Наши конкурсы
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Рождество Христово. История праздника кратко для школьников

Рождество Христово. История праздника кратко для школьников

Рождество - 7 января (25 декабря)

В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег кружит в свете ярких праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет пышные ветви пальм, и Санта Клаусам невыносимо жарко в их зимних красных шубах — повсюду, где преобладающей религией является христианство, празднуется Рождество, в России — это самый популярный праздник после Нового года. Сегодня Рождество в постсоветских странах отмечают не только люди верующие, но и те, кто посещает церковь раз в год — на Пасху, и даже убежденные атеисты.

Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии — Кэролы, в Германии — Святые вечера, на Украине и в Белоруссии — Коляды, в России — Святки.

Эти праздники — сплав прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей.

Объединяет же их одно — это дни всеобщей любви и добра.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время свершения добрых дел. В России в святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.

Из истории праздника

Рождество Христово — один из самых больших праздников христианства. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме.

В Восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в Западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающегося для людей с рождением Иисуса Христа.

К рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

В IV веке были окончательно сформированы правила празднования Рождества Христова. Если навечерие праздника выпадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются Царские Часы вспоминаются различные ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову.

После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог».

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется рождественский кондак «Дева днесь...», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа.

В католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса. Сооружается вертеп (т. е. пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме, и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народными гуляниями, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным веселием.

Как праздновали Рождество и Святки на Руси

Христианство пришло к нам в X веке из Византии, вытеснив древнеславянское понятие об устройстве мира языческими богами, но, слившись с древнеславянской куль турой, дало исключительно своеобразное явление Некоторые христианские святые и библейские пророки сознании славян приобрели черты и функции древних племенных богов, благодаря чему языческие празднества, став христианскими, сохранили элементы дохристианской обрядовости.

Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю). У древних славян примерно в это же время года был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния — «Коляда» стал как бы открывать череду рождественских праздников (с 7 по 17 января), которая называлась «Святки».

Разговлялись после Рождественского поста за пышным, по-русски щедро накрытым столом, где были и поросята со всякими добавками и начинками, и пироги, и другие лакомства. Во время праздничного застолья хозяин загадывал об урожае. Из снопа вытаскивали, не глядя, стебель. Если он был толстым, хлеб уродится, если тонким — готовься к недороду.

Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Хозяйки хранили их до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивали в святой воде и давали скоту. Очевидно, корни этого обычая уходят в языческие времена, когда люди поклонялись животным. Первые письменные упоминания о нем встречаются в документах XII века. Козули, впрочем, — не только рождественское угощение, но и талисман. Коза, например, считается символом изобилия и достатка в доме, корова — хорошего урожая и плодородия, олень несет долголетие и счастье, а «тетера с птенцами» — счастливое материнство.

По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она несла кошель для пирожного сбора, предводительствовала толпой, а после распоряжалась дележом сбора.

Невозможно представить Святки без колядок. Коляда был у язычников богом пиршеств и мира. Колядовщиков нельзя было не принять еще и потому, что можно было услышать немало неприятного в свой адрес. Но праздничное настроение делало людей щедрыми, добрыми, гостеприимными и колядовщиков, как правило, обильно угощали.

Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с большим удовольствием выслушивала колядки.

Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряжением, Иорданью — водосвятием на Крещение. «Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски».

Несколько недель, отделяющих Крещение от Масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными.

В народном календаре выделяется неделя «всеядная», или «сплошная», названная так в силу того, что церковь разрешает употребление скоромной пищи в течение всей этой недели, даже в среду и пятницу — традиционные постные дни. Последняя неделя Рождественского мясоеда называлась «пестрой». Иногда погоду масленицы определяли по «пестрой» неделе: «Какова пестрая, такова и масляна». По церковному уставу в среду и пятницу на «пестрой» неделе полагается пост, т. е. вводится пестрота — «мясоястие перемежается с постом».

Название недели, придуманное народом, было обусловлено церковными правилами. Закрепившись, название «потянуло» за собой комплекс значений, которыми наделено слово «пестрый» в русском языке, — ненадежный, неоднородный. Это привело к некоторым запретам, оценкам действий, совершаемых на данной неделе: «пестрая» неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для тех, кто вступает в брак, поэтому в эти дни старались не свататься, не венчаться.

Похожие статьи:

Стихи о Рождестве для детей

Рождество. Сценарий Рождества для детей

Что подарить на Рождество

Рождественские забавы

Рождественские открытки своими руками

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!