Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Экологическая работа в летнем лагере

Экологические модели деятельности в лагере.

Природоведческую работу в лагере можно проводить по следующим направлениям:

— работа на «агроучастке» — на лагерных грядках и цветниках (клумбах); грядки и клумбы закрепляются за звеньями;

— работа в уголке живой природы;

— экскурсии в природу;

— сбор семян диких кормовых трав, сбор лекарственных растений;

— проведение массовых праздников цветов, урожая, леса, птиц и т. д.;

— работа по очищению лесных угодий, берегов рек, озер, болот; работа в лесничестве;

— изготовление подарков школе (гербарии и коллекции по различной тематике, сбор семян лесных цветов и т.д.);

— сбор материала для участия в олимпиаде по биологии.

Какие же коллективные полезные, творческие дела можно и нужно провести?

Агитрейд.

Группа ребят, подготовив небольшую композицию о поведении в лесу, о защите зеленого друга, в субботние и воскресные дни выходит в места скопления людей в лесу. Дети выступают перед гражданами (особенно туристами) с агитвыступлением. Ребята могут нести в руках специальные лозунги типа: «Враг природы — враг жизни», «Берегите лес — народное богатство», «Не оставляйте в лесу мусор, не жгите костров на траве» и т.п.

Несколько наивное КТД, но кто-то же должен «смущать», волновать, приковывать внимание к природе.

Аптека под ногами (расскажи ребятам).

В конце лета начинается пора сбора брусники. Ягоды ее приятны, освежающи на вкус. В ягодах брусники имеются витамины, минеральные соли,, глюкоза и другие полезные вещества. Брусничный сок пьют при повышенном кровяном давлении. Из брусники готовят вкусное варенье.

Боярышник — ценное лекарственное растение. В медицине используют его плоды и цветы. Из него готовят различные препараты, которые улучшают работу сердца. Плоды боярышника — хороший витаминный корм для кур в зимнее время.

Можжевельник часто называют кипарисом, так как он имеет крону в форме конуса, но есть можжевельники с плакучей, шаровидной и другой кроной. Как у всех вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников, у можжевельника есть шишки, но они не древеснеют, а становятся мясистыми. Да и чешуек на них не увидишь. Шишки очень похожи на ягоды. Отсюда и название — шишкоягоды. Их добавляют для аромата в пироги и пряники. В зимнюю пору они спасают от голода многих полезных птиц: глухарей, рябчиков, тетеревов, свиристелей, снегирей. Это растение — превосходный санитар. Его хвоя дезинфицирует и оздоровляет воздух.

Основные лекарственные травы и время их сбора.

Цветы ромашки — в июне, июле. Брусничный лист — в мае, июне. Лист мать-и-мачехи — в июне, июле. Лист толокнянки — в мае, июне. Лист трефоли — в июне. Трава череда — в июне, июле. Трава зверобой — в июле, августе. Трава полынь — в июле. Трава чистотел — в июне. Спорынья (рожки) — в июне, сентябре. Ландыш (лист, цветы) — в мае, июне. Можжевеловая ягода — в августе, сентябрё. Ликоподий — в июле, сентябре. Березовый лист (чага) — в июне, сентябре. Пастушья сумка — в июле. Шиповник — в августе.

Лекарственные травы собирают в сухую солнечную погоду. Их сдают в ближайшую аптеку, где всегда можно получить консультацию по вопросу сбора и сушки растений.

Время сбора лесных древесных семян.

Июнь — осина, ива, тополь.

Июль — береза, вяз, желтая акация.

Август — лещина (орешник).

Биологические игры.

Назовем только одну — «Листья растений».

Подберите для этой игры штук двадцать листьев разной формы (береза, рябина, орешник, клевер, крапива и др.). Половину из них заготовьте в двойном количестве, то есть по два листочка каждого вида. Отделите по одному листочку от всех парных экземпляров и разложите их отдельно на столе.

Допустим, что их ровно десять. Судья вызывает двух участников состязания и дает им одну минуту для того, чтобы ознакомиться с этим десятком листьев. Потом судья поочередно показывает им другую, на этот раз полную коллекцию листьев. Каждый из соревнующихся должен указать парные экземпляры, то есть те листья, которые были показаны вначале.

Викторина.

Помимо обычных вопросов познавательного и занимательного характера викторина может включать «зрительные вопросы». Демонстрируются цветы, листья, кора деревьев — следует отгадать их породу, вид, название. Если в лагере есть пластинка с голосами птиц, можно попробовать, чтобы ребята научились их различать. Но можно и «напрямую» слушать лес. Несколько вопросов для викторины:

1. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут).

2. Какое лесное растение одновременно называется мужским и женским именем? (Иван-да-Марья).

3. Через сколько лет опадает хвоя у ели и сосны? (У ели — через 5—7 лет, а у сосны — через 2—3 года).

