Классный час «Государственные символы Российской Федерации», 8 класс
Интеллектуальная игра на знание символов государственной символики для 8 класса
Участники: учащиеся 8-го класса, классный руководитель.
Цели:
1) содействовать воспитанию у детей уважения к государственным символам Российской Федерации;
2) расширить представления учащихся о символике России.
Подготовительная работа
I. Изготовление сигнальных карточек с буквами А, В, С, D (столько карточек, сколько учащихся в классе).
II. Подготовка табличек с указанием групп, участвующих в игре (зрители, участники, друзья, советчики).
III. Изготовление жетонов разных цветов: красного — 5 шт., синего — 5 шт., желтого — 10 шт., зеленого — 100—150 шт.
IV. Подготовка грамот и призов для победителей игры.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) сигнальные карточки, жетоны, грамоты, призы;
б) компьютер с мультимедийной установкой и экраном;
в) столы и стулья, расставленные в классной комнате следующим образом:
Ход игры
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны различных цветов.
Вступительное слово классного руководителя.
Классный руководитель. Любое современное государство имеет гимн, герб и флаг — главные символы каждого государства. И наша страна не является исключением. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно — в течение последних десятилетий. Чем, как вы думаете, это можно объяснить?
Учащиеся. Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством.
Классный руководитель. Верно. Ведь до этого существовал Советский Союз, составной частью которого и была Россия.
Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг Российской Федерации, новый герб, знаете текст и музыку нового гимна России. И сегодня мы посмотрим, насколько хорошо вы знакомы с историей главных символов нашего государства, как знаете современные символы. Я предлагаю вам принять участие в интеллектуальной игре, тема которой —- государственные символы РФ.
Каждая игра проходит по правилам. В нашей игре они следующие. При входе в класс вы взяли жетоны разных цветов, каждый цвет имеет свое значение. Тот, кто вытянул красный жетон, становится участником игры. Белый означает, что вы являетесь советчиками, т.е. к вам игроки могут обратиться за помощью. Если ваш жетон синий, то вы становитесь друзьями участников нашей игры и тоже сможете им помочь. Ну а вытянувшие желтый жетон будут зрителями, к которым игроки также могут обращаться за подсказками.
В нашей игре не только участники могут получить приз, но и все, кто находится в аудитории. На ваших столах лежат сигнальные карточки с буквами А, В, С и D. Пока игрок не дал ответа, вы должны поднять карточку с буквой, которая относится к правильному, на ваш взгляд, ответу. Если последует правильный ответ, то от моего помощника вы получите жетон зеленого цвета (жетонов при входе на два меньше,
чем учеников в классе, и те, кому не достались жетоны, становятся помощниками ведущего). В конце игры мы подсчитаем количество полученных жетонов.
В игре 7 вопросов и 3 подсказки. Что же это за подсказки?
1. Подсказка советчиков. Советчики обсуждают в течение 30 с и называют верный (на их взгляд) ответ.
2. Подсказка друзей. Друзья, обсудив варианты ответа в течение 30 с, дают свой вариант ответа.
3. Подсказка зрителей. Зрители поднимают таблички со своим вариантом ответа, помощник подсчитывает, сколько и каких ответов дано, и сообщает о них игроку.
Каждый из игроков сможет воспользоваться подсказкой только один раз.
Игра начинается с отборочного тура, в котором принимают участие все участники. Кто первым правильно ответит, тот и займет место основного игрока. Итак, мы начинаем. Я объявляю отборочный тур.
Вопрос отборочного тура: Какой цвет не используется в изображении Российского флага?
а) белый;
б) синий;
в) желтый; +
г) красный.
(Примечание: правильные ответы выделены в тексте знаком «+».)
Тот, кто быстрее всех и правильно ответит на вопрос, становится первым игроком. Ему предстоит ответить на вопросы. Если игрок не верно отвечает, то становится зрителем, а его место занимает тот из участников, кто получил к этому моменту больше жетонов.
Вопросы основной части игры.
1. Что из перечисленного не является обязательным символом страны?
а) герб;
б) флаг;
в) монета; +
г) гимн.
2. Современный государственный флаг России состоит из полос сверху вниз:
а) белая, синяя, красная; +
б) синяя, белая, красная;
в) белая, красная, зеленая;
г) красная, синяя, белая.
3. В каком веке появилось первое изображение Российского герба?
а) X в.;
б) XX в.;
в) XV в.; +
г) XVI в.
4. Главное царское знамя в XVI—XVII вв. называлось:
а) большое полотнище;
б) великий стяг; +
в) огромный флаг;
г) обычное знамя.
5. Что не является официальным знаменем современной России?
а) Андреевский флаг;
б) Знамя Победы;
в) Великий Стяг; +
г) Президентский штандарт.
Пояснения учителя. Андреевский флаг — знамя Военно-морского флота России (утверждено в 1992 г.), Президентский штандарт — знамя Президента РФ (утверждено в 1994 г.), Знамя Победы — символ победы России над фашистской Германией (утверждено в 1996 г.).
6. Слово «гимн» в переводе означает:
а) торжественная песнь; +
б) пение хором;
в) главная песнь;
г) живое исполнение.
