Рождество Христово. История праздника кратко для школьников
Рождество - 7 января (25 декабря)
В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег кружит в свете ярких праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет пышные ветви пальм, и Санта Клаусам невыносимо жарко в их зимних красных шубах — повсюду, где преобладающей религией является христианство, празднуется Рождество, в России — это самый популярный праздник после Нового года. Сегодня Рождество в постсоветских странах отмечают не только люди верующие, но и те, кто посещает церковь раз в год — на Пасху, и даже убежденные атеисты.
Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии — Кэролы, в Германии — Святые вечера, на Украине и в Белоруссии — Коляды, в России — Святки.
Эти праздники — сплав прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей.
Объединяет же их одно — это дни всеобщей любви и добра.
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время свершения добрых дел. В России в святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.
Из истории праздника
Рождество Христово — один из самых больших праздников христианства. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме.
В Восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в Западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающегося для людей с рождением Иисуса Христа.
К рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.
В IV веке были окончательно сформированы правила празднования Рождества Христова. Если навечерие праздника выпадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются Царские Часы вспоминаются различные ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову.
После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог».
В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется рождественский кондак «Дева днесь...», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.
Красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа.
В католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса. Сооружается вертеп (т. е. пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.
И в католицизме, и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народными гуляниями, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным веселием.
Как праздновали Рождество и Святки на Руси
Христианство пришло к нам в X веке из Византии, вытеснив древнеславянское понятие об устройстве мира языческими богами, но, слившись с древнеславянской куль турой, дало исключительно своеобразное явление Некоторые христианские святые и библейские пророки сознании славян приобрели черты и функции древних племенных богов, благодаря чему языческие празднества, став христианскими, сохранили элементы дохристианской обрядовости.
Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю). У древних славян примерно в это же время года был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния — «Коляда» стал как бы открывать череду рождественских праздников (с 7 по 17 января), которая называлась «Святки».
Разговлялись после Рождественского поста за пышным, по-русски щедро накрытым столом, где были и поросята со всякими добавками и начинками, и пироги, и другие лакомства. Во время праздничного застолья хозяин загадывал об урожае. Из снопа вытаскивали, не глядя, стебель. Если он был толстым, хлеб уродится, если тонким — готовься к недороду.
Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Хозяйки хранили их до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивали в святой воде и давали скоту. Очевидно, корни этого обычая уходят в языческие времена, когда люди поклонялись животным. Первые письменные упоминания о нем встречаются в документах XII века. Козули, впрочем, — не только рождественское угощение, но и талисман. Коза, например, считается символом изобилия и достатка в доме, корова — хорошего урожая и плодородия, олень несет долголетие и счастье, а «тетера с птенцами» — счастливое материнство.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она несла кошель для пирожного сбора, предводительствовала толпой, а после распоряжалась дележом сбора.
Невозможно представить Святки без колядок. Коляда был у язычников богом пиршеств и мира. Колядовщиков нельзя было не принять еще и потому, что можно было услышать немало неприятного в свой адрес. Но праздничное настроение делало людей щедрыми, добрыми, гостеприимными и колядовщиков, как правило, обильно угощали.
Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с большим удовольствием выслушивала колядки.
Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряжением, Иорданью — водосвятием на Крещение. «Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски».
Несколько недель, отделяющих Крещение от Масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными.
В народном календаре выделяется неделя «всеядная», или «сплошная», названная так в силу того, что церковь разрешает употребление скоромной пищи в течение всей этой недели, даже в среду и пятницу — традиционные постные дни. Последняя неделя Рождественского мясоеда называлась «пестрой». Иногда погоду масленицы определяли по «пестрой» неделе: «Какова пестрая, такова и масляна». По церковному уставу в среду и пятницу на «пестрой» неделе полагается пост, т. е. вводится пестрота — «мясоястие перемежается с постом».
Название недели, придуманное народом, было обусловлено церковными правилами. Закрепившись, название «потянуло» за собой комплекс значений, которыми наделено слово «пестрый» в русском языке, — ненадежный, неоднородный. Это привело к некоторым запретам, оценкам действий, совершаемых на данной неделе: «пестрая» неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для тех, кто вступает в брак, поэтому в эти дни старались не свататься, не венчаться.
Похожие статьи:
Рождество. Сценарий Рождества для детей
Рождественские открытки своими руками
Нет комментариев. Ваш будет первым!