4. Какой цветок помогает при сердечных заболеваниях? (Ландыш).

5. Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение? (Пастушьей сумки).

6. Почему сосна и ель остаются круглый год зелеными? (У них очень незначительное испарение воды).

7. Какую пользу приносят дятлы? (Они очищают лес от вредителей).

Победители игры получают награды.

Живые часы.

Животные, птицы и растения обладают чувством времени и просыпаются в свой час, как и засыпают.

Еще до восхода солнца, на рассвете, открывает свои лепестки козлобородник. Просыпается горихвостка (по ржаво-красному хвосту прозвали эту птицу).

Между 3—4 часами утра запевают первые утренние петухи.

В 4 часа снимаются с гнезд скворцы, трясогузки и зеленушки. Расправляет голубые лепестки цикорий, раскрывается бутон шиповника.

В 5 часов распрямляет красные лепестки и огородный осот.

В 6 часов просыпаются воробьи и раскрываются одуванчик и гвоздика полевая.

К 7 часам расцветают огородный картофель, кульбаба копьелистная, ястребннка зонтичная, белая кувшинка, колокольчики и лен.

В 8 часов на клумбах вспыхивают яркие ноготки, вьюнки и бархатцы.

К 10 часам просыпается нежная кислица, мать-и-мачеха.

К 11 часам розовеют торица, мелкий сорняк.

Между 1—2 часами дня свертываются лепестки осота полевого.

К 2 часам дня закрывается цветок огородного картофеля и одуванчика.

К 3 часам исчезают цветущие венчики кульбабы копьелистной и мака.

Между 3—4 часами дня «засыпает» торица.

К 4 часам складывают оранжевые лепестки ноготки.

В 5 часов свертывается ястребинка зонтичная.

В 6 часов сомкнет свой венчик белая кувшинка и уйдет под воду.

В 8-м часу вечера «засыпает» шиповник и красноднев рыжеватый

Ровно в 8 часов вечера раскрываются бутоны энотеры, а через 5—10 минут они превращаются в крупные яркие желтые цветы и живут всего одну ночь, а затем увядают.

Между 8—9 часами вечера распускаются цветы душистого табака.

После 9 часов расцветают цветы горицвета.

После захода солнца через 15—20 минут вылетают майские жуки и выползают жужелицы, а через 30—40 минут выходят на охоту белки-летяги и ночные совы.

Начало ночи возвещают петухи. Они поют первый раз в полночь, второй раз — до зари, около двух часов ночи.

В 2 часа ночи пробуждаются соловей и жаворонок-юла.

В 3-м часу ночи оживляются перепела, полевые жаворонки, а затем кукушка, иволга и крапивник.

Небольшую клумбу с цветочными часами можно устроить и в самом лагере. Для того чтобы пользоваться цветочными часами, их нужно проверить по обычным.

Первые «часы флоры» открыл и составил в XVIII веке Карл Линней для окрестностей г.Упсалы в Швеции.

Летом время без часов можно узнать и по поведению птиц. Биологические ритмы и суточная активность наделяют птиц обостренным чувством времени.

До рассвета из прибрежных кустов раздаются трели. Это проснулся соловей, значит, второй час ночи. Почти одновременно с соловьем пробуждается лесной жаворонок-юла. Поет, заливается, повиснув в воздухе на трепещущих крылышках. В 2—3 часа на полях и лугах оживляются перепел, полевой жаворонок и горихвостка. К 3 часам просыпаются кукушка, иволга, большая синица. Затем начинает свою песню крапивник, а к 4 часам — зяблик, овсянка и пеночка-теньковка.

Чуть позже встрепенется хлопотливый скворец. Снялся скворец с гнезда — 4 часа утра. Одновременно с ним — зеленушка и трясогузка. Один лежебока-воробей спит до б часов.

Как можно в лесу определить стороны света.

Компас в лесу необходимая вещь. Но может случиться, что не окажется компаса или он испортился. Растения могут заменить компас:

— Мох и лишайники растут на стволе — с одной стороны всегда гуще. Они не любят тепла и предпочитают тень. Ну, а какая сторона тенистая? Ясно, северная.

— Выручит вас и кора деревьев — с северной стороны она всегда темнее и грубее, чем с южной. Особенно хорошо это заметно на березе — с южной стороны у нее кора белая и чистая, а с северной — покрыта трещинами, наростами, пятнами.

— На стволах многих деревьев, особенно у сосны, от земли чуть ли не до самой вершины тянется темная полоса. Она находится с северной стороны. Образуется она от застоя влаги. Во время дождя кора дерева намокает, но довольно быстро высыхает со всех сторон, кроме северной. Там солнца меньше, и влага держится дольше.

— На стволах хвойных деревьев сверкают капельки смолы. Больше всего натеков с южной стороны.

