Классный час «Моя родословная», 3 класс
Разработка внеклассного мероприятия для 3 класса. Моя родословная
Цели: углубление представлений о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины.
Оборудование: аудиозаписи песен о Родине; карта современной России; пословицы и поговорки о Родине.
Ход мероприятия
Вначале закрепляется понятие «история» и счет лет в истории. По закреплении звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина...» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Учитель. Ребята, какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится?
Ответы детей.
Учитель. Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все —россияне, наша Родина — Россия)
Учитель. Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное — Родина начинается с отчего дома.
Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество».
Учитель. С древних времен летописцы излагали происходившие события, описывали, как жили наши предки. Иначе говоря, они писали историю нашей Родины. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семей русских князей. В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и т. д. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии, вы сейчас сможете прочитать в учебнике.
Демонстрируется выставка семейных фотографий — от прапрабабушек и прапрадедушек до братьев и сестер. Затем учащиеся рассказывают, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, мест рождения, названий рек, профессий, занятий и др.).
Ученик 1.
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!
Ученик 2.
В фамилиях различных лиц,
Порою вам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Ученик 3.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
Ученик 4.
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов —
Умишко комариный.
Ученик 5.
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится.
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков — лисицей.
Ученик 6.
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится, как рак,
А все вперед стремится!
Ученик 7.
Плевков фамилию сменил,
Жемчужным назвался,
Но в основном ослом он был,
Ослом он и остался!
Ученик 8.
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
А вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
С. Михалков
Учитель. Фамилия — это переход от старших к младшим. Старшее поколение передает свою фамилию младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?
Составление родословной своей семьи.
Учитель. Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.
— Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.
— Отметьте на схеме звездочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.
— Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).
Выполнение заданий.
Учитель.
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Ученик 1.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
Ученик 2.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Ученик 3.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
Ученик 4.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Ученик 5.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросом Зимний помнит он
И грозную «Аврору».
Ученик 6.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Граубин
Учитель. Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Мы уже говорили, что есть большая и малая Родина. Малая родина — это наш родной край, где мы родились и выросли. Это может быть маленькое село с речкой и многолюдный город.
И люди — те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, животный и растительный мир, свои города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. А как называется наша малая родина, где мы живем? Откуда произошло это название?
Ответы детей, учитель поправляет и дополняет их.
Учитель. Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край.
Выполнение задания.
Учитель. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название Россия. Об этом хорошо сказано в песне.
Звучит песня «Россия — Родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).
Учитель. О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона — мать, а чужая — мачеха»; «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» и т. д. А какие вы знаете?
Ответы детей.
Учитель. Многие поэты и писатели посвящали свои произведения старинным русским городам и селениям. Вот одно из стихотворений Любови Вагановой.
Чтец 1.
Перебираю старые названья
Моей родной сибирской стороны:
Ирбит, Тавда, Туринск — что за преданья
В словах таинственно заключены?
Моя деревня Малая Кочевка,
А в просторечьи Малая Орда, —
Каких времен далеких остановка,
Каких племен, ушедших без следа?
Все заросло, затоптано, забыто,
Растет в прогаре пыльная трава,
Да отпечаток конского копыта,
Да странные названья и слова...
Учитель вместе с учениками обращается к карте современной России. Учащиеся делают вывод о том, что Россия — очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учениками показывает границу России и называет государства, моря, по которым она проходит.
Учитель. Не обошли поэты и названия рек.
Чтец 2.
Ах, до чего ж надсадно
Звучат слова надо мной, —
Везлома, Линда, Санда
Этому виной.
Что обозначено в слове?
Кем даны имена?
Голос ветлужской нови,
Керженская старина.
Ученые спорят солидно,
Я ж слышу — звучит окрест:
Везлома, Санда, Линда —
Музыка этих мест.
Л. Озеров
Учитель. А вы знаете, какие реки протекают в нашей местности? Откуда произошло их название?
Ответы детей.
Дополнительный материал
Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр.
Задание 1. Разгадать кроссворд.
1. Старое название свидетельства о рождении. (Метрика)
2. Записи о семье, предках. (Родословная)
3. Запись событий по летам. (Летопись)
4. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология)
5. Место, где родился и вырос человек. (Родина)
6. Наследственное семейное наименование. Иногда это слово употребляется как синоним слова «семья». (Фамилия)
7. То, что дается при рождении. (Имя)
Выделенное слово: История.
Задание 2. Каждому ряду дается чистый листок. Ученики по очереди записывают фамилии, которые произошли от профессий. Выигрывает ряд, который быстрее и лучше это сделает. (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)
Задание 3. Написать десять имен, составив их из разбросанных здесь слогов и букв. (Миша, Игорь, Маша, Лена, Оля, Коля, Уля, Дима, Галя, Саша и др.)
Задание 4. Написать как можно больше имен на букву А. (Андрей, Артур, Анна, Антон и др.)
Похожие статьи:
Классный час «Правила поведения в общественном транспорте», 3 класс
Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса
Классный час о природе, 3 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!