Классный час, 3 класс. Чайковский
Разработка классного часа для 3 класса на тему «Памяти П. И. Чайковского»
Цели и задачи:
• воспитание любви к музыке;
• знакомство с творчеством П.И. Чайковского;
• расширение музыкального кругозора учащихся.
Оборудование:
• фотографии дома П.И. Чайковского;
• аудиозаписи произведений П.И. Чайковского;
• картина «Лебединое озеро»;
• видеозапись отрывка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»;
• видеозапись отрывка из мультфильма «Щелкунчик»;
• видеомагнитофон.
Ход классного часа
Учитель: Начинаем классный час, посвящённый памяти П.И. Чайковского.
П.И. Чайковский родился 7 мая 1840 года на Урале, в городе Воткинске. Сейчас в доме, где он родился, находится музей композитора. Петр Ильич окончил училище правоведения и получил юридическое образование. Потом он поступил в первую русскую консерваторию, которую окончил с серебряной медалью — высшей наградой в то время.
Петр Ильич очень любил осень.
♦ Учащийся читает стихотворение А.С. Пушкина «Осень».
Учитель: Начиная с осени 1877 года Чайковский много путешествует, часто переезжает из одного города в другой, подолгу живёт за границей. Многочисленные переезды становятся источником художественных произведений. Вот, например, «Детский альбом» — сборник из 24 пьес для фортепиано. В нём удивительно тонко композитор раскрыл мир ребёнка с его радостями, печалями, первыми требованиями. Тут есть «Мама» и «Новая кукла», «Нянина сказка» и «Баба-Яга», «Сладкая грёза» для тех, кто любит помечтать. Есть и «Игра в лошадки».
Сейчас проведём игру «Угадай мелодию».
♦ Звучат пьесы из альбома, учащиеся угадывают названия.
Учитель: Для тех, кто любит путешествовать и отдыхать, звучат итальянские, немецкие, старинные французские и неаполитанские песенки. Давайте послушаем их.
Итак, «Итальянская песенка».
Музыка переносит нас в Италию. Эта страна славится своими певцами. Поют и дети, и взрослые, поют дома и на улице. Дети бедняков пением зарабатывают себе на жизнь.
П.И. Чайковский встречал в Италии таких детей. Песня уличного певца ему особенно понравилась.
Композитор использовал её для фортепианной пьесы, которая под названием «Итальянская песенка» вошла в детский альбом.
♦ Звучит «Итальянская песенка».
Учитель: Совсем другого характера «Немецкая песенка». Это песня-танец. Она напоминает вальс. Его танцуют парами, кружась. На сильную долю танцоры крепко ударяли ногой об землю.
♦ Звучит «Немецкая песенка».
Учитель: Мелодию «Старинной французской песенки» Чайковский услышал во Франции. Точно неизвестно, кто её исполнял. Говорят, эту мелодию пела старушка, которая слыхала её от своей бабушки.
В песне старушка вспоминает свою молодость. По другим рассказам, Петр Ильич услышал эту песню от маляра, который пел её во время работы.
♦ Звучит «Старинная французская песенка».
Учитель: В Италии спеть для кого-нибудь песню, все равно что сделать этому человеку подарок. Берёт парень гитару, становится под окно девушки и поёт ей вечернюю серенаду. Такую серенаду услышал Чайковский в итальянском городе Неаполе. Он написал к ней сопровождение и включил в детский альбом.
♦ Звучит «Неаполитанская песенка».
Учитель: За свою недолгую жизнь Чайковский написал много прекрасных произведений: десять опер, три балета, восемь симфоний, четыре сюиты для оркестра, более ста романсов.
♦ Звучит романс П.И. Чайковского.
Учитель: Также Петр Ильич написал множество пьес для фортепиано, три концерта с оркестром и целый ряд хоровых сочинений. Но мало кто знает, что он писал стихи. Его любимыми писателями и поэтами были А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
♦ Демонстрируется картина «Лебединое озеро».
Учитель: Перед домом, в котором жили Чайковские, было большое озеро. Может быть, в нём плавали те самые лебеди, которые по ночам превращались в прекрасных девушек. Всему миру известен балет «Лебединое озеро».
♦ Демонстрируется видеозапись отрывка из балета «Лебединое озеро».
Учитель: А к сказке Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Петр Ильич написал музыку, и был создан балет, который тоже знают во многих странах.
♦ Демонстрируется видеозапись отрывка из мультфильма «Щелкунчик».
Учитель: Наверное, все знаменитые пианисты начинали свое знакомство с музыкой с маленьких детских произведений П.И. Чайковского. Есть и в нашем классе таланты. И может быть, они удостоятся чести сыграть на рояле, который находится в доме-музее Чайковского в г. Клин Московской области. Рояль открывается только раз в году. И только самые лучшие пианисты мира могут сыграть на инструменте Чайковского.
♦ Учащиеся музыкальной школы исполняют произведения П.И. Чайковского.
Автор: Н.В. Ловинюк, г. Москва
Похожие статьи:
Классный час «Моя семья», 3 класс
Классный час «Что такое конфликт», 3 класс
Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!