Мероприятие «День военно-морского флота» для детей школьников
Сценарий мероприятия для учащихся «30 июля - День военно-морского флота»
Цели: показать историю рождения и развития отечественного морского флота, воспитывать чувство патриотизма на примере героизма и мужества российских моряков, чувство уважения к славным победам морского флота.
Оформление: на доске изображения парусного корабля, современного военного корабля; музыкальное оформление: песня «Варяг».
Предварительная подготовка: выяснить самостоятельно, почему именно в этот день отмечается День Военно- Морского Флота.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя.
Морской флот играет очень важную роль в жизни любой современной страны. Нельзя представить себе наше государство без пассажирских лайнеров и катеров, без торговых барж и судов, без военных крейсеров и линкоров.
II. Беседа по теме.
- Кто из вас плавал на кораблях, катерах?
- Поделитесь своими впечатлениями об этих поездках.
- Когда появился морской флот в России?
- С именем какого правителя связываем мы появление кораблей в России?
- Почему именно 30 июля отмечается День Военно-Морского Флота?
III. Рассказ учителя.
Создание регулярного ВМФ относится ко времени царствования Петра I. Во втором Азовском походе 1696 г. против Турции впервые участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После занятия крепости Азов в 1696 г. по докладу Петра I о строительстве Азовского флота Боярская Дума постановила: «морским судам быть». Этот день принято считать днём рождения постоянного, регулярного русского ВМФ.
Во время Северной войны 1700-1721 гг. был создан Балтийский флот. Сначала его главной базой был Петербург, а затем Кронштадт. Офицерский состав флота комплектовался из дворян, матросы - из рекрутов; служба была пожизненной.
Развитие военной техники и науки, многочисленные изобретения и открытия в области металлургии и кораблестроения в XVIII веке позволили значительно улучшить конструкцию корпусов военных кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение.
В начале XIX века появились паровые военные корабли. В ряде стран, в том числе и России, были созданы пароходо-фрегаты.
В результате опыта Крымской войны 1853-1856 гг. все страны во второй половине XIX века перешли к строительству парового броненосного флота с толщиной брони до 610 мм. В 1861 году был построен первый русский железный броненосный корабль «Опыт».
Для разведки и действий на коммуникациях строились крейсеры, имевшие меньше, чем броненосцы, вооружение и защиту, но обладавшие высокой скоростью хода. Развитие минно-торпедного оружия привело к появлению во второй половине XIX века новых классов кораблей - минных заградителей и миноносцев. Построенный в России эскадренный миноносец «Новик» значительно превосходил иностранные миноносцы в артиллерийском, торпедном вооружении, живучести и скорости хода.
В годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.) ареной вооружённой борьбы флотов стал практически весь Мировой океан. Было проведено 36 крупных морских операций, потеряно 2017 кораблей большого и среднего водоизмещения.
В послевоенный период основные усилия стран были сосредоточены на создании атомных ракетных подводных лодок.
Современный ВМФ состоит из родов сил - подводных лодок, авиации Военно-Морского Флота, надводных кораблей, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты. По своим возможностям современный ВМФ способен разрушать важные наземные объекты противника, уничтожать силы его флота в море и в базах, поддерживать сухопутные войска на сухопутных театрах военных действий, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские коммуникации.
IV. Сообщения групп о знаменитых флотоводцах.
Учитель. История флота увлекательна и многогранна - тысячи больших и малых событий, грандиозных морских битв, славных побед и горьких поражений, будто стекляшки в калейдоскопе, выкладываются в единую пёструю картину... Эту историю творят люди - военные моряки, очень разные и очень похожие одновременно.
1. Фёдор Фёдорович Ушаков (1744-1817) - флотоводец, одержавший великие победы, морской офицер, который сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. Сорок кампаний провел он, ни в одном сражении не потерпел поражения. Блестящие победы русского флота у Тендры, Керчи, Калиакрии, Корфу под его началом сделали имя Федора Ушакова легендарным.
Федор Ушаков родился в Ярославской губернии. Все его детство было связано с рекой Волгой, его всегда тянула к себе водная гладь. Часто Федя задумывался, зачерпнув горсть прозрачной волжской воды: «Чудно здесь у нас, ладно. А каково оно, море-то?» Однажды отец спросил Федора:
- А ты, Федор, в преображенцы или в монахи хочешь?
- Не-е, батя, я бы во флот пошел... - Отец удивленно поднял брови, мать охнула:
- Сынок, да кто ж тебя надоумил сему?
- Волга, - отвечал Федя с гордостью. - Я быстрее всех плоты вязать научился, плавать и под водой сидеть дольше всех с камышинкой, гребу без устали. Вот все ребята наши и соседские меня морянином и именуют.
1761 год обозначил судьбу Федора Ушакова. Он поступает в Морской шляхетный кадетский корпус. Однажды с гардемарином Ушаковым произошел такой случай.
Впервые гардемарины попали на море, на корабль. Здесь же находились и новобранцы. Боцман заставил одного из новобранцев подняться на мачту. Тот побледнел, с мольбой взглянул на боцмана, на гардемарина и обреченно шагнул к мачте. Лез он тяжело, судорожно обхватывая перегородки, долго не отпуская их, проверяя на прочность. Боцман начал его грубо подгонять. Ушаков предупредил: «Этим не поможешь. С ноги собьешь». Так оно и случилось. Новобранец замер - надо было переступить на горизонтальную перекладину. Одной рукой он держался за переборку и должен был ступить на качавшуюся в такт волнам рею. Но тут силы его оставили, он оступился и повис над палубой. Боцман с опаской глянул на Ушакова и крикнул: «Разобьется!»
- Полотно! Полотно под него, быстро! - скомандовал вышедший из-за спины Ушакова капитан. Моряки проворно растянули полотнище парусины под реем, взявшись за углы и подняв головы.
- Пускай! Бросай палку! - закричал боцман. - Падай вниз!
Новобранец висел на одной руке, и чувствовалось, что никакая сила не может расщепить его пальцы.
- Эх! - мотнул головой Ушаков и проворно полез вверх.
- Куда вы, господин гардемарин, расшибетесь! - неуверенно крикнул боцман.
Ушаков же стремительно, не глядя под ноги, быстро добрался до новобранца, схватил за парусиновую рубаху, намотал подол ее на руку и подтянул его к себе...
- Ставь ногу... Вот... вот... так, - приговаривал он. - Еще сюда... А теперь переступи сюда... Еще! Еще, не бойся. Видишь, я же с тобой.
Матросы с удивлением и радостью смотрели, как Ушаков вместе с незадачливым моряком передвинулся вперед по рее. Они что- то подергали там, подвязали и тихо возвратились к мачте.
Первым спустился на палубу гардемарин, через мгновение новобранец. И тут же получил крепкую оплеуху от боцмана.
- Что ты буянишь, Андреич! - закричал Ушаков. - Учить надо, дабы высоты не боялся, а ты волю рукам даешь. Прекрати!
А про себя подумал: «Кулаком напугаешь, а не научишь, пожалуй, все должны командирскую команду разуметь». Этому принципу Федор Федорович оставался верным всю свою жизнь.
Вскоре гардемарин Ушаков стал мичманом. И вот первое серьезное испытание - русско-турецкая война. Победа в Чесменской битве, разгром турецкого флота. Назначение Ушакова лейтенантом, затем капитан-лейтенантом.
Через несколько лет Федор приехал в отчий дом на побывку. Сидя за столом, Федор Игнатьевич (отец Ушакова) разумом давно понял, что сын, повидавший света больше его, живет не ведомым ему порядком и законом. Его же законы предполагали жестокую власть командира. Строго спросил:
- Моряков порешь?
- Я их, батя, учу. Сие главное. Мудрость офицерская состоит в том, чтобы править людьми, а не истуканами. Человека и наказать можно за провинность, а истукану все едино: наказывай, не наказывай.
Получив новый чин (капитан 2-го ранга), Ушаков получил и новое назначение: возглавить корабль «Виктор» и провести испытания всего нового, что в Российском флоте появилось. Три лучших морских офицера должны были высказаться о том, что надо изменить в русском флоте.
Ушаков: «Первое - надо, чтобы днище и бока кораблей были медью оббиты, как на английских судах. Второе - главное чистоту соблюсти, одежду просушивать, порохом окуривать, уксуса побольше, ром не давать боцманам, разбавлять; хорошо бы зелени в походах почаще давать, может, и выращивать что. Деньги кормовые на еду тратить следует, а не на какое-нибудь шикотство офицерское в порту».
Еще одна проблема не давала покоя Федору Федоровичу: тактика линейного боя. По морскому уставу — единственный способ разбить флот противника - это выстроить свои корабли в кильватерную линию и обстреливать корабли врага по всей линии. Ушаков был категорически не согласен с уставом, он считал, что на море, так же как и на суше, возможны разные построения кораблей, разная тактика ведения боя. И он доказал свою правоту во время очередной русско-турецкой войны. Ушаков недаром обучал своих моряков и артиллеристов: они творили чудеса, перестраиваясь на ходу, держа скорость и прицельно поражая ядрами, корабли турок.
Именно в боях при Фидониси, у Керчи, Тендры и особенно при Калиакрии утвердился флотоводческий гений Ф. Ушакова. Он умело соединил маневр с ведением быстрого и точного артиллерийского огня. Уже будучи командующим Черноморским флотом, он под Керчью применил против турецкого флота несколько совершенно новых приемов, которые сами по себе уже были нарушением установленного порядка боя. Но применение этих приемов обеспечило Ушакову победу. Впервые он выделил легкие фрегаты в особый резервный отряд и ввел их в бой в самый подходящий момент. (На суше - резерв - это понятно, но на море?!) Участь турецкого флота была предопределена. Оставалось завершить битву.
О том, как к Федору Федоровичу относились моряки, видно из разговора Ушакова с вице-адмиралом Черноморского флота Мордвиновым:
- Федор Федорович, вот почему вас моряки, низкие служители, так боготворят? Куда ни приедешь, все просят: нам бы под начало адмирала Ушакова. Спуску вы им вроде не даете, изнуряете экзерцициями разными, а они на вас молятся.
- Никто не молится, - ответил Ушаков, - я простых служителей за людей чту. Без их действия ни одной победы не одержишь. А их научить надо, упражнения провожу для этого. Уменье знания прибавляет, больше свободы понимания становится, стараются они больше, как видят, что я об них пекусь. Забота о подчиненном - сие командирская обязанность.
2. Павел Степанович Нахимов (1802-1855) - блистательный флотоводец, второй по значению в истории России после Ф. Ф. Ушакова- резко выделялся из среды николаевского адмиралтейства.
В Средиземном море есть место с удивительно прозрачной водой. Если не слишком высоко взлететь над Наваринской бухтой, то можно увидеть на дне, под многовековой толщей, кладбище затонувших парусных кораблей. Они лежат со сломанными мачтами, пробитыми бортами; почерневшие от пожара палубы заросли морской травой. Это уничтоженный здесь в 1827 году турецкоегипетский флот.
В Наваринской битве на корабле «Азов» сражался старший лейтенант Павел Нахимов. Именно русские корабли сыграли главную роль в этом морском сражении и уничтожили флот врага. За Наварин Нахимов получил русский орден святого Георгия 4-й степени, французский орден Почетного легиона, британский орден Бани, греческий орден Спасителя.
«Чист душой и любит море» - так охарактеризовал Нахимова его командир М. П. Лазарев. Вместе они не только плавали по Средиземному морю, но и ходили вокруг света. Тогда помимо высоких профессиональных качеств молодой лейтенант проявил и чисто человеческие: пытаясь спасти упавшего за борт матроса, едва не погиб сам. Позднее, уже дослужившись до высоких чинов, Павел Степанович получил еще одно звание - нижние чины любовно называли его «отец матросов».
«Колоссальная личность, гордость Черноморского флота» (по отзывам современников), он был доступен и прост в обхождении с рядовыми матросами, держался такого правила: «Матрос есть главный двигатель на корабле, а мы только пружины, которые на него действуют». Семьи у него не было, «сухопутных» друзей - тоже. Моряки заменяли ему и дружеский круг, и семейный очаг. Почти всё своё адмиралтейское жалованье он раздавал матросам и их семьям. Зато он мог вполне положиться на них во всём. Они же боготворили его и готовы были идти за ним в огонь и воду. Тогда родилась народная песня с такими словами:
С нами Бог и сам Нахимов с нами,
Он не даст нам, братцы, потонуть!
Вот как выглядела его обычная жизнь: утром Нахимов приходит на пристань. Там, сняв шапки, уже ожидают адмирала старики, отставные матросы, женщины и дети - все обитатели Южной бухты из севастопольской матросской слободки. Увидев своего любимца, эта ватага мигом, безбоязненно, но с глубочайшим почтением окружает его, и, перебивая друг друга, все разом обращаются к нему с просьбами...
- Постойте, постойте-с, - говорит адмирал, - всем разом можно только «ура» кричать, а не просьбы высказывать. Я ничего не пойму-с. Старик, надень шапку и говори, что тебе надо.
Старик матрос, на деревянной ноге и с костылями в руке, привел с собой двух маленьких девочек, своих внучек, и прошамкал, что он с малютками одинок, хата его продырявилась, а починить некому. Нахимов обращается к адъютанту: «Прислать к Позднякову двух плотников, пусть они ему помогают».
Старик, которого Нахимов вдруг назвал по фамилии, спрашивает:
- А вы, наш милостивец, разве меня помните?
- Как не помнить лучшего маляра и плясуна на корабле «Три святителя»... А тебе что надо? - Нахимов обращается к старухе.
Оказывается, она, вдова мастера из рабочего экипажа, голодает.
- Дать ей пять рублей!
- Денег нет, Павел Степанович! - отвечает адъютант, заведовавший деньгами, бельем и всем хозяйством Нахимова.
- Как денег нет? Отчего нет-с?
- Да все уже прожиты и розданы!
- Ну, дайте пока из своих.
Но у адъютанта тоже нет своих денег. Пять рублей, да еще в провинции, были тогда очень крупной суммой. Тогда Нахимов обращается к мичманам и офицерам, подошедшим к окружающей его толпе: «Господа, дайте мне кто-нибудь взаймы пять рублей!» И старуха получает ассигнованную ей сумму. Нахимов брал в долг в счет своего жалованья за будущий месяц и раздавал направо и налево.
На Черноморском флоте, куда Нахимов перешел с Балтийского, царила куда более душевная атмосфера: императорский двор подальше, а климат помягче. Офицеры называли друг друга не по званию, а по имени и отчеству. Павел Степанович однажды взорвался от негодования, когда чиновник-казнокрад, пытаясь оправдаться, льстиво назвал его, уже адмирала, «ваше превосходительство»:
«Что я вам за превосходительство! Что это еще такое? Вы имени моего, что ли, не знаете или прельщать меня превосходительством вздумали?.. Это вы - ваше превосходительство, а моряков нельзя так называть, они вашим ремеслом не занимаются...»
Нахимов - участник и герой Крымской войны. 18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием вице-адмирала Нахимова, выдержав перед этим страшный шторм, уничтожила стоящий в Синопе турецкий флот. Павел Степанович и здесь проявил человеколюбие. Во-первых, по отношению к своим. Он знал, что турки, желая лишить вражеские корабли хода, быот обычно по такелажу - мачтам, снастям, парусам, - и потому вошел в Синопскую бухту, встал на якоря и открыл огонь, не убирая парусов: десятки матросов, избавленные от необходимости лезть вверх по канатам, оказались, таким образом, спасены. Во-вторых, Нахимов проявил царственное христианское отношение к поверженному врагу, посетив раненого турецкого адмирала Осман-пашу.
За Синопское сражение Нахимов получил орден святого Георгия 2-й степени. Но он тяготился славной победой, поскольку понимал, теперь в войну вступят Англия и Франция, и бороться с ними будет очень трудно...
Героической и в то же время трагической страницей Крымской войны является оборона Севастополя. Имена защитников Севастополя - адмиралов Корнилова, Истомина, Нахимова - навсегда останутся в памяти этого города, в истории нашей страны. 28 июня 1855 года Павел Степанович получил смертельное ранение на Малаховом кургане...
Екатерина Михайловна Бакунина, одна из первых русских военных сестер милосердия, писала:
«...Бедный Севастополь! Сколько крови льется в нем и за него! ...И, наконец, французам удалось попасть в Нахимова. Сколько, сколько времени они в него метили! Он так неосторожно разъезжал по всем бастионам; никто не носил эполет, а он постоянно их носил, и когда ему говорили: «Тут опасно, отойдите», он всегда отвечал: «Вы знаете-с, я ничего-с не боюсь».
3. Степан Осипович Макаров (1848/49-1904) - флотоводец, ученый, кораблестроитель, путешественник, писатель, изобретатель - вот кем был вице-адмирал Макаров. И в каждой из сфер своей деятельности он достиг заметных успехов. Все сделанное Макаровым давалось ему нелегко. Макаров вырос в простой русской семье, и сам с детства пережил немало лишений и невзгод. Он знал народ, знал его душу не по книжкам. И он всегда оставался глубоко, истинно демократичным к солдатам и матросам.
Одну из книг Степан Осипович закончил словами: «В море - значит дома». Эту фразу он любил повторять потом. С девяти лет Макаров стал моряком. И море действительно для него стало домом. До последнего дня. А в этот последний день море сделалось его могилой... Он погиб на мостике броненосца, ведя в бой эскадру.
Прах Макарова не покоится в родной земле. Чужие далекие волны поглотили его. Нельзя склонить голову перед могилой адмирала. Но благодарная память живет и будет жить долго, ибо очень много сделал он для своей Родины и своего народа...
Степан Макаров был потомственным моряком и рос в небольшом портовом городе. Эго и определило его жизненное призвание. С детских лет он мечтал о морской службе и даже не представлял себе другой судьбы. Как и все мальчишки портовых городов, он рано научился разбираться в типах кораблей и стал постигать сложные премудрости морского лексикона.
Накануне того, как Степану исполнилось пять лет, грянула блистательная победа русского флота под Синопом. Личность адмирала Нахимова сделалась предметом восторга и подражания всех мальчишек, живущих в Николаеве-на-Буге. Вскоре стали приходить дурные вести... Крымская война шла для России неудачно. В семилетием возрасте Макаров услыхал: Россия потерпела поражение. Русского Черноморского флота более не существовало. Возродиться ему суждено было только через двадцать лет. И славное дело это было связано с именем лейтенанта Макарова.
Свое образование Макаров начал в Морском училище, которое окончил блестяще. Успехи его были замечены: командир Сибирской флотилии отправил в Петербург ходатайство о производстве Макарова в звание корабельного гардемарина (а не штурмана, как это полагалось по окончании училища) - это давало ему право впоследствии стать офицером.
Обучаясь в Морском корпусе, Макаров получает звание мичмана - первое офицерское звание в русском военно-морском флоте.
В 1877 году началась русско-турецкая война. Это была первая война с турками после поражения России в Крымской войне. Макаров добился разрешения о переводе на Черное море.
Сведения с Черного моря поступали очень тревожные: «на всем протяжении берегов наших, от мыса Адлера до Очемчир включительно турецкие суда продолжают бомбардировать и жечь беззащитные мирные поселения».
Макаров и другие русские моряки, зная обо всем этом, не находили себе места. Надо было, во что бы то ни стало, дать отпор самоуверенному противнику. Но как? Как ухитриться нанести удар бронированным турецким кораблям? Флота военного Россия здесь не имела, но по предложению Степана Осиповича было решено использовать против турецких броненосцев легкие русские катера и корабли. И вот в ночь русские катера совершили дерзкое нападение на вражеские корабли и потопили сильный турецкий монитор «Сельфи». Один за другим два катера, как рыцари на турнире, ударили своими копьями-шестами в борт турецкого корабля. Успех был полный: через десять минут монитор тяжело осел на дно. Сразу же после этого турки поспешно отвели свои корабли в гавани. Ночные атаки русских катеров стали проводиться постоянно и привели к тому, что турецкий флот был деморализован. Случилась удивительная вещь: оборонялся в этой войне сильнейший флот - турецкий, а слабый русский флот вел активное наступление. Победа России в этой войне была бесспорной.
Заслуги Макарова в этой войне исключительно велики. Именно ему принадлежит идея использовать средство дальнего действия (корабль) для доставки к месту сражения средства ближнего действия (катера). В будущем эта идея ляжет в основу авианосцев. Макаров оказался первым в мире военным моряком, применявшим торпеды - новый вид оружия, которое коренным образом повлияло на развитие флота в течение ста лет (турецкий корабль «Итибах», потопленный в Батуми, оказался первой в мире жертвой торпедного оружия). Макаров был тогда в чине капитана второго ранга, и было ему двадцать восемь лет. А самое главное - Макаров доказал на практике, что в морской войне даже сильнейший флот не способен создать полной блокады, продемонстрировал преимущество наступления над обороной.
Как ученый Макаров проявил себя на Босфоре. Прибыв сюда через несколько лет после русско-турецкой войны, подполковник Макаров услыхал легенду о том, что в проливе существует два течения: верхнее и нижнее. Будучи от природы любознательным, он начал проводить опыты и на практике доказал и обосновал это удивительное природное явление.
Еще одна яркая страница в биографии Макарова - кругосветное путешествие на корвете «Витязь», которое продолжалось 993 дня - без малого три года! «Витязь» пересек три океана, победил бури и туманы, миновал опаснейшие рифы и мели, посетил самые отдаленные моря и берега. И не потерпел ни одной аварии, с ним не произошло ни одного хоть сколько-нибудь серьезного несчастного случая. Это было выдающееся достижение Макарова-мореплавателя. Но еще более значительны достижения Макарова-ученого. Во время плавания удалось собрать колоссальный научный материал по самым разнообразным вопросам. Исследованиями Степан Осипович занимался по собственной инициативе. Цели же перед ним стояли очень узкие и конкретные: кругосветное плавание в те годы считалось лучшей подготовкой военных моряков.
Много лег Макарова занимала идея покорения полярных морей. Однажды он сказал: «Я знаю, как можно достигнуть Северного полюса: надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льдины...» Дело оставалось за малым: нужно было построить хотя бы один мощный ледокол. Проект ледокола был разработан английскими инженерами, однако подлинным творцом его все же по праву считался Степан Осипович. Он просматривал каждый чертеж, вносил свои поправки и предложения, спорил, настаивал, торговался, бранился. Так рождался знаменитый ледокол «Ермак». А в 1899 году он совершил первое ледовое плавание...
И вот настал 1904 год - год начала русско-японской войны. Макарова назначают командующим флотом в Тихом океане. В его деятельности открывается новая глава.
Все тяготы войны Макаров разделял со своими боевыми товарищами. Себе он не собирался делать никаких исключений и поблажек, даже в отношении питания... На рассвете 31 марта 1904 года (ему оставалось жить всего несколько часов) он стоял на мостике флагманского корабля «Петропавловск». Рядом с адмиралом стоял пожилой, седобородый, но очень крепкий с виду человек в гражданском пальто и меховой шапке - художник Верещагин. В руках он держал альбом и карандаш.
- Значит, первым идет, надо полагать, броненосец «Миказа»? - спросил художник, указывая карандашом на горизонт.
- Так точно, это флагманский корабль адмирала Того.
Макаров, стоя на мостике в распахнутой шинели, оживленно давал пояснения Верещагину, собиравшемуся сделать зарисовки эскадры. Японские корабли маневрировали в отдалении. Орудия, недавно грохотавшие, умолкли. До входа в гавань оставалось совсем близко. Было 9 часов 39 минут утра...
И вдруг над морем раздался чудовищной силы взрыв. Сноп желтого пламени взметнулся выше матч броненосца. Носовая часть «Петропавловска», окутанная густым облаком дыма, стремительно уходила под воду. Корма поднялась, винты корабля продолжали бешено вращаться, калеча людей, прыгавших в воду. Через две минуты все было кончено. Огромный броненосец исчез, только горстка людей барахталась на поверхности моря, цепляясь за плавающие обломки. Макарова среди них не оказалось...
Известие о гибели Макарова вызвало самую горькую, самую искреннюю скорбь в армии, на флоте, по всей стране. Все понимали, что Россия потеряла нечто неизмеримо большее, чем командующего эскадрой, - она потеряла одного их национальных героев.
Скорбные чувства народа в те дни хорошо выражены в бесхитростном стихотворении, опубликованном тогда в газетах (автор пожелал остаться неизвестным):
Спи, верный рыцарь, спи, честный боец,
Безвременной взятый кончиной.
Не лавры победы - терновый венец
Ты принял с бесстрашной дружиной.
Твой гроб - броненосец, могила твоя –
Холодная глубь океана.
И верных матросов родная семья –
Твоя вековая охрана.
Делившие лавры, отныне с тобой
Они разделяют и вечный покой.
Но удивительно и то, что в самой Японии на гибель Макарова также появились поэтические произведения:
Враг доблестный! Ты встретил свой конец,
Бесстрашно на мосту командном стоя.
С Макаровым сравнив, почтят героя
Спустя века. Бессмертен твой венец!
И я, поэт, в Японии рожденный,
В стране твоих врагов, на дальнем берегу,
Я, горестною вестью потрясенный,
Сдержать порывы скорби не могу.
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи!
При имени Макарова молчи,
О битва! Сопричислен русский витязь
К великим полководцам всех времен,
Но смертью беспощадной он сражен.
V. Сообщения о славных подвигах отечественного флота.
1. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в русско- японской войне (см. дополнительный материал, с. 136-140).
Звучит песня «Варяг» (если нет аудиозаписи, песню ребята могут спеть сами).
ВАРЯГ
Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают.
Готовьтеся к бою! Орудия в ряд
На солнце зловеще сверкают.
Свистит, и гремит, и грохочет кругом
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду...
В предсмертных мученьях трепещут тела...
Гром пушек, и дым, и стенанье,
И судно охвачено морем огня.
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в веках
Геройскую гибель «Варяга».
2. Подводные лодки «К-21» и «С-13» в годы Великой Отечественной войны (см. дополнительный материал).
Чтец.
Море - это не только
Валов поседевшие громады,
Море - это не только
Разгул оголтелых ветров.
Море - это походы,
Железное флотское «надо».
А коль надо, то каждый
К любому свершенью готов.
Слышишь, море не спит.
Это наших подводников слава,
Тех, кто в штормы любые
Идут, выполняя приказ.
Это мощь и свершенья
Людей боевого подплава.
Море вечной тревогой,
Как сердце пульсирует в нас.
VI. Беседа по теме.
- Как ты думаешь, почему призывники в современной армии, попавшие в Военно-Морской Флот, служат на год больше, чем в других родах войск?
- Какие фильмы посвящены подвигам, проблемам морского флота?
- Что вы знаете о причинах гибели подводной лодки «Курск»?
- Служил ли кто-нибудь из ваших родственников или знакомых в Морфлоте? Что они рассказывают о своей службе?
VII. Заключение.
- Пофантазируйте: каким будет российский флот через 10 (20, 50) лет? Что ждет его в будущем? Какими будут военные корабли?
Дополнительный материал
Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в русско-японской войне
28 января 1904 года Япония, стремясь захватить стратегическое превосходство на Дальнем Востоке и вытеснить Россию из Северо- Восточного Китая, объявила ей войну.
26 января корабли контр-адмирала Уриу на дальних подступах к нейтральному корейскому порту Чемульпо, обстреляли русскую канонерскую лодку «Кореец», которая держала курс на Порт- Артур. Три мощные торпеды не достигли цели, «Кореец» в спешном порядке развернулся и помчался в Чемульпо, где на рейде стояли кроме русского крейсера «Варяг» военные корабли Франции, Италии, Англии. В этот же день сюда из Шанхая прибыл американский военный агент, объявивший о начале войны между Россией и Японией.
В 9 часов на английском крейсере собрались командиры стоявших на рейде Чемульпо судов. Здесь же капитану В. Ф. Рудневу вручили письмо контр-адмирала Уриу, который «почтительно» просил русского командира: «...оставить порт Чемульпо с судами, состоявшими под Вашей командой, до полудня 9 февраля 1904 г., в противном случае я принужден буду атаковать Вас в порту».
Капитан Руднев принял решение не сдаваться, а предпринять попытку прорваться. Когда капитан вернулся на корабль, ни тени тревоги или растерянности не было на его суровом лице. Собрал офицеров и объявил им о своём решении: попытаться прорваться в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать судно. Офицеры единогласно поддержали командира.
Построив на палубе матросов, командир повторил им всё то, что сказал офицерам, и добавил: «Исполняйте ваши обязанности спокойно, точно, не торопясь, помня, что каждый снаряд должен нанести врагу вред...»
В 11 часов 20 минут крейсер «Варяг» и следом за ним канонерская лодка «Кореец» пошли в бой.
Иностранные военные матросы и офицеры смотрели на гордый ход «Варяга», за которым, не теряя стати, спешила канонерская лодка, чувствовали величие этого момента... И гордо звучал над волнами национальный русский гимн.
Два русских корабля, обречённые на гибель, шли из нейтрального рейда. Было в этой картине что-то нелепое: за могучим крейсером бежит, едва поспевая, небольшой кораблик. Зачем? И ход у «Корейца» малый, и пушки у него старые, и манёвренность плохая. Зачем он увязался за «Варягом»? Ведь только мешать будет в бою. И прорваться с этим тихоходом сквозь строй кораблей противника Рудневу никак не удастся. Зачем капитан взял с собой эту обузу? Ни один иностранный офицер не мог этого понять.
Шесть крейсеров и восемь миноносцев расположились поудобнее у бухты Чемульпо, перекрыв выход в открытое море. Контр- адмирал Уриу предложил Рудневу сдаться. Командир «Варяга» ничего не ответил, и в 11 часов 45 минут японский крейсер «Асама» открыл огонь. Русские не остались в долгу.
Битва разгорелась мгновенно. Со всех шести крейсеров летели на «Варяг» бомбы. Лодку японцы даже не сочли нужным трогать. Сначала крейсер.
С японских кораблей началась прицельная стрельба по «Варягу». Взрывом разрушило верхний мостик. В штурманской рубке полыхнул огонь. Не успели русские моряки принять меры, как прямым попаданием был убит младший штурманский офицер - граф Нирод. Все подчинённые графа, дальномерщики станции №1 либо погибли, либо получили тяжёлые увечье.
Враг пристрелялся. Снаряды всё чаще попадали в крейсер. То там, то здесь вспыхивали пожары. Люди носились по кораблю, тушили огонь, гибли под градом осколков.
«Варяг» продолжал сражение. Русским снарядом разрушило мостик на крейсере «Асама», тот временно прекратил стрельбу из- за возникшего на палубе пожара. За час жестокого боя, находясь под непрерывным массированным обстрелом, «Варяг» выпустил 1105 снарядов, нанёс большие повреждения другому вражескому крейсеру - «Чайоде». Кроме того, русские потопили один вражеский миноносец, а другой, изрядно потрёпанный, покинул поле боя...
Японские снаряды крошили палубу «Варяга», русские моряки тушили пожары, заряжали орудия и стреляли, стреляли по врагу. Возле острова Иодольми японский снаряд перебил рулевой привод. Осколками другого снаряда был ранен в голову командир корабля, убиты стоявшие рядом горнист, барабанщик. Снигирёв даже не сказал никому о ранении, остался в строю. Ординарец Руднева Чибисов, раненный в обе руки, сумел сам перевязать раны, остановить кровотечение - не покинул командира. По кораблю поползли слухи, что командир убит. Узнав об этом, Руднев, бледный от потери крови, без фуражки, в окровавленном мундире, выбежал на мостик и крикнул:
- Братцы! Я жив! Целься вернее!
Матросы обрадовались и стали еще ожесточеннее стрелять.
В 12 часов 25 минут дал течь котёл, затем показалась вода в угольной яме. В это время управление крейсером было переведено на ручной штурвал. Корабль слушался руля всё хуже и хуже. Вода в трюмах мешала. Быстрое течение потянуло крейсер на камни и мели близ Иодольми.
Руднев срочно дал задний ход. Японские корабли приблизились. Тяжёлым снарядом пробило левый борт под водой. Дыру залатали старший офицер Степанов и старший боцман Харьковский. Вода выкачивалась постоянно, но крен на левый борт увеличивался. Снаряд прошил иглой офицерские каюты, пробил палубу, влетел в дивизионное отделение - взорвались и загорелись мешки с мукой. Мичман Черниловский - Сокол - с Харьковским победили огонь.
Удивительный был бой! Сознающие свою обречённость, люди дрались с завидным хладнокровием и с завидной смекалкой. Великолепные мастера морского боя. Снаряд ворвался в лазарет, осколки разлетелись по помещению, загорелись койки - боцман и мичман уже здесь.
«Кореец» пытался оказать «Варягу» посильную помощь, но его снаряды никакого вреда японцам нанести не могли, и лодка прекратила стрельбу. Ни одного человека не потеряли на канонерской лодке, даже раненых, даже очень легко раненых здесь не было. Никакой видимой пользы не принесли «Варягу» матросы «Корейца». Но была моральная польза. Они не оставили своих соотечественников, пошли с ними на верную гибель, как всегда делали не только русские, но все честные воины. Они видели ад неравного сражения и...хотели умереть достойно. Но пушки у них стреляли совсем недалеко.
А «Варяг» уже не мог продолжать бой.
В 16.00, согласно ультиматуму контр-адмирал Уриу, на рейд должны были войти японские корабли, чтобы добить «Варяг» и «Кореец». В 12 часов 45 минут Руднев дал приказ, и «Варяг» поспешил к своему якорному месту, бросил якорь. Русский капитан решил отступить, чтобы продолжать бой. Осмотр судна показал, что «Варяг» не сможет продолжать сражение - слишком много серьёзных повреждений. На совещании офицеров крейсера было принято решение: «Варяг» затопить, «Кореец» взорвать на рейде.
До 16.00 оставалось менее двух часов. Иностранные корабли, готовые покинуть рейд, спускали на воду шлюпки с врачами и медработниками, отправляли их к непобеждённому русскому кораблю под флагом Красного Креста.
Японцы ждали. Результат часового боя обескуражил даже контр-адмирала. Он потерял 30 человек убитыми.
Героизм русских моряков взбудоражил всех иностранцев. Капитан Сенес оставался с Рудневым до 15 часов 55 минут. Наконец на катер сошёл часовой у флага боцман Пётр Оленин. Он был ранен в ногу, но не покинул свой пост ни на секунду. Командир и старший боцман ещё раз проверили, нет ли на корабле людей, и сели на французский катер. На «Варяге» трюмные специалисты открыли кингстоны... Крейсер с большим креном на левый борт медленно погружался в воду. Матросы и офицеры молча наблюдали тяжелую картину - гибель родного корабля. Многие плакали. В 18 ч 10 мин «Варяг» скрылся под водой.
Канонерскую лодку «Кореец» взорвали. Японцам не досталось ничего. Героический экипаж корабля до конца выполнил свой долг перед Родиной.
В 1905 г. «Варяг» был поднят японцами и после ремонта включён под названием «Сойя» в состав японского флота. В 1916 году был выкуплен Россией у Японии и получил своё прежнее название. В 1917 году находился на ремонте в Великобритании, после Октябрьской революции был продан официальными представителями России. Будучи перепродан на металлолом, затонул в 1920 г. во время перехода через Ирландское море.
Подводные лодки «К-21» и «С-13» в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны советские подводники во главе с опытными офицерами наносили чувствительные удары по боевым кораблям и судам противника. Героически сражались с врагом и моряки Северного флота. Корабли и авиация Северного флота непрерывно наносили мощные удары по кораблям противника как в открытом море, так и на базах.
Захватив инициативу на море, Северный флот вынудил гитлеровское командование держать свои корабли по большей части в безопасных фьордах норвежского побережья.
Не однажды фашистское морское командование принимало решение громить караваны судов, направляющихся в Мурманск. Но часто их попытки пресекались умелыми действиями советских моряков.
Как-то на перехват одного из караванов из Альтен-фьодра в открытое море вышла эскадра надводных немецких кораблей во главе с новеньким фашистским линкором «Тирпиц» и тяжелым крейсером «Адмирал Шеер».
Командир советской подводной лодки К-21 капитан 2-го ранга Н. А. Лунин получил приказ - атаковать фашистских пиратов.
В каких только переделках не побывала «катюша» Николая Лунина в горячем 42-м! Успешно торпедированы семь вражеских кораблей, пять из которых затонули на глазах у командира лодки, оказана помощь гибнущей субмарине «Щ-402»... Но, пожалуй самым эффектным боевым эпизодом того времени для «К - 21» стала атака линкора «Тирпиц» в июле 1942 г.
27 июля 1942 г. радист лодки принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ». В районе острова Игней, куда немедленно направил лодку командир, её догнало ещё одно сообщение: на перехват конвоя движется фашистская эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер» - гордостью германского флота. Тут же из штаба последовал приказ: «Найти, атаковать и уничтожить!»
Лунину предстояло отыскать немецкую эскадру. Но как? Помогла наблюдательность.
Каждое утро ровно в 8.00 вблизи острова Игней проносились немецкие самолёты-разведчики. Через восемь часов они прилетали сюда с повторным визитом. Проходила ещё треть суток, и всё, словно по расписанию, повторялось снова. К немецкой пунктуальности на «К-21» успели привыкнуть: трижды за сутки, ожидая появления авиации противника, лодка уходила на глубину». И вдруг что-то изменилось. Всего за четыре дня поисков «Тирпица» субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектора обзора, обнаружила свыше полусотни немецких самолётов и сделала 48 срочных погружений. Фашистская авиация стала просматривать район гораздо чаще, причём исключительно со стороны Альтен фьорда. «Именно оттуда и следует ожидать появления эскадры», - справедливо предположил Лунин. 5 июля гидроакустик доложил командиру о приближающемся шуме винтов.
Решение пришло почти мгновенно: поднырнуть под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор «Тирпиц». То, что Лунин остановил свой выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. «Тирпиц», вошедший в строй в 1941 году, был братом-близнецом прославленного «Бисмарка». Линкор «Тирпиц» был сколь огромным, столь и мощным. Кроме того, линкор вооружили парой трёхтрубных торпедных аппаратов и сложной системой противоминной защиты. Неудивительно, что «Тирпицу», равно как и «Адмиралу Шееру», дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции. Никогда Лунину не приходилось выполнять столь сложного маневрирования. При выходе на боевую позицию командир должен был постоянно учитывать противолодочный зигзаг эскадры. И вот уже «Тирпиц» на контркурсе с лодкой, а до точки залпа - не более трёх минут хода на 20-узловой скорости. В это мгновение на линкоре в который раз взвились сигнальные флажки: значит, сейчас он опять повернёт, изменив курс. «Только бы не влево!» - загадывает желание Лунин, понимая, что в противном случае операция сорвётся. Какая удача! Линкор повернул вправо, дистанция до него стала сокращаться ещё быстрее. Но вот досада, курсовой угол линкора стал очень острым, всего 5-7 градусов. И вновь лодка маневрирует, чтобы как можно скорее привести «Тирпиц» под кормовой залп.
Лунин не отходит от перископа. Готово! Сейчас линкор прямо на визире. Тут же раздаётся командирская команда: «Аппараты - пли!» Акустик «К-21» слышит гулкие взрывы двух торпед, посланных в цель старшим матросом И. Жуковым. Шум винтов тотчас усиливается. Шумы перешли на кормовые углы. Теперь у Сметанина нет никаких сомнений в том, что враг торпедирован. Но когда лодка всплывает на поверхность, горизонт уже чист, лишь вдалеке маячит лёгкий дымок удаляющейся эскадры...
Позже английская разведка донесла: залп с «К-21» причинил «Тирпицу» серьёзные повреждения, ремонт будет длительным и сложным. Только через 14 месяцев гигант «Тирпиц» смог снова выйти в море.
Также прославился и другой балтийский подводник, командир лодки «С-13», капитан 3-го ранга А. И. Маринеско. На Балтике воевало 13 «эсок». Уцелела только одна - под «несчастливым» номером 13. Экипаж под командованием Маринеско потопил почти шестую часть того, что за всю войну потопили все остальные подводники Балтики.
Вначале Маринеско командовал «малюткой» - «М-96». От этих лодок особых подвигов не ждали: и автономность плавания у них невелика, и запас торпед мал. Однако Маринеско и на «малютке» потопил фашистский транспорт водоизмещением 7000 тонн. Минуя сеть мин, его лодка высадила десант в тылу врага. Капитана 3-го ранга перевели служить на «С-13». И в первом же выходе с новым командиром эта лодка отправила на дно вражеский транспорт...
30 января 1945 года «С-13» выследила один из крупнейших транспортов фашистской Германии «Вильгельм Густлов», на борту которого находились более 7000 высокопоставленных гитлеровских чиновников, генералов, высших офицеров, и среди них - 3700 офицеров для укомплектования 70 новейших подводных лодок, на которые фашистское командование возлагало особые надежды.
«Атака века» - так мировая печать назвала потопление «Густ- лова», а у нас Маринеско назвали «подводником №1».
Узнав о гибели «Густлова» и о том, кто это сделал, Гитлер пришел в страшную ярость и, назвав Маринеско своим личным врагом, приказал сделать все возможное, чтобы уничтожить зловредную подводную лодку.
А «С-13» после потопления «Густлова» на базу не спешила и 9 февраля торпедировала крейсер, охраняемый шестью эсминцами. На борту его было 3600 гитлеровских солдат и офицеров.
«Александр Маринеско, - отмечал с восхищением нарком Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов, - за один поход уничтожил целую дивизию!»
Похожие статьи:
Театрализованная игровая программа в летнем лагере. Сценарий
Конкурс в летнем лагере «Самый, самый»
Нет комментариев. Ваш будет первым!