Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Работа с вожатыми в лагере

Вожатые в детском оздоровительном лагере

Поработать вожатыми в лагере едут студенты (не только педагогических вузов), школьные учителя, школьные администраторы, спортивные работники. И у каждой из этих категорий есть свои особенности, которые нужно учитывать руководителям, подбирающим персонал для работы в детских лагерях.

В младшем отряде (6-8 лет) нужен один вожатый (учитель), который может авторитетно требовать выполнения обычных режимных моментов в лагере, и другие вожатые (не учителя) для того, чтобы организовывать досуг. А вот перенос школьных привычек, а именно подчинение воли учителя, плохо сказывается на работе со всеми другими возрастными категориями детей.

Кроме того, нужно учитывать усталость школьного учителя от учебного года, что тоже не способствует эффективной работе. Штамп «учитель всегда прав» абсолютно «не работает» в лагере. Если в отряде есть «вожатый-старичок» и «вожатый-новичок», то «вожатый-старичок» иногда ревнует детей к новичку, часто не согласовывает с ним свои действия, во всех неудачах винит «новичка».

«Вожатый-новичок», не находя понимания, либо опускает руки, либо делает все наперекор: ни то, ни другое не способствует эффективной работе.

Вожатые-новички приносят новые идеи, но не представляют, что такое лагерь, современные дети. Не имеют практического опыта, не оценивают своих возможностей; у них нет опыта общения с детьми, администрацией, персоналом, коллегами. Им нужно время для адаптации в новых условиях.

Вожатые-новички в данном лагере переносят свой опыт из другого лагеря; порою им сложно перестроиться в новых условиях конкретного лагеря.

«Старичков» нужно учить работать с «новичками» (иногда директор лагеря ошибочно думает, что и так все очевидно). Такая работа может идти по обычному маршруту: знакомство вожатых - определение общих интересов - знакомство с традициями лагеря, отрядов - распределение обязанностей - планирование работы. Акцент директору лагеря хорошо бы сделать на распределение обязанностей между вожатыми.

Полезно директору лагеря познакомить «старичков» (в отдельной беседе) с психологическими особенностями «новичков», обратив внимание на следующее: новички не знают конкретного лагеря, не имеют опыта общения ни с администрацией, ни с коллегами, ни с детьми; не имеют практического опыта организации КТД или имеют опыт отношений и работы в другом лагере, в других условиях.

Обычно четкое распределение обязанностей с учетом этих особенностей и знание привычек, склонностей каждого вожатого помогают эффективно строить работу вожатых в одном отряде. 3 Вожатому нужно помнить, что нельзя свои проблемы обсуждать и решать в присутствии детей. Это часто делит отряд на враждующие группировки: одни за одного вожатого, другие - за другого.

Одна из проблем работы в детском лагере - это первый опыт официальной работы вожатого. Этому надо учить. Как?

Директору нужно познакомить вожатых: с правилами внутреннего распорядка в лагере; уровнями подчинённости; персональными и должностными обязанностями; распорядком дня; режимом работы; правилами поведения вожатых в экстремальных ситуациях; документами, которые должен вести вожатый; а также научить, как и какие вести документы.

Отдельно нужно обсудить права вожатого и разъяснить то, что очевидно для администрации:

• отпустить с работы даже на 20 минут может только директор лагеря или лицо, его заменяющее;

• нельзя обижать детей, даже если они плохо себя ведут;

• нельзя требовать от детей невозможного для них;

• наказывать детей бойкотом очень опасно. Слишком агрессивны сегодня дети, и ситуация может выйти за границы дозволенного. Вожатый должен хорошо знать, что можно и чего нельзя делать в этом лагере; какие здесь сложились традиции.

Вожатый должен знать: за рукоприкладство, нарушение прав детей сотрудников из лагеря увольняют.

Администрация лагеря должна четко определить, по каким вопросам не может быть обсуждения, в каких ситуациях должна быть беспрекословная подчиненность, - это проблемы жизни и безопасности детей, действий в интересах ребенка.

Вожатому нужно разъяснить: как прием, так и увольнение с работы осуществляет директор лагеря (согласно Трудовому кодексу).

Администратору детского лагеря нужно помнить: то, что известно директору, методисту, не всегда очевидно для вожатого.

Руководители лагеря, учитывая возрастные особенности вожатых, понимая, что лагерь создан для детей, должны с вожатым терпеливо работать. Принципиально важно рассказывать вожатым о правилах в данном конкретном лагере в первый же день встречи.

Как построить работу администрации с вожатыми в лагере?

