Экологическая работа в летнем лагере
Экологические модели деятельности в лагере.
Природоведческую работу в лагере можно проводить по следующим направлениям:
— работа на «агроучастке» — на лагерных грядках и цветниках (клумбах); грядки и клумбы закрепляются за звеньями;
— работа в уголке живой природы;
— экскурсии в природу;
— сбор семян диких кормовых трав, сбор лекарственных растений;
— проведение массовых праздников цветов, урожая, леса, птиц и т. д.;
— работа по очищению лесных угодий, берегов рек, озер, болот; работа в лесничестве;
— изготовление подарков школе (гербарии и коллекции по различной тематике, сбор семян лесных цветов и т.д.);
— сбор материала для участия в олимпиаде по биологии.
Какие же коллективные полезные, творческие дела можно и
Агитрейд.
Группа ребят, подготовив небольшую композицию о поведении в лесу, о защите зеленого друга, в субботние и воскресные дни выходит в места скопления людей в лесу. Дети выступают перед гражданами (особенно туристами) с агитвыступлением. Ребята могут нести в руках специальные лозунги типа: «Враг природы — враг жизни», «Берегите лес — народное богатство», «Не оставляйте в лесу мусор, не жгите костров на траве» и т.п.
Несколько наивное КТД, но кто-то же должен «смущать», волновать, приковывать внимание к природе.
Аптека под ногами (расскажи ребятам).
В конце лета начинается пора сбора брусники. Ягоды ее приятны, освежающи на вкус. В ягодах брусники имеются витамины, минеральные соли,, глюкоза и другие полезные вещества. Брусничный сок пьют при повышенном кровяном давлении. Из брусники готовят вкусное варенье.
Боярышник — ценное лекарственное растение. В медицине используют его плоды и цветы. Из него готовят различные препараты,
Можжевельник часто называют кипарисом, так как он имеет крону в форме конуса, но есть можжевельники с плакучей, шаровидной и другой кроной. Как у всех вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников, у можжевельника есть шишки, но они не древеснеют, а становятся мясистыми. Да и чешуек на них не увидишь. Шишки очень похожи на ягоды. Отсюда и название — шишкоягоды. Их добавляют для аромата в пироги и пряники. В зимнюю пору они спасают от голода многих полезных птиц: глухарей, рябчиков, тетеревов, свиристелей, снегирей. Это растение — превосходный санитар. Его хвоя дезинфицирует и оздоровляет воздух.
Основные лекарственные травы и время их сбора.
Цветы ромашки — в июне, июле. Брусничный лист — в мае, июне. Лист мать-и-мачехи — в июне, июле. Лист толокнянки — в мае, июне. Лист трефоли — в июне. Трава череда — в июне, июле. Трава зверобой — в июле, августе. Трава полынь — в июле. Трава чистотел — в июне. Спорынья (рожки) — в июне, сентябре. Ландыш (лист, цветы) — в мае, июне. Можжевеловая ягода — в августе, сентябрё. Ликоподий — в июле, сентябре. Березовый лист (чага) — в июне, сентябре. Пастушья сумка — в июле. Шиповник — в августе.
Лекарственные травы собирают в сухую солнечную погоду. Их сдают в ближайшую аптеку, где всегда можно получить консультацию по вопросу сбора и сушки растений.
Время сбора лесных древесных семян.
Июнь — осина, ива, тополь.
Июль — береза, вяз, желтая акация.
Август — лещина (орешник).
Биологические игры.
Назовем только одну — «Листья растений».
Подберите для этой игры штук двадцать листьев разной формы (береза, рябина, орешник, клевер, крапива и др.). Половину из них заготовьте в двойном количестве, то есть по два листочка каждого вида. Отделите по одному листочку от всех парных экземпляров и разложите их отдельно на столе.
Допустим, что их ровно десять. Судья вызывает двух участников состязания и дает им одну минуту для того, чтобы ознакомиться с этим десятком листьев. Потом судья поочередно показывает им
Викторина.
Помимо обычных вопросов познавательного и занимательного характера викторина может включать «зрительные вопросы». Демонстрируются цветы, листья, кора деревьев — следует отгадать их породу, вид, название. Если в лагере есть пластинка с голосами птиц, можно попробовать, чтобы ребята научились их различать. Но можно и «напрямую» слушать лес. Несколько вопросов для викторины:
1. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут).
2. Какое лесное растение одновременно называется мужским и женским именем? (Иван-да-Марья).
3. Через сколько лет опадает хвоя у ели и сосны? (У ели — через 5—7 лет, а у сосны — через 2—3 года).
4. Какой цветок помогает при сердечных заболеваниях? (Ландыш).
5. Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение? (Пастушьей сумки).
