированы в нужной мере волевые навыки, страдает от своей несобранности, неорганизованности. При этом ему кажется, что к нему несправедливы, его обошли, к нему плохо относятся. Неудавшаяся жизнь, горькие разочарования... Как здесь не вспомнить известную пословицу «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу». Тут нет никакого преувеличения. Даже очень одаренным людям, чтобы реализовать неординарные возможности, нужны соответствующие черты характера — все те же волевые привычки.
В течение 20 лет в США проводилось исследование 1 000 детей. Им было по 10-11 лет, и все они отличались незаурядными способностями и в большинстве случаев хорошим здоровьем. Наряду с интеллектом у одаренных детей выявлялись и личностные особенности, в частности их волевые качества — целеустремленность, настойчивость. Если первые пять лет (в период обучения) успехи испытуемых в значительной степени соответствовали их способностям, то через 10- 15 лет оказалось, что у 70% этих уже взрослых людей сравнительно скромные результаты деятельности никак не соответствовали исходному уровню их способностей. Более того, развитие самих способностей у них оказалось заторможенным. Только у 30% испытуемых результаты профессиональной деятельности были в той или иной мере выдающимися и соответствовали уровню их способностей. Более того, у них обнаружился непрерывный интеллектуальный и личностный рост. Выяснилось, что бывшие «вундеркинды», вошедшие в эти 30%, отличались от остальных не уровнем способностей (исходно он был у всех весьма высоким), а двумя главными качествами: наличием цели и настойчивостью в ее достижении.
Очень может быть, что способность к волевому напряжению, целеустремленность, умение эффективно организовать свою деятельность — все эти навыки «дефицитнее», чем даже высокий интеллект. И уж во всяком случае они не менее важны для человека.
Психологи обнаружили даже, что люди с устойчивым трудолюбием (с развитой волевой привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и эмоциональная стабильность. Конечно, тут не всегда легко выделить, где причина, а где следствие. Тем не менее очевидно, что привычка к регулярному труду — основа человеческого существования.
Вряд ли нужно убеждать в пользе, точнее, в необходимости волевых привычек. Важнее выяснить главное: как именно их воспитывать.
Прежде всего рассмотрим, какие именно волевые привычки составляют «золотой запас» по-настоящему организованного человека.
Главное — это, конечно, как уже говорилось, привычка к регулярному труду. «Человек трудом жив» — во многих случаях это выражение приобретает буквальный смысл. Установлено, что трудолюбие — характерная черта долгожителей.
Другая важнейшая волевая привычка, которая, кстати сказать, не всегда должным образом оценивается, — это привычка к физической и гигиенической культуре. Сюда относятся не только поддержание чистоты тела, зарядка, но и привычка к физическим упражнениям, потребность в движении. Для многих людей двигательная активность становится величайшей потребностью, «мышечной радостью».
Можно выделить и привычку к определенной сдержанности в особо острых эмоциональных ситуациях, и привычку быть обязательным в отношениях с людьми. Есть, конечно, и еще многие человеческие добродетели, за которыми стоят не только нравственные ценности, но и волевые привычки.
Как же следует формировать волевые привычки?
• Работа в микрогруппах:
1) Обсуждение возможных вариантов формирования волевых привычек.
2) Обсуждение собственного опыта по формированию волевых привычек.
3) Обсуждение предложенных упражнений психологического практикума.
Психологический практикум
1. Упражнение «Замри».
В течение 5 минут сидеть в кресле без движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя таким образом время расслабления до 8 минут, а затем в течение еще 3 дней «замирать» по 8 минут.
2. Упражнение «Прогулка».
Выйдя из дома, вернуться ровно через час (ошибка должна составлять не более ±1 минуты). Это упражнение требует точного расчета времени, поэтому его не так легко выполнить, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может меняться (от 40 минут до 1,5-2 часов).
3. Упражнение «Музыкальный час».
Включите магнитофон (или любое другое воспроизводящее устройство) и слушайте музыку в течение 45 минут. Ошибкой считается любое отвлечение, возникающее по вашей вине. Особенно полезно это упражнение для страстных любителей современной музыки. Но и для тех, кто музыку не очень любит, оно тоже полезно: очень трудно в таких случаях ни разу не отвлечься на что-то другое.
4. Упражнение «Телевизор».
Отметьте в недельной телепрограмме 1-3 передачи, которые можете просмотреть до конца. Зато другие передачи имеете право смотреть не более 7 минут (меньше можно). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.
5. Упражнение «Зарядка».