Для профессиональной работы администрации детского лагеря необходимо: определить стратегию развития лагеря; изучить контингент воспитанников и педагогический состав; спланировать работу по направлениям: с административным аппаратом (старшим воспитателем, старшим вожатым, организатором смены); медицинскими работниками; обслуживающим и техническим персоналом; детским коллективом.

Должность директора лагеря, его опыт дают право в интересах воспитанников принимать единоличные решения.

Директор не имеет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание и отношения с персоналом, которые дают возможность оценивать качество труда как положительного, так и отрицательного. У директора, кроме того, должна быть особая гибкость при постоянном общении с людьми.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми.

Доверие.

Это основной фактор при установлении взаимоотношений с персоналом. Сотрудники должны доверять руководителю - это помогает справляться с проблемами и вести обсуждения объективно и без эмоций. Чтобы сохранить доверие, руководителю следует показать, что он ценит человеческие качества сотрудников, уважает их, но требовательность в работе не зависит от личностных отношений.

Сочувствие.

Руководителю нужно уметь строить деловые отношения с персоналом. При этом следует быть внимательным к индивидуальным особенностям и нуждам сотрудников. Если руководитель не забывает поблагодарить сотрудников за хорошо выполненную работу, то и критика будет принята без обиды: сотрудник постарается исправить ошибки, работать лучше. Спокойная объективность - вот что ценит персонал детского лагеря в отношениях с руководителями. Надо сказать, что и дети ценят такой стиль отношений.

Этика отношений к старшим по должности.

Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, - уважительное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного к руководителю не должно быть подобострастным, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимо. При детях, подростках даже самая деликатная критика воспитателя, вожатого, практиканта, директора начальником лагеря тоже недопустима.

Этика быта вожатых, воспитателей в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых сцен и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношениях с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности. Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково можно объяснить, почему не следует поступать так или иначе, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось. Обязательно заметить изменение, сдвиг в лучшую сторону и так же наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание на то, что ему легче, радостнее стало жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, развязными в поведении, небрежными и неопрятными в одежде, грубыми или, наоборот, слишком скованными, застенчивыми.

Всегда следует воспитателю исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с четкими требованиями и взысканиями.

Многие студенты теряются, когда сталкиваются с недостаточным к ним уважением, с грубостью, развязностью. Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, - в таких случаях помочь могут только выдержка, спокойствие, сердечное, терпеливое общение с подростком.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, имеющие у ребят «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и таким способом утвердить свое «превосходство»). Важно уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его достоинство, безопасность ребенка. Иногда приходится обращаться к директору лагеря.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, вежливо выслушать замечания родителей. Объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры такого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Внешний вид вожатого

Внешний облик вожатого определяют подтянутость, собранность, естественность манер; доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ученику отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более отсутствующее выражение лица вожатого недопустимо в общении с детьми, коллегами, старшими, родителями детей. Записная книжка, авторучка, карандаш обязательны в «вожатском портфеле».

Голос, тон, дикция вожатого

Раздраженный тон вожатого не допустим. Вожатый, вызывающий у воспитанников страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, перестает быть воспитателем. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательский процесс, или вовсе разрушает его.

Отношение вожатого к своим обязанностям

Вожатый учится критически осмысливать и переосмысливать свой теоретический багаж, опыт коллег, оценивает каждый шаг своей воспитательной деятельности. Отвечает за качество подготовки к очередному рабочему дню, за каждое коллективное творческое дело, за воспитательную работу с детьми.

Каждый вожатый обязан иметь четкий календарный план своей работы с детьми, аккуратно вести свой рабочий дневник. Во время посещений занятий коллег внимательно наблюдать за их работой, чтобы затем принимать активное творческое участие в ее анализе и обсуждении. Своевременно выполнять творческие задания, посещать консультации, тщательно вести документацию, на основе которой к концу практики будет оформлен его личный отчет.

Отношение к лагерю, его администрации, коллегам, обслуживающему персоналу

Вожатый соблюдает внутренний распорядок жизни лагеря, выполняет общие внутренние правила и обязанности, хранит и развивает традиции лагеря.

Отношения с родителями воспитанников

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Лучше терпеливо выслушать родителей, их замечания, а затем тактично высказать свои пожелания.

Отъезд в лагерь

Хорошо подумаем, что необходимо для работы.

Конечно, кое-что для работы вы получите в лагере. Но что бы вам ни выдали, всегда чего-то не хватает. А отсутствие необходимых вещей мешает работать с детьми.

Поэтому соберите себе небольшой багаж.