— Компасом может стать и муравейник. Надо только помнить, что муравейник располагается около дерева всегда с южной стороны. Если муравейник расположен не около дерева, южная сторона его всегда пологая, чтобы большая часть освещалась солнцем.

Как определить, какая будет погода?

Комарики-толкунчики — признак наступления хорошей погоды. Маленькие тонкие крылышки комариков набухают при малейшей влажности воздуха, и они не могут летать. Вот и появляются они только тогда, когда воздух абсолютно сух.

Если вокруг муравейника муравьев мало и большая часть ходов плотно закрыта — жди дождя. Если же вокруг муравейника кипит жизнь, значит, дождь не предвидится.

Появление жука-навозника над лесными дорожками предвещает хорошую погоду, если даже моросит дождь.

Верным барометром погоды может служить клен. В том месте, где листья прикрепляются к веткам, к ненастью капают «слезы» — клен как будто плачет. Потекли у него «слезы», значит, через несколько часов начнется дождь. «Плачет» дерево с вечера — отложи поход, намеченный с утра. «Заплакало» с утра — в поход отправляйся, но к вечеру возвращайся, иначе вымокнешь до нитки.

В хвойных сырых лесах свой барометр — папоротник. Если листья закручиваются книзу — это признак хорошей погоды, перед ненастьем они раскручиваются.

Листья костянки, как и листья папоротника, закручиваются вниз к хорошей погоде, раскручиваются или даже загибаются вверх — к дождю.

Полевой вьюнок встречается не только в поле. И всюду, где он растет, служит барометром: перед дождем он закрывает свои цветы — граммофончики. Если же граммофончики открыты, погода будет хорошая.

О погоде может рассказать также белая кувшинка. Ее цветы даже издали видны в хорошую погоду, а к дождю белые бутоны кувшинки не раскрываются.

Сейчас известно более 400 растений, подсказывающих погоду.

Экологические конкурсы.

— Найти в лесу забавный сучок, кусок пня, засохший ствол дерева, нарост на стволе и сделать свою неповторимую лесную диковинку. Придумать ей название и представить на выставку.

— Составить из сухой травы, камыша, причудливой ветки, живого цветка свою композицию, найти ей оригинальное название.

— Сделать простой лесной скворечник, кормушку для птиц или лесных зверьков и вывесить это в зоне экологической заботы.

— Составить красивый букет из лесных или полевых цветов (используются только цветы, не занесенные в Красную книгу). Придумать ему название. Найти и красочно оформить сосуд для букета.

— Провести конкурс лучших знатоков песен и стихов о цветах или деревьях, или о птицах, или о лете. Можно провести и «кольцовку песен».

— Провести конкурс «Найди самое красивое место в округе лагеря».

— Конкурс кроссвордов на экологическую тему.

— Творческое задание: из спичек, чешуинок шишек и желудей «нарисовать» на песке какое-либо животное, или птицу, или рыбу, которые водятся в нашем лесу.

Экологическая тропа.

Их может быть несколько. Одна тропа носит экскурсионный, познавательный характер. Ее открыли члены отряда самостоятельно в районе лагеря. На такой тропе ребята обнаружили интересные объекты: крупный муравейник, муравейники с разными видами насекомых, редкие породы деревьев, кустарников, цветов и трав, занесенных в Красную книгу, гнезда птиц и норы животных, лесные диковинки (причудливые деревья, пни, композиции из камней), небольшие болотца и озера с живностью, красивые места округи, места подкормки диких животных и птиц и т. д. Хорошо иметь карту экологической тропы. Неплохо у всех интересных объектов поставить таблички с эмблемой отряда.

По такой тропе водят ребят специально подготовленные дети (вожатые, воспитатели).

Второй вид экологической тропы — охранный. Ребята «прокладывают» свою тропу, по маршруту которой находятся объекты их заботы: деревья, которые нуждаются в лечении; муравейники, обнесенные специальным заборчиком; кормушки для птиц и зверьков; участки леса, которые отряд расчищает; участки рек и озер, где дети подсаживают кустарник или очищают их от мусора; участки леса, где идет плановая подсадка молодняка; территории лесных зон, где ведется учет муравейников, гнездовий птиц, где идет плановый сбор валежника и вырубка сухостоя, где ведется облагораживание лесных родников.

И у первого, и у второго вида экологических троп могут быть свои, иные объекты изучения и заботы. К примеру, ребята могут сооружать на просеках, вдоль дорог небольшие скамеечки, столики, могут вывешивать свою экологическую наглядность.

Отряд может придумать и третий вид — шуточной (проверочной) экологической тропы, своеобразные тропы-викторины. На деревьях и кустарниках дети развешивают шишки и желуди, словом, путают тип дерева. И путешествующие по такой тропе должны заметить эти несоответствия.

