Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Моя родословная», 3 класс

Разработка внеклассного мероприятия для 3 класса. Моя родословная

Цели: углубление представлений о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины.

Оборудование: аудиозаписи песен о Родине; карта современной России; пословицы и поговорки о Родине.

Ход мероприятия

Вначале закрепляется понятие «история» и счет лет в истории. По закреплении звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина...» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Учитель. Ребята, какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится?

Ответы детей.

Учитель. Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все —россияне, наша Родина — Россия)

Учитель. Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное — Родина начинается с отчего дома.

Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество».

Учитель. С древних времен летописцы излагали происходившие события, описывали, как жили наши предки. Иначе говоря, они писали историю нашей Родины. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семей русских князей. В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и т. д. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии, вы сейчас сможете прочитать в учебнике.

Демонстрируется выставка семейных фотографий — от прапрабабушек и прапрадедушек до братьев и сестер. Затем учащиеся рассказывают, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, мест рождения, названий рек, профессий, занятий и др.).

Ученик 1.

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов!

Ученик 2.

В фамилиях различных лиц,

Порою вам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Ученик 3.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Ученик 4.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов —

Умишко комариный.

Ученик 5.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков — лисицей.

Ученик 6.

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Ученик 7.

Плевков фамилию сменил,

Жемчужным назвался,

Но в основном ослом он был,

Ослом он и остался!

Ученик 8.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

А вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии, а в человеке!

С. Михалков

Учитель. Фамилия — это переход от старших к младшим. Старшее поколение передает свою фамилию младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

Составление родословной своей семьи.

Учитель. Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.

— Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

— Отметьте на схеме звездочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.

— Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).

Выполнение заданий.

Учитель.

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Ученик 1.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

Ученик 2.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Ученик 3.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

Ученик 4.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Ученик 5.

А вот Октябрьский был рожден

Совсем в другую пору:

Матросом Зимний помнит он

И грозную «Аврору».

Ученик 6.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись — и ты увидишь в них

Историю России.

Г. Граубин

Учитель. Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Мы уже говорили, что есть большая и малая Родина. Малая родина — это наш родной край, где мы родились и выросли. Это может быть маленькое село с речкой и многолюдный город.

И люди — те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, животный и растительный мир, свои города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. А как называется наша малая родина, где мы живем? Откуда произошло это название?

Ответы детей, учитель поправляет и дополняет их.

Учитель. Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край.

Выполнение задания.

Учитель. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

Звучит песня «Россия — Родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).

Учитель. О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона — мать, а чужая — мачеха»; «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» и т. д. А какие вы знаете?

Ответы детей.

Учитель. Многие поэты и писатели посвящали свои произведения старинным русским городам и селениям. Вот одно из стихотворений Любови Вагановой.

Чтец 1.

Перебираю старые названья

Моей родной сибирской стороны:

Ирбит, Тавда, Туринск — что за преданья

В словах таинственно заключены?

Моя деревня Малая Кочевка,

А в просторечьи Малая Орда, —

Каких времен далеких остановка,

Каких племен, ушедших без следа?

Все заросло, затоптано, забыто,

Растет в прогаре пыльная трава,

Да отпечаток конского копыта,

Да странные названья и слова...

Учитель вместе с учениками обращается к карте современной России. Учащиеся делают вывод о том, что Россия — очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учениками показывает границу России и называет государства, моря, по которым она проходит.

Учитель. Не обошли поэты и названия рек.

Чтец 2.

Ах, до чего ж надсадно

Звучат слова надо мной, —

Везлома, Линда, Санда

Этому виной.

Что обозначено в слове?

Кем даны имена?

Голос ветлужской нови,

Керженская старина.

Ученые спорят солидно,

Я ж слышу — звучит окрест:

Везлома, Санда, Линда —

Музыка этих мест.

Л. Озеров

Учитель. А вы знаете, какие реки протекают в нашей местности? Откуда произошло их название?

Ответы детей.

Дополнительный материал

Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр.

Задание 1. Разгадать кроссворд.

1. Старое название свидетельства о рождении. (Метрика)

2. Записи о семье, предках. (Родословная)

3. Запись событий по летам. (Летопись)

4. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология)

5. Место, где родился и вырос человек. (Родина)

6. Наследственное семейное наименование. Иногда это слово употребляется как синоним слова «семья». (Фамилия)

7. То, что дается при рождении. (Имя)

Выделенное слово: История.

Задание 2. Каждому ряду дается чистый листок. Ученики по очереди записывают фамилии, которые произошли от профессий. Выигрывает ряд, который быстрее и лучше это сделает. (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

Задание 3. Написать десять имен, составив их из разбросанных здесь слогов и букв. (Миша, Игорь, Маша, Лена, Оля, Коля, Уля, Дима, Галя, Саша и др.)

Задание 4. Написать как можно больше имен на букву А. (Андрей, Артур, Анна, Антон и др.)

Похожие статьи:

Классный час «Этика и этикет», 3 класс

Внеклассное мероприятие 5 - 6 класс по теме: Моя семья

Классный час о природе, 3 класс

Классный час «Правила поведения в общественном транспорте», 3 класс

Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!