6. Почему сосна и ель остаются круглый год зелеными? (У них очень незначительное испарение воды).
7. Какую пользу приносят дятлы? (Они очищают лес от вредителей).
Победители игры получают награды.
Живые часы.
Животные, птицы и растения обладают чувством времени и просыпаются в свой час, как и засыпают.
Еще до восхода солнца, на рассвете, открывает свои лепестки козлобородник. Просыпается горихвостка (по ржаво-красному хвосту прозвали эту птицу).
Между 3—4 часами утра запевают первые утренние петухи.
В 4 часа снимаются с гнезд скворцы, трясогузки и зеленушки. Расправляет голубые лепестки цикорий, раскрывается бутон шиповника.
В 5 часов распрямляет красные лепестки и огородный осот.
В 6 часов просыпаются воробьи и раскрываются одуванчик и гвоздика полевая.
К 7 часам расцветают огородный картофель, кульбаба копьелистная, ястребннка зонтичная, белая кувшинка, колокольчики и лен.
В 8 часов на клумбах вспыхивают яркие ноготки, вьюнки и бархатцы.
К 10 часам просыпается нежная кислица, мать-и-мачеха.
К 11 часам розовеют торица, мелкий сорняк.
Между 1—2 часами дня свертываются лепестки осота полевого.
К 2 часам дня закрывается цветок огородного картофеля и одуванчика.
К 3 часам исчезают цветущие венчики кульбабы копьелистной и мака.
Между 3—4 часами дня «засыпает» торица.
К 4 часам складывают оранжевые лепестки ноготки.
В 5 часов свертывается ястребинка зонтичная.
В 6 часов сомкнет свой венчик белая кувшинка и уйдет под воду.
В 8-м часу вечера «засыпает» шиповник и красноднев рыжеватый
Ровно в 8 часов вечера раскрываются бутоны энотеры, а через 5—10 минут они превращаются в крупные яркие желтые цветы и живут всего одну ночь, а затем увядают.
Между 8—9 часами вечера распускаются цветы душистого табака.
После 9 часов расцветают цветы горицвета.
После захода солнца через 15—20 минут вылетают майские жуки и выползают жужелицы, а через 30—40 минут выходят на охоту белки-летяги и ночные совы.
Начало ночи возвещают петухи. Они поют первый раз в полночь, второй раз — до зари, около двух часов ночи.
В 2 часа ночи пробуждаются соловей и жаворонок-юла.
В 3-м часу ночи оживляются перепела, полевые жаворонки, а затем кукушка, иволга и крапивник.
Небольшую клумбу с цветочными часами можно устроить и в самом лагере. Для того чтобы пользоваться цветочными часами, их нужно проверить по обычным.
Первые «часы флоры» открыл и составил в XVIII веке Карл Линней для окрестностей г.Упсалы в Швеции.
Летом время без часов можно узнать и по поведению птиц. Биологические ритмы и суточная активность наделяют птиц обостренным чувством времени.
До рассвета из прибрежных кустов раздаются трели. Это проснулся соловей, значит, второй час ночи. Почти одновременно с соловьем пробуждается лесной жаворонок-юла. Поет, заливается, повиснув в воздухе на трепещущих крылышках. В 2—3 часа на полях и лугах оживляются перепел, полевой жаворонок и горихвостка. К 3 часам просыпаются кукушка, иволга, большая синица. Затем начинает свою песню крапивник, а к 4 часам — зяблик, овсянка и пеночка-теньковка.
Чуть позже встрепенется хлопотливый скворец. Снялся скворец с гнезда — 4 часа утра. Одновременно с ним — зеленушка и трясогузка. Один лежебока-воробей спит до б часов.
Как можно в лесу определить стороны света.
Компас в лесу необходимая вещь. Но может случиться, что не окажется компаса или он испортился. Растения могут заменить компас:
— Мох и лишайники растут на стволе — с одной стороны всегда гуще. Они не любят тепла и предпочитают тень. Ну, а какая сторона тенистая? Ясно, северная.
— Выручит вас и кора деревьев — с северной стороны она всегда темнее и грубее, чем с южной. Особенно хорошо это заметно на березе — с южной стороны у нее кора белая и чистая, а с северной — покрыта трещинами, наростами, пятнами.
— На стволах многих деревьев, особенно у сосны, от земли чуть ли не до самой вершины тянется темная полоса. Она находится с северной стороны. Образуется она от застоя влаги. Во время дождя кора дерева намокает, но довольно быстро высыхает со всех сторон, кроме северной. Там солнца меньше, и влага держится дольше.
— На стволах хвойных деревьев сверкают капельки смолы. Больше всего натеков с южной стороны.