7. Официальный гимн Российской империи в 1833—] 917 гг. назывался'
а) «Гром победы, раздавайся!»;
б) «Боже, царя храни!»; +
в) «Коль славен наш Господь в Сионе...»;
г) «Преображенский марш».
8. Современный Российский гимн начинается словами:
а) «Союз нерушимый республик свободных»;
б) «Вставай, проклятьем заклейменный...»;
в) «Россия — священная наша держава...»; +
г) «Славься, Отечество наше свободное».
9. Автор музыки современного гимна России:
а) А.В. Александров; +
б) О.А. Козловский;
в) М.И. Глинка;
г) С.В. Михалков.
10. Название герб происходит от немецкого слова, означающего:
а) государство;
б) потомство;
в) наследство; +
г) слава.
Пояснение учителя. Герб — от немецкого слова erbe (наследство). В России слово «герб» появилось в XVI в.
11. Что изучает геральдика?
а) монеты;
б) флаги;
в) гимны;
г) гербы. +
12. День государственного флага РФ празднуется:
а) 12 июня;
б) 22 августа; +
в) 22 сентября;
г) 12 декабря.
Пояснение учителя. В августе 1.991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трехполосное знамя официальным национальным флагом РФ. В этот же год было постановлено считать 22 августа Днем государственного флага Российской Федерации.
13. Когда Русь обрела государственный герб?
а) при великом князе Святославе;
б) при великом князе Иване III; +
в) при императоре Петре I;
г) при президенте В. В. Путине.
14. Какой девиз был начертан в гербе СССР?
а) «С нами Бог!»;
б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; +
в) «Весь мир насилья мы разрушим»;
г) на нем не было девиза.
15. Императорский штандарт Петра I был:
а) бело-голубого цвета;
б) серебристо-черного цвета;
в) черно-золотого цвета; +
г) бело-сине-красного цвета.
Пояснение учителя. Императорский штандарт Петра I — это золотое квадратное знамя с черным двуглавым орлом посередине. Его расцветка соответствовала цветам российского герба. В XVII—XIX вв. это знамя фактически было государственным знаменем России.
16. Утвержденное в 1918 г. знамя РСФСР было:
а) бело-сине-красного цвета;
б) красного цвета; +
в) черно-желтого цвета;
г) красного цвета с синей полосой.
17. На знамени СССР было изображение:
а) красной пятиконечной звезды;
б) красной пятиконечной звезды, серпа и молота; +
в) серпа и молота;
г) на нем не было изображений.
Пояснение учителя. Флаг СССР существовал с 1924 по 1991 г. Это было красное или алое знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.
18. Что из перечисленного не является знаменем?
а) вымпел;
б) штандарт;
в) хоругвь;
г) полотнище. +
Пояснение учителя. Вымпел — знамя удлиненной формы. Штандарт — особый знак главы государства. Хоругвь — изначально церковное знамя. Полотнище — часть любого флага.
19. Когда был утвержден современный гимн России?
а) 30 декабря 2000 г.; +
б) 12 июня 2000 г.;
в) 30 декабря 1995 г.;
г) 12 июня 1995 г.
Пояснение учителя. В ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» сказано: «При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом».
20. Кто изображен на российском гербе?
а) медведь;
б) орел; +
в) тигр;
г) сокол.
21. Сколько голов имеет орел, изображенный на Российском гербе?
а) 3;
б) 2; +
в) 1;
г) 4.
Пояснение учителя. Двуглавый орел — древний символ, который появился на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад. В Византии он символизировал две части империи — восточную и западную.
22. Сколько корон изображено на гербе России?
а) 1;
б) 2;
в) 3; +
г) 4.
23. Кто изображен на груди орла, на красном щите?
а) Серебряный всадник с копьем, поражающий дракона; +
б) великий князь на коне;
в) дракон, сражающийся со змеей;
г) нет изображения.
Пояснение учителя. Русскими людьми изображение всадника, поражающего змия, воспринималось как изображение ездца (изображение конного воина или государя на печатях и монетах), а иностранцами — как изображение святого Георгия Победоносца. Это изображение стало распространяться после Куликовской битвы.
24. Телевизионные и радиовещательные компании транслируют государственный гимн:
а) ежедневно; +
б) только 31 декабря;
в) раз в неделю;
г) каждый час.
Пояснение учителя. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» государственные телевизионные и радиовещательные компании транслируют гимн ежедневно — перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 ч и в 24 ч по местному времени.
25. Изучением знамен занимается:
а) сфрагистика;
б) филателия;
в) эмблематика;
г) вексиллология +
Подведение итогов игры. Если после того как все участники побывали в кресле игрока, остались вопросы, можно предложить ответить на них всем присутствующим в аудитории. После этого подсчитывается количество жетонов у всех учащихся, подводятся итоги и награждаются лучшие знатоки символов нашего государства.
Литература
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия В 10 CD- ROM.
Серов Б.И. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика": Гимн. Герб. Флаг. М., 2005
Похожие статьи:
Конспект классного часа для 8 класса по теме Изобретения
Классный час в 8 классе по теме: Семейные ценности
Конспект классного часа в 8 классе по теме Животные
Классный час в 8 классе по теме «День воинской славы России»
Нет комментариев. Ваш будет первым!