Классный час на тему «Вода - источник жизни», 3 класс
Внеклассное занятие в начальной школе. Международный день воды
Методическая разработка внеклассного занятия для младших школьников 3 класса «Вода — источник жизни»
Цель: расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой; познакомить также с происхождением названий морей; развивать внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.
Оборудование: ребусы. (См. приложения)
Учитель. Без воды нет жизни. Ее исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен Международным днем воды.
Вам уже известно, что вода бывает в природе в трех состояниях, Каких? (Жидком, твердом, газообразном.) Отгадайте загадки о воде.
• Нахмурится, насупится,
В слезы ударится —
Ничего не останется. (Туча)
• Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
• Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (Роса.)
• С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
• Зимой в поле лежал,
Весной в речку побежал. (Снег)
• Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
• Зимой он был крышей для речки, пруда.
Весной не осталось от крыши следа. (Лед)
• Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
• Посыпался горох на тысячу дорог,
Никто его не соберет. (Град)
• И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
• Я бегу струей из крана,
Бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах
Великаны-корабли. (Вода)
Учитель. Большую часть поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют Мировой океан.
Океаны, моря, бесчисленные озера и реки... Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан — это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...
Есть у Мирового океана и другая задача — он поит Землю, ведь воду пьет все живое. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Вода также кормит человечество. Вспомните названия многих морепродуктов. (Дети перечисляют морепродукты.)
Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.
И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги...
А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. Вспомните названия водного транспорта. (Дети перечисляют водный транспорт.)
Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды! (Дети повторяют значения воды.)
А сейчас давайте вспомним названия некоторых водоемов. Разгадайте ребусы. (См. приложение)
Учитель. Для удобства географы разделили Мировой океан на четыре океана. Найдите их названия среди других букв:
А Б С Т И Х И Й С Т Р И О К И Й С Б В А Г (Тихий)
Н А Т Л А Н Т И Ч Е С К И Й Р О С Т У О Н (Атлантический)
П О Б Е Д У В А И Н Д И Й С К И Й Л И Н Т (Индийский)
У С К С Е В Е Р Н Ы Й Л Е Д О В И Т Ы Й Р (Северный Ледовитый)
Названия океанов расположены в порядке убывания их величины. Соедините первые буквы каждого названия — получится женское имя ТАИС. Таис Афинская — женщина, о которой написан исторический роман.
Морей всего 30. В сказках, песнях что ни море — то обязательно «сине море». На самом деле такого названия не существует. Зато есть Черное, Белое, Красное, Коралловое... Но вода во всех них действительно синяя.
Красное море иногда действительно бывает красным — когда на его поверхности всплывают буровато-красные водоросли. Желтое море и вправду желтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ — Желтая река. Хуанхэ выносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутновато-желтым. А там, далеко-далеко, в открытом Желтом море, все равно вода синяя. Белое море северное, студеное, и зимой белым-бело от заметенных снегами льдов. Что касается Черного моря, то зимой, когда начинают дуть холодные ветры, станут разгуливать по широкому морскому простору свинцово-серые волны — оно насупится, потемнеет. За это его и прозвали Черное, что значит «суровое», «грозное». Коралловое море так названо потому, что в нем тысячи коралловых островов, Охотское — по имени река Охота, которая в него впадает, Мраморное — за то, что на нем есть остров, где с древних времен добывали мрамор и на кораблях везли в разные города по этому морю.
По имени разных островов названо немало морей: Гренландское, Японское. Некоторым морям даны имена знаменитых мореплавателей: море Лаптевых, Берингово море, Баренцево море.
Ребята, а если бы вы открыли новое море на нашей планете или на других, то как бы вы его назвали? (Ответы детей.)
Хотя на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд, потому что в океанах и морях вода соленая, а человеку для использования нужна только пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.
В наше время над водой нависла угроза загрязнения. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них.
Перечислите обитателей водоемов, названия которых я произнесу по звукам:
Послушайте «Сказку о «нефтяной» рыбке»
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил... Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиной морскою», а еще и с ... ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы невод во второй раз — выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину
В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.
Но вот чудо! Не стала золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молвить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
...Грустная сказка! Но и быль не радостней. Раньше, бывало, моряки, возвратясь из дальних странствий, рассказывали о заморских диковинках, теперь, как сговорившись, твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны! Кораблей на водных путях — как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже самого маленького, суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку.
А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти — совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в пути аварию — вся нефть выливается в море. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют, а иногда тоже гибнут чайки, другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать от голода.
Это только часть опасностей, которые грозят Мировому океану. Принимаются некоторые меры к их устранению, но, к сожалению, их пока недостаточно.
Экологические проблемы такого характера пока не под силу вам, детям. Но что вы можете и должны делать? (Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря, а также не мусорить на водоемах в местах отдыха.)
А теперь поиграем. Я буду произносить фразу. Если вы согласны — похлопайте, если не согласны — потопайте.
➢ На Земле 4 океана. (Хлопаем)
➢ Для питья годится и пресная, и соленая вода. (Топаем)
➢ При помощи воды добывается электрический ток. (Хлопаем)
➢ Самое соленое море — Мертвое. (Хлопаем)
➢ На земле 300 морей. (Топаем)
➢ Байкал — самое глубокое озеро в мире. (Хлопаем)
➢ Синего моря не существует. (Хлопаем)
➢ Без воды нет жизни. (Хлопаем)
➢ Аральское и Каспийское море на самом деле — озера. (Хлопаем)
➢ В Черном море вода черная, в Красном — красная, в Желтом — желтая. (Топаем)
➢ Вода составляет большую часть тела человека. (Хлопаем)
➢ Родник и ключ — не одно и то же. (Топаем)
➢ Начало реки называется исток, а конец называется устье. (Хлопаем)
➢ У реки бывают рукава. (Хлопаем)
И в заключение — конкурс. Посмотрим, чей ряд последним назовет слова из стихотворения или песни, в которых встречается название водоема. («Ты — морячка, я — моряк, ты — рыбачка, я — рыбак, ты на суше, я на море...», «Там чудо-озеро искрится...», «С утра сидит на озере любитель-рыболов», «С голубого ручейка начинается река...», «Скажи ты мне, речка, скажи мне, рябина...», «Гляжу в озера синие...», «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой...», «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут...», «Ветер по морю гуляет...», «Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз...»).
На этом занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
Приложения. Ребусы
Похожие статьи:
Классный час «Правила поведения в общественном транспорте», 3 класс
Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса
Классный час «Правда и ложь», 3 класс
Татьяна Петровна Медведева
|