— Компасом может стать и муравейник. Надо только помнить, что муравейник располагается около дерева всегда с южной стороны. Если муравейник расположен не около дерева, южная сторона его всегда пологая, чтобы большая часть освещалась солнцем.
Как определить, какая будет погода?
Комарики-толкунчики — признак наступления хорошей погоды. Маленькие тонкие крылышки комариков набухают при малейшей влажности воздуха, и они не могут летать. Вот и появляются они только тогда, когда воздух абсолютно сух.
Если вокруг муравейника муравьев мало и большая часть ходов плотно закрыта — жди дождя. Если же вокруг муравейника кипит жизнь, значит, дождь не предвидится.
Появление жука-навозника над лесными дорожками предвещает хорошую погоду, если даже моросит дождь.
Верным барометром погоды может служить клен. В том месте, где листья прикрепляются к веткам, к ненастью капают «слезы» — клен как будто плачет. Потекли у него «слезы», значит, через несколько часов начнется дождь. «Плачет» дерево с вечера — отложи поход, намеченный с утра. «Заплакало» с утра — в поход отправляйся, но к вечеру возвращайся, иначе вымокнешь до нитки.
В хвойных сырых лесах свой барометр — папоротник. Если листья закручиваются книзу — это признак хорошей погоды, перед ненастьем они раскручиваются.
Листья костянки, как и листья папоротника, закручиваются вниз к хорошей погоде, раскручиваются или даже загибаются вверх — к дождю.
Полевой вьюнок встречается не только в поле. И всюду, где он растет, служит барометром: перед дождем он закрывает свои цветы — граммофончики. Если же граммофончики открыты, погода будет хорошая.
О погоде может рассказать также белая кувшинка. Ее цветы даже издали видны в хорошую погоду, а к дождю белые бутоны кувшинки не раскрываются.
Сейчас известно более 400 растений, подсказывающих погоду.
Экологические конкурсы.
— Найти в лесу забавный сучок, кусок пня, засохший ствол дерева, нарост на стволе и сделать свою неповторимую лесную диковинку. Придумать ей название и представить на выставку.
— Составить из сухой травы, камыша, причудливой ветки, живого цветка свою композицию, найти ей оригинальное название.
— Сделать простой лесной скворечник, кормушку для птиц или лесных зверьков и вывесить это в зоне экологической заботы.
— Составить красивый букет из лесных или полевых цветов (используются только цветы, не занесенные в Красную книгу). Придумать ему название. Найти и красочно оформить сосуд для букета.
— Провести конкурс лучших знатоков песен и стихов о цветах или деревьях, или о птицах, или о лете. Можно провести и «кольцовку песен».
— Провести конкурс «Найди самое красивое место в округе лагеря».
— Конкурс кроссвордов на экологическую тему.
— Творческое задание: из спичек, чешуинок шишек и желудей «нарисовать» на песке какое-либо животное, или птицу, или рыбу, которые водятся в нашем лесу.
Экологическая тропа.
Их может быть несколько. Одна тропа носит экскурсионный, познавательный характер. Ее открыли члены отряда самостоятельно в районе лагеря. На такой тропе ребята обнаружили интересные объекты: крупный муравейник, муравейники с разными видами насекомых, редкие породы деревьев, кустарников, цветов и трав, занесенных в Красную книгу, гнезда птиц и норы животных, лесные диковинки (причудливые деревья, пни, композиции из камней), небольшие болотца и озера с живностью, красивые места округи, места подкормки диких животных и птиц и т. д. Хорошо иметь карту экологической тропы. Неплохо у всех интересных объектов поставить таблички с эмблемой отряда.
По такой тропе водят ребят специально подготовленные дети (вожатые, воспитатели).
Второй вид экологической тропы — охранный. Ребята «прокладывают» свою тропу, по маршруту которой находятся объекты их заботы: деревья, которые нуждаются в лечении; муравейники, обнесенные специальным заборчиком; кормушки для птиц и зверьков; участки леса, которые отряд расчищает; участки рек и озер, где дети подсаживают кустарник или очищают их от мусора; участки леса, где идет плановая подсадка молодняка; территории лесных зон, где ведется учет муравейников, гнездовий птиц, где идет плановый сбор валежника и вырубка сухостоя, где ведется облагораживание лесных родников.
И у первого, и у второго вида экологических троп могут быть свои, иные объекты изучения и заботы. К примеру, ребята могут сооружать на просеках, вдоль дорог небольшие скамеечки, столики, могут вывешивать свою экологическую наглядность.
Отряд может придумать и третий вид — шуточной (проверочной) экологической тропы, своеобразные тропы-викторины. На деревьях и кустарниках дети развешивают шишки и желуди, словом, путают тип дерева. И путешествующие по такой тропе должны заметить эти несоответствия.