Примечание. Экологические тропы могут быть узко конкретизированы. Например: тропа «Лесные кустарники», тропа «Деревья нашего леса», тропа «Зеленая аптека» (лекарственные растения), тропа «Птицы — наши друзья», тропа «Здесь живут зверьки», тропа «Муравьи». Даже можно проложить «злую» тропу «Гибель лесов» (показ мест, испорченных человеком: костровища, туристские привалы и т. п.).

Эстафета-ромашка.

Это КТД начала 60-х годов, его любили проводить во Всероссийском лагере «Орленок».

Эстафета-ромашка — веселая игра, участники которой придумывают друг для друга забавные задачи, задания и по очереди показывают их решения.

Для проведения ее вам необходимо разбиться на группы, по нескольку человек в каждой. Для того чтобы силы групп были равными и разбивка не вызвала разногласий, надо сделать следующее. Допустим, в игре принимают участие 15 человек, которых нужно разбить на три группы. На 15 листках бумаги или кусочках картона вы изображаете три разных рисунка, по пять штук каждого типа, а затем сворачиваете листки трубочками и предлагаете всем ребятам вытянуть свою. Получившие одинаковый рисунок попадают в одну команду. Им надлежит выбрать для себя шуточное название и капитана.

До начала игры необходимо заготовить и «ромашку» — картонный круг желтого цвета диаметром 15—20 сантиметров и лепестки из белой бумаги с булавкой у основания каждого. Количество лепестков определяется числом задач, которые команды-участники будут задавать друг другу.

Задания могут быть самыми различными:

1. Придумать и разыграть мимические сценки на темы: «На рыбалке», «У врача», «На тихом часе» и т. д.

2. Сочинить маленький рассказ по данному началу: «До полета оставалось пять минут...», «Ночь опустилась над лагерем...» и т. д.

3. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему: «Лаокоон», «В зоопарке», «Фонтаны Петергофа» и т. п.

4. Изобразить и «оживить» всем известные картины: «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина, «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» В. Васнецова.

5. Изобразить пантомимой куплеты популярных песен: «Веселый рыболов», «Голубой вагон», «Чебурашка».

6. Произнести одно слово или фразу десять раз с разной интонацией, например: «Хорошо», «Иди сюда», «Молодец», «Ну и ну!» и т.д.

7. Исполнить одну и ту же песню на несколько мотивов: «Плакала девчонка», «Казино», «Не сыпь мне соль на рану» и т. д.

8. Театрализовать ситуацию: «Хулиган бьет ребенка. Что ты будешь делать?», «Ты идешь с девочкой, а на пути лужа. Что предпримешь?» и т. п. Список таких заданий можно продолжать до бесконечности.

Перед началом игры жюри из 2—3 наиболее авторитетных и старших ребят выбирает задачи и записывает начало каждой из них на лепестках «ромашки», например: 1. Придумать и показать сценку на тему... 2. Придумать и исполнить рассказ, который начинается так... И так далее.

Многоточием обозначают ту часть задачи, которая будет придумана уже во время игры. После этого можно начинать.

Игра состоит из трех этапов и длится от одного до двух часов. Перед началом все участники садятся в круг, в центр которого кладут «ромашку», прикрепленные булавкой ее лепестки обращены вверх — стороной без текста.

1-й этап. По сигналу ведущих капитаны берут по лепестку или по два, и каждая команда по секрету от других придумывает продолжение задачи, а затем записывает его на лепестках вместо многоточия. На это дается 7—10 минут. После этого капитаны вновь прикрепляют лепестки, а ведущий вращает «ромашку» так, чтобы изменить их расположение.

2-й этап. По сигналу ведущих капитаны берут по лепестку или по два — по уговору, — и каждая команда готовит одновременно с остальными и по секрету от них решение каждой задачи. Время на подготовку — 20—30 минут, после чего команды занимают свои места в кругу.

3-й этап. Один из ведущих вручает любому капитану сердцевину «ромашки». Капитан объявляет свою задачу, после чего команда показывает свое решение. Затем лепесток прикалывается к «ромашке», а эстафета передается другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из команд не вручит ведущему полностью составленную «ромашку». Если команды готовили по две задачи, эстафета проводится в два тура.

Оценку ответов на задания можно вести в баллах, а можно и просто рассматривать каждый ответ как маленький сюрприз, как подарок всем остальным. В таком случае победителями окажутся все ребята.

В этой игре могут принимать участие и взрослые и малыши — всем найдется работа по сердцу, важно, чтобы задание было веселым, а настроение — хорошим.

Похожие статьи:

ОБЖ летом для младших классов

Мероприятия в летнем лагере

Конкурс в летнем лагере «Самый, самый»

Театрализованная игровая программа в летнем лагере. Сценарий

Организационный период в лагере

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!