Прежде всего - одежда. Продумайте, в чем вы будете ходить каждый день на мероприятия, в поход, заниматься спортом, ходить загорать и т. д. Не забудьте об одежде на случай холодной, дождливой погоды и жары, зонтик.

Ещё нужно взять с собой: блокнот (небольшой, удобный для постоянного пользования), авторучку, карандаш, любые канцелярские товары, старые газеты, журналы, открытки, клейкую ленту, скотч.

Фонарик, часы-будильник, свисток, зеркальце, свечи.

Личную методическую библиотеку с учетом программы, по которой работает смена, конспекты методических рекомендаций, подсобный методический материал, две-три художественные книги (особенно приключенческие), рассчитанные на возраст, с которым будете работать.

Нитки, иголки, лезвия, ножницы, нож, веревка, булавки и т. д.

Про запас иметь:

- 10 рассказов, которые можешь рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);

- 10 биографий людей, интересных детям (музыкантов, ученых, полководцев, педагогов, рабочих, путешественников, поэтов, писателей и т. д.);

- 20 игр на каждый день (познавательные, музыкальные, подвижные, сюрпризные, прикольные, игры-тесты, туристические и т. д.);

- 10 аттракционов и забав (для дискотеки, вечера отдыха, «огонька»);

- 10 досуговых дел (заготовки КВН, конкурса эрудитов, викторины и т. д.);

- 10 песен для костра и вечернего круга (если не умеешь петь, постарайся найти фонограмму);

- 5-10 аудиокассет для отрядных мероприятий, небольшой магнитофон (по возможности);

- 5-10 статей, интересных для обсуждения.

Не забудьте средство от комаров, особенно, если работаете в начале лета.

Не помешает и компас, секундомер, бинокль, штора, утюг, топорик (а вдруг эти вещи у вас есть).

Купальные принадлежности, туалетные принадлежности, кепка, панама или бейсболка, музыкальное сопровождение (CD диски), фотоаппарат.

Имидж отряда

Имидж отряда - неповторимый внешний образ отряда, отличающий его от других отрядов.

• Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности.

• Девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности.

• Отрядная песня и любимые песни отряда - вечерние, костровые, лирические, шуточные и другие.

• Элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них (жилетки, банданы, майки, галстуки, пояса и другое).

• Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон О-О... для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие).

• Оформление отрядного места (корпус, комната, место на спортивной площадке и т. д.).

• Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда.

Особый почерк отряда в общелагерных делах (выпуск газеты, шефство над младшим отрядом и другое).

Система стимулирования

Система стимулирования и оценки - это совокупность внешних и внутренних стимулов, их сознательный отбор, модификация и использование в воспитательном процессе с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и конкретной ситуации, в целях развития личности ребенка.

В системе стимулирования будем выделять следующие стимулы:

• вещественные игровые условности - значки, грамоты, подарки, ленты, сувениры и др.;

• сочетающиеся, предполагающие одновременное использование нематериальных и материальных стимулов;

• звание в сопровождении с вещественной наградой;

• благодарность с занесением в Книгу почёта.

В педагогической литературе определены правила, которые необходимо помнить, используя такие средства стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощряя ребёнка, помни:

➣ о тщательной дозировке;

➣ о том, что поощрение должно быть естественным следствием поступка, а не следствием стремления ребёнка получить поощрение;

➣ о важности того, чтобы поощрение не противопоставляло ребёнка другим членам коллектива, следовательно, оно должно быть согласовано с мнением коллектива; поощрение должно быть обоснованным;

➣ об учёте индивидуальных особенностей детей; каждый ребёнок воспринимает одно и то же поощрение по-разному: для кого-то оно будет значимым, кого-то оставит равнодушным.

Наказывая ребёнка, помни:

➣ наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным;

➣ наказание не должно унижать достоинство ребёнка;

➣ не торопитесь наказывать;

➣ наказание должно осознаваться и открывать глаза ребёнку на его просчёты, которые вы хотите ему помочь исправить;

➣ наказание должно привести к последствию, должно быть результативным: ребёнок сам или со взрослыми исправляет ошибку.

Воспитатели до начала смены определяют средства стимулирования и оценки деятельности детей.

Арсенал средств стимулирования дополнят и сами дети, придумав на протяжении смены различные награды, значки, звания, грамоты, элементы одежды.

Только все эти задумки остаются для детей тайной и становятся сюрпризами в самый неожиданный момент. Они помогут в создании благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе.

Похожие статьи:

Экологическая работа в летнем лагере

Организационный период в лагере

Театрализованная игровая программа в летнем лагере. Сценарий

Мероприятия в летнем лагере

Конкурс в летнем лагере «Самый, самый»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!