Примечание. Экологические тропы могут быть узко конкретизированы. Например: тропа «Лесные кустарники», тропа «Деревья нашего леса», тропа «Зеленая аптека» (лекарственные растения), тропа «Птицы — наши друзья», тропа «Здесь живут зверьки», тропа «Муравьи». Даже можно проложить «злую» тропу «Гибель лесов» (показ мест, испорченных человеком: костровища, туристские привалы и т. п.).
Эстафета-ромашка.
Это КТД начала 60-х годов, его любили проводить во Всероссийском лагере «Орленок».
Эстафета-ромашка — веселая игра, участники которой придумывают друг для друга забавные задачи, задания и по очереди показывают их решения.
Для проведения ее вам необходимо разбиться на группы, по нескольку человек в каждой. Для того чтобы силы групп были равными и разбивка не вызвала разногласий, надо сделать следующее. Допустим, в игре принимают участие 15 человек, которых нужно разбить на три группы. На 15 листках бумаги или кусочках картона вы изображаете три разных рисунка, по пять штук каждого типа, а затем сворачиваете листки трубочками и предлагаете всем ребятам вытянуть свою. Получившие одинаковый рисунок попадают в одну команду. Им надлежит выбрать для себя шуточное название и капитана.
До начала игры необходимо заготовить и «ромашку» — картонный круг желтого цвета диаметром 15—20 сантиметров и лепестки из белой бумаги с булавкой у основания каждого. Количество лепестков определяется числом задач, которые команды-участники будут задавать друг другу.
Задания могут быть самыми различными:
1. Придумать и разыграть мимические сценки на темы: «На рыбалке», «У врача», «На тихом часе» и т. д.
2. Сочинить маленький рассказ по данному началу: «До полета оставалось пять минут...», «Ночь опустилась над лагерем...» и т. д.
3. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему: «Лаокоон», «В зоопарке», «Фонтаны Петергофа» и т. п.
4. Изобразить и «оживить» всем известные картины: «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина, «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» В. Васнецова.
5. Изобразить пантомимой куплеты популярных песен: «Веселый рыболов», «Голубой вагон», «Чебурашка».
6. Произнести одно слово или фразу десять раз с разной интонацией, например: «Хорошо», «Иди сюда», «Молодец», «Ну и ну!» и т.д.
7. Исполнить одну и ту же песню на несколько мотивов: «Плакала девчонка», «Казино», «Не сыпь мне соль на рану» и т. д.
8. Театрализовать ситуацию: «Хулиган бьет ребенка. Что ты будешь делать?», «Ты идешь с девочкой, а на пути лужа. Что предпримешь?» и т. п. Список таких заданий можно продолжать до бесконечности.
Перед началом игры жюри из 2—3 наиболее авторитетных и старших ребят выбирает задачи и записывает начало каждой из них на лепестках «ромашки», например: 1. Придумать и показать сценку на тему... 2. Придумать и исполнить рассказ, который начинается так... И так далее.
Многоточием обозначают ту часть задачи, которая будет придумана уже во время игры. После этого можно начинать.
Игра состоит из трех этапов и длится от одного до двух часов. Перед началом все участники садятся в круг, в центр которого кладут «ромашку», прикрепленные булавкой ее лепестки обращены вверх — стороной без текста.
1-й этап. По сигналу ведущих капитаны берут по лепестку или по два, и каждая команда по секрету от других придумывает продолжение задачи, а затем записывает его на лепестках вместо многоточия. На это дается 7—10 минут. После этого капитаны вновь прикрепляют лепестки, а ведущий вращает «ромашку» так, чтобы изменить их расположение.
2-й этап. По сигналу ведущих капитаны берут по лепестку или по два — по уговору, — и каждая команда готовит одновременно с остальными и по секрету от них решение каждой задачи. Время на подготовку — 20—30 минут, после чего команды занимают свои места в кругу.
3-й этап. Один из ведущих вручает любому капитану сердцевину «ромашки». Капитан объявляет свою задачу, после чего команда показывает свое решение. Затем лепесток прикалывается к «ромашке», а эстафета передается другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из команд не вручит ведущему полностью составленную «ромашку». Если команды готовили по две задачи, эстафета проводится в два тура.
Оценку ответов на задания можно вести в баллах, а можно и просто рассматривать каждый ответ как маленький сюрприз, как подарок всем остальным. В таком случае победителями окажутся все ребята.
В этой игре могут принимать участие и взрослые и малыши — всем найдется работа по сердцу, важно, чтобы задание было веселым, а настроение — хорошим.
Похожие статьи:
Организационный период в лагере
Театрализованная игровая программа в летнем лагере. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!