Начать зарядку с 10 минут, затем через неделю прибавлять по одной минуте и довести до 17 минут. Здесь следует соблюдать два условия:
— начинать по возможности в одно и то же время;
— проводить зарядку так, чтобы чувствовать усталость после ее выполнения.
Постепенно надо уплотнять отведенное на зарядку время, а для этого регистрировать, сколько сделано прыжков, приседаний, отжимов, махов и т.п. Хорошо, если через несколько недель после начала выполнения этого задания количество движений увеличится на 20-30%.
Упражнение считается освоенным, если оно 3-4 недели выполняется без срывов. Затем оно просто остается в вашей жизни.
6. Упражнение «Будильник».
После звонка будильника отсчитайте до 35 и встаньте. Каждые два дня убавляйте по 2. Упражнение считается освоенным, если в течение трех недель без срывов вы встаете на счет «10».
7. Упражнение «Письменный стол».
Это трудное упражнение — привычка, но оно самое важное.
Следует четко обозначить время, когда вы сядете за уроки (скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебаниями в 1- 3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.
Если упражнение не получается, то проанализируйте его по следующей схеме:
— какова ошибка во времени в момент начала упражнения;
— соблюдаются ли временные рамки, были ли отвлечения;
— каков общий объем сделанной работы.
Очень важным и полезным было бы соблюдение режима дня именно как волевой привычки.
Этот этап работы достаточно длителен и может занять не менее 3-5 месяцев. В основном все указанные выше привычки относились к формированию навыков самоорганизации времени. Далее необходимо вырабатывать привычку более высокого уровня — мобилизация себя во время учебной и практической деятельности, т.е. речь идет о качестве работы.
На этом этапе следует тщательно продумать критерии успеха. Сформированный набор волевых привычек, сложившийся уровень организованности достаточны для творческого развития личности, самостоятельного определения и достижения значительных целей. На этом этапе ставятся цели, относящиеся не только к ближайшему, но и к отдаленному будущему.
4) Определение уровня самоорганизации при помощи анкеты.
Анкета
1. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?
A) В основном сформированы достаточно устойчиво;
Б) сформированы, но недостаточно устойчиво;
B) не сформированы.
2. Умеете ли вы организовывать свое время самостоятельно?
A) В основном умею;
Б) умею, но не всегда это делаю;
B) практически не умею.
3. Способны ли вы сами, без внешнего принуждения организовать свое время?
A) В основном способен;
Б) делаю это нерегулярно;
B) практически никогда этого не делаю.
4. Садитесь ли вы безо всякого напоминания за приготовление домашних заданий?
A) Практически всегда;
Б) только иногда;
B) только при напоминании.
5. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
A) В основном способен;
Б) способен лишь в редких случаях;
B) не способен.
6. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?
A) Постоянно;
Б) от случая к случаю;
B) не проявляется.
7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер?
A) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;
Б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю;
B) никаких определенных попыток не предпринимаю.
8. Имеется ли у вас какая-либо программа самовоспитания?
A) Такая программа имеется;
Б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;
B) никакой программы нет.
9. Свойственна ли вам привычка доводить все свои дела до конца?
A) Свойственна в достаточной мере;
Б) не всегда дела довожу до конца;
B) очень редко довожу дело до конца.
10. Планируете ли вы свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете, как придется?
A) В основном планирую;
Б) планирую только иногда;
B) практически никогда не планирую.
11. Достаточно ли вы внимательны при выполнении интеллектуальной деятельности?
A) Достаточно;
Б) не всегда достаточно;
B) как правило, очень невнимателен.
12. Умеете ли вы сдерживаться в эмоциональных ситуациях?
A) В основном умею;
Б) иногда не могу сдержаться;
B) как правило, не сдерживаюсь.
13.Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое сами считаете важным?
A) Как правило, умею;
Б) не всегда умею;
B) не умею.
14. Обнаруживаются ли у вас попытки определить для себя серьезную жизненную цель (овладение внешкольными, но важными навыками, выбор профессии)?
A) Да;
Б) от случая к случаю;
B) нет.
15. Если имеется какая-либо серьезная цель, делается ли что-либо для ее осуществления?
A) Кое-что делается;
Б) делается очень мало;
B) ничего не делается.
При оценке результатов подсчитайте общую сумму баллов: ответ А — 3 балла, Б — 2 балла, В — 0 баллов. Сравните свои результаты с результатами одноклассников, которых считаете людьми волевыми и целеустремленными.
• Выступление представителей микрогрупп о том, как участники практикума планируют формировать у себя волевые привычки.
Похожие статьи:
Классные часы в 9 классе. Разработки
Внеклассные мероприятия в 9 классе. Разработки
Классный час «Как подготовиться к экзаменам», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!