Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Добро и зло», 3 класс

Дискуссионная беседа-диалог во 2-3-х классах «Что такое добро и зло?»

Цели и задачи:

• воспитание этических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия;

• мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния.

Учитель должен заранее подготовить стихи, используемые в данном сценарии.

Описание классного часа

Ситуация «Что есть добро и зло?»

Учитель: Ребята, сегодня мне хотелось бы с вами поговорить на очень интересную тему «Что такое «добро» и «зло»? Как вы это понимаете?

В истории человечества этот вопрос обсуждается уже сотни лет. Битва между добром и злом, нравственным и безнравственным идет везде, где есть хотя бы два живых существа. Полемика между благопристойностью и безнравственностью, жертвенностью и эгоизмом, добрососедством и ненавистью идет между людьми разных стран и народов.

Все мы сталкиваемся в жизни с этой битвой и стремимся делать все от нас зависящее для торжества добра, совершать добрые дела, поступки, связанные с милосердием и благотворительностью. Что справедливо и что несправедливо? Что есть добро и зло?

Мы живем в такое время, когда нелегко ответить на эти вопросы. Поведение, рассматриваемое как неприемлемое одной группой людей, может казаться прекрасным другой. Вчерашние запреты могут вызывать удивление в сегодняшней повседневной деятельности. Вероятно, нет универсально одобренной модели справедливости и несправедливости. Чтобы вести праведную, полную смысла жизнь, мы должны уметь различать добро и зло, выбрать систему ценностей, направляющую наше поведение.

Центральной категорией морали является добро. Делать добро — главный мотив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло, несовместимое с нравственным поведением.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а «злым», «плохим» — отрицательную.

Добро и зло чаще всего связаны с двумя аспектами жизнедеятельности человека: мыслями (мышлением) и его поступками (действием). Мало «подумать о добре», важно совершить добрый поступок.

Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки, получающие моральную оценку.

В реальной жизни люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами добра и зла», — одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры. Как складывается эта борьба? Что господствует в мире — добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Возможны различные варианты ответов на эти вопросы. И в связи с этим культура воспитанности человека в духе этических норм бытия может рассматриваться как средство преодоления зла.

Ребята, что такое добро и зло? (Рассуждения учеников)

Ситуация «Подумай и скажи»

Учитель: А теперь, ребята, послушайте несколько афоризмов о добре и зле и выскажите свое мнение: согласны ли вы с данным высказыванием или нет? Как вы поняли эти афоризмы?

• ...в каком бы внешнем виде не столкнулись добро и зло, их битва всегда преисполнена великого смысла, направляющего судьбы мира. Вот что сказал по этому поводу чистейший помыслами и проникновеннейший Ибн-Хаким: «Нет ни одного злого дела и нет ни одного доброго, которое не отразилось бы на последующих поколениях, независимо от того, когда и где оно совершено — во дворце или хижине, на севере или на юге, и были тому делу очевидцы или нет; точно так же во зле и в добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия... (Л.В. Соловьев. Из «Повести о Ходже Насреддине»)

• Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет! (Ш. Руставели)

• ...Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие... (Ф. Рене де Шатобриан)

• ...Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.H. Толстой)

• Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Ф. Честерфилд)

• Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость. (С. Луций Анней.)

• Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н. Толстой)

(Рассуждения ребят)

Учитель: Ребята, прослушайте стихи, а затем мы их обсудим:

Добро и зло. Извечная война,

То первое сильнее, то второе.

Победа, без сомнения, ценна,

Но что считать приемлемой ценою?

 

Вот говорят: добро без кулаков,

Добро, что не умеет защититься —

Не стоит даже пары добрых слов,

Не то, что строк на авторской странице.

 

Добро во все века непобедимо,

Так нас учили с детства, но увы –

Пути Господни неисповедимы

И не всегда, как кажется, правы....

(Отрывок из стихотворения Гойаклы «Добро и зло».)

Учитель: Вы догадались, о чем эти строки? (Рассуждения ребят) Действительно, о том, что порой за добро приходится бороться. Каждому из нас важно быть не просто «добреньким», а ежедневно проявлять доброту к окружающим нас людям, животным и природе. Да, действительно, порой правду, добро необходимо отстаивать в споре. Но сила добра при этом только увеличится, когда в сложных ситуациях мы сумеем доказать правду, добро и справедливость.

Таким образом, добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Из этого следует, что благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу (людям, животному миру, природе); так и зло — не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Как и все моральные и этические нормы, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия).

Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.

Как качества личности, добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения — в виде доброты и злобы. Добрый человек всегда отзывчив, внимателен, сердечен, способен разделить чужую радость, даже когда озабочен собственными проблемами, усталостью, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Добрый человек излучает тепло, щедрость и великодушие. Он естествен, доступен и отзывчив, при этом он не унижает своей добротой и не ставит никаких условий.

Зло противоположно добру. Это такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Зависть побуждает личность совершать аморальные поступки. Не случайно зависть считается одним из самых тяжких грехов в христианской религии, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Какой человек может быть добрым? (Рассуждения ребят)

Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Рассуждения ребят: любить людей, знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей)

Послушайте народные пословицы и поговорки о добре:

• Доброта без разума пуста.

• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

• Делай другим добро — будешь сам без беды.

• Доброе дело питает и душу и тело.

• Добрый человек в добре живет век.

А вы, ребята, что сделали хорошего? Чем вы помогли людям? (Рассуждения учеников)

Давайте послушаем добрые стихи о добре.

Выходят ребята и читают стихи.

1-й ученик:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

(И. Романов)

2-й ученик:

Как бы жизнь не летела —

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

 

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело —

Тем живем на земле.

(А. Лесных)

3-й ученик:

Ах как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

 

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(М. Лисянский)

4-й ученик:

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

 

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Вместе:

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

(Ю. Друнина)

Учитель: А теперь я попрошу вас привести примеры добрых, глубоко нравственных поступков людей, своих товарищей или знакомых. Почему вы считаете, что приведенный вами пример — доброе дело и нравственный поступок? (Рассуждения учеников)

Учитель: Ребята, вы правильно понимаете, что в современном мире очень много соблазнов для плохих поступков. Но задача каждого человека—делать правильный выбор, совершать только те поступки, которые не противоречат закону, моральным нормам и правилам этикета. А теперь ребята прочитают вам стихи, которые можно взять за основу своих действий и поступков.

1-й ученик:

Добро и зло — извечный выбор,

Важнейший выбор человека,

Судьбы его первопричина и смысл его земного века.

2-й ученик:

Мгновенья выбора — великий дар,

Возможность с вечностью соприкоснуться,

Но важно тьму от света отличать,

Чтоб в этом выборе не обмануться.

3-й ученик:

Гордыне, лжи и страху ты не позволяй

В себя вселиться.

Тогда отступит злая тьма,

И сможет свет к тебе пробиться.

4-й ученик:

Когда покажется тебе,

Что ты все знаешь до конца,

Гони скорее эту мысль:

Она достойна лишь глупца.

(Ю. Новиков)

Учитель благодарит активных ребят и подводит их к главной мысли — каждый человек ежедневно должен совершать добрые дела.

Похожие статьи:

Классный час «Правила поведения в общественном транспорте», 3 класс

Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса

Классный час о природе, 3 класс

Классный час «Этика и этикет», 3 класс

Классный час «Правда и ложь», 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!