Рассказ про Рождество Христово для школьников 6-8 класса
Рождество Христово (7 января/25 декабря). История происхождения праздника
Рождество... Многим смысл этого слова или незнаком, или они имеют о нем очень смутное представление. А между тем до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное богослужение. Россияне еще накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую елку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно — при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омелы) была символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.
Не случайно Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Действительно, рождением Иисуса Христа — Сына Божьего, Спасителя мира — начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресение. Значение этой святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова.
Прежде чем рассказать о том, как праздновали наши прадеды Рождество, обратимся к Библии, а точнее, к евангельским историям рождения Иисуса Христа.
В 10 километрах от города Иерусалима находился небольшой городок Вифлеем. Там в семье благочестивых родителей родилась Дева Мария. С трех лет она воспитывалась в храме, после выхода из которого в 14-летнем возрасте дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу.
Священники вручили Пресвятую Деву 80-летнему старцу, вдовцу Иосифу, который уже имел взрослых детей и был Марии вместо отца. Как-то в дом Иосифа, где жила Дева Мария, явился архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом.
Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол...»
В 746 году от основания Рима император Цезарь Август, желая узнать, сколько у него подданных, приказал переписать всех людей, живших в его государстве.
Велел он сделать эту перепись и евреям, которые жили тогда в Иудее и управлялись наместником Августа — царем Иродом.
Тогда все пошли записываться, каждый в свой родной город.
Старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария, которые были потомками царя Давида, отправились в город Вифлеем, где родился когда-то царь Давид.
Прибыли они в Вифлеем поздно вечером и не могли найти себе места в городе для ночлега, потому что по случаю переписи в нем было слишком много приезжих. Пресвятая Дева Мария и Иосиф нашли себе приют среди гор, в пещере, куда пастухи загоняли свои стада в плохую погоду.
В этом-то убогом пристанище, вдали от людей, в святую ночь 747 года от основания Рима, или 5503 года от Сотворения мира, и свершилось величайшее таинство Богоявления — Рождение Христа Спасителя.
Божия Матерь спеленала Младенца и положила Его в ясли, на сено. Так исполнилось предсказание пророка, который говорил, что Иисус Христос родится в Вифлееме.
Была тихая, ясная ночь. Все спало кругом, и никто не знал о том, что произошло. Не спали только пастухи, охранявшие свои стада около Вифлеема.
Вдруг им явился ангел Господень, окруженный невиданным светом. Пастухи испугались, но ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость для всех людей. В Вифлееме родился обещанный Богом Спаситель мира Иисус Христос. Вы найдете Младенца, спеленатого и лежащего в яслях».
И внезапно появилось в небесах множество других ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках (среди людей) благоволение».
Потрясенные пастухи решили пойти в Вифлеем и посмотреть, что же случилось. Необычайный свет от пещеры, находившейся недалеко от городских ворот, привлек их внимание. Заглянув туда, они нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему как Богу, а Матери Его рассