Коллективные творческие дела. Сценарии для детского лагеря
Интересные КТД для детского лагеря.
КТД — это совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону Всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.
КТД выполняется и организуется: задумывается, планируется, оценивается.
Семья — семь «Я»
Рекомендации для вожатого: проводить игру с детьми от 11 лет, но можно адаптировать и для детей младшего возраста.
Идея КТД: «Семья — фундамент общества».
Игровой сюжет. «Семьи» путешествуют в поисках семейного счастья. На их пути встречается множество реальных семейных проблем, которые необходимо разрешить в семейном кругу для сохранения мира и благополучия — «хорошей погоды в доме».
Во время путешествия «семья» выстраивает свой символический «семейный дом» из «кирпичиков», которые получает на игровых станциях за правильно найденные компромиссные решения предложенных проблем.
Правила игры:
1. Каждую команду («семью») по маршруту ведет «глава семьи». Он определяет маршрут «семьи», выбирает свободные игровые станции, определяет время посещения «строительной площадки».
2. Прохождение всех игровых станций на маршруте необязательно. Игра имитирует реальные условия, поэтому по пути следования «семья» должна быть готова к любым неожиданностям. Игровое пространство — территория лагеря, отрядные места, рабочие кабинеты.
3. На игровых станциях работают игротехники. Им дано право задавать ситуацию и оценивать решение «семей». За правильное и оперативное решение «семья» получает символический «кирпичик». Игротехник следит за временем выполнения заданий, не допускает столпотворения «семей» на своей игровой станции.
4. Время пребывания на станции — не более 3 минут. Оцениваются быстрота и правильность ответа, умение найти компромиссное решение «семейных» проблем.
Подготовительный этап
Участники объединяются в «семьи» по семь человек.
Принципы формирования команд «семей»:
• Состав «семьи» формируется по принципу добровольности.
• В состав «семьи» должны входить девочки и мальчики, юноши и девушки (семья должна быть полноценной).
• В составе «семьи» должны быть распределены роли: глава семьи, мать, дети, бабушка, дедушка.
• Каждая «семья» должна придумать себе фамилию, девиз и зарегистрироваться в регистрационной службе.
После регистрации «глава семьи» получает маршрутный лист и каркас «дома» (см. рис.), на который «семье» предстоит клеить заработанные «кирпичики».
С этого момента «семья» начинает строить свой «дом» — зарабатывать «кирпичики» на игровых станциях.
Именно такой «дом» должна построить «семья» в конце игры. Первоначально «семья» имеет прочный «фундамент» и макет «стены» этого «дома». На «строительных площадках» «стена» заполняется «кирпичиками» красного цвета. «Крыша дома» вручается «семье» в приемной комиссии в конце игры.
Задания для игровых станций.
1. Ситуация. Семье предлагается семь атрибутов американского образа жизни, навязываемых жителям нашей страны: Coca-Cola, Спилберг, куриные окорочка, рэп, McDonalds, «Санта-Барбара», Том и Джерри.
Задание: предложите семь отечественных атрибутов взамен американских.
2. Ситуация. В вашей семье третий месяц живет итальянский мальчик. Под Рождество он стал выбрасывать с балкона...
Задание: сказать, что выбрасывал итальянский мальчик и почему.
3. Задание: из 10 предметов следует указать пять, так или иначе имеющих отношение к Франции: шампанское, парфюм, берет, шпага, паспорт, паспарту, ручка, часы, очки, блокнот.
4. Задание: придумать и нарисовать эмблему своей семьи на бумаге.
5. Задание: обсудить и назвать три самых лучших телепередачи для своей семьи (с точки зрения пользы, культуры, информативности, эстетичности).
6. Ситуация. Зима. Гололед. Ребенок шел из школы домой, поскользнулся, упал на правую руку. Дома вы увидели неестественное положение руки в области сустава.
Задание: какая первая помощь необходима ребенку?
Дополнительное задание: что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение из носа?
7. Ситуация. Ваша семья выехала отдыхать на природу, но любимое место уже занято, и отдыхающие там ведут себя непорядочно (разбрасывают мусор и пустые бутылки, ломают кусты для костра).
Задание: составьте план ваших действий (из пяти пунктов).
Дополнительное задание: сформулируйте пять основных правил поведения вашей семьи на природе.
8. Ситуация. Глава вашей семьи занимает высокий пост. Он преуспевающий, респектабельный, деловой человек и баллотируется в Государственную думу. Сына главы семьи в последнее время часто видят в сомнительных компаниях. Поведение сына влияет на имидж отца накануне выборов.
Задание: разберите ситуацию на семейном совете и примите решение.
9. Ситуация. Случайно стало известно, что ваш 14- летний сын начал курить. Вся семья обеспокоена этим.
Задание: предложите здравое решение этой проблемы.
10. Ситуация. Наступил день рождения вашего ребенка. К 15 часам накрыли стол, но гостей нет. В 15.30, не дождавшись никого, именинник уходит в свою комнату со слезами на глазах и закрывает дверь на ключ.
Задание: исправьте ситуацию.
11. Ситуация. Ваш сын ушел гулять до 21 часа, но вернулся только в двенадцатом часу, побитый своей компанией.
Задание: назовите свои первые пять действий в этой ситуации.
12. Ситуация. Ваша семья приходит в китайский ресторан, выбирает в меню блюда, но официанты понимают только по-китайски.
Задание: объясните мимикой и жестами то, что вы хотите заказать.
13. Задание: каждый член семьи независимо от остальных отвечает на вопрос компьютерной игры «Великолепная семерка». (Правильные ответы подчеркнуты.)
Вопросы:
• Определите степень родства — отец внука: а) сын: б) дед; в) тесть; г) сосед.
• Сколько будет два плюс два и умножить на два: а) 8; б) 6; в) 4; г) 2.
• Кто автор этих слов: «Безумству храбрых поем мы песню»: а) Лермонтов; б) Горький; в) Маяковский; г) Пастернак.
14. Ситуация. У 10-летней дочери скоро день рождения. Она хочет, чтобы ей подарили котенка, а у старшего сына аллергия на шерсть.
Задание: найдите компромиссное решение данной проблемы.
15. Ситуация. В вашей семье родился третий ребенок — мальчик. Все рады. Дедушка хочет назвать его
Володей, бабушка — Дмитрием, мама — Денисом, а отец — В л ад ом.
Задание: помогите ребенку обрести имя.
16. Задание: вы должны ответить на 5 вопросов, чтобы получить «кирпичик».
Семья попадает на телевикторину «Счастливый случай», участвует в конкурсе «Блиц».
Примерные вопросы:
• Фамилия последнего русского царя? (Романов)
• Фамилия первого русского царя? (Рюрикович)
• Славянский Зевс? (Перун)
• Год начала Второй мировой войны? (1939 год)
• Орудие для метания камней? (Катапульта)
• Какая война началась 1 сентября? (Вторая мировая война)
17. Задание: перевести слова с немецкого на русский без помощи словаря.
Варианты слов:
Bucht (бухта) Platz (плац)
Trasse (трасса) Herzog (герцог)
Rang (ранг) Offizier (офицер)
Panzer (панцирь) Rakete (ракета)
Ловушки
В игре также организованы «ловушки». Участники игры не знают об их существовании. Варианты «ловушек»:
1. Российско-японский банк «Сакура». Банк принимает «кирпичики» на 1 час под 100%, т. е. сдаете 5 «кирпичиков» — через час получаете 10 «кирпичиков». Однако через 50 минут на месте этого банка появляется российско-американский банк «Домовой», который не отвечает за действия банка «Сакура», а предлагает свои «услуги».
2. Участник локальных войн просит помощи на лечение. Если семья помогает «кирпичиком», то получает от него два «кирпичика».
3. Электрик-телефонист, который работает в игровом пространстве и просит помочь: подать пассатижи, отнести стул в зал торжеств и т. д. Помогли электрику — заработали «кирпичик».
4. Молодая мать-одиночка с ребенком на руках просит «кирпичик» на строительство дома. Если семья отдает «кирпичик», то взамен получает только слова благодарности.
Завершение игры
После двухчасовой работы на маршруте участники игры собираются в зале торжеств, «главы семей» сдают маршрутные листы в приемную комиссию.
Определив результаты, руководитель игры приглашает на сцену «глав семей», набравших максимальное количество «кирпичиков» и вручает им «крыши дома» «Главы семей» проводят пресс-конференцию, отвечая на вопросы ведущего и зрителей.
Руководитель проводит анализ игры и приглашает на сцену всех участников, чтобы те высказали свои замечания, пожелания, поделились впечатлениями.
Ведущий (заключительные слова). Сейчас «главы семей» получат на память «домики», которые строила «семья», но теперь у «домика» есть еще и «крыша». Под своей «крышей» вы всегда найдете друзей, тепло и понимание! Здесь вам всегда будут рады и всегда помогут! Чтобы каждый участник игры сохранил память о своей игровой «семье», всем вручаются сувениры с напутствием: «Какая погода будет в вашем доме — зависит от вас!». Игра закончена!
Наталья Ивановна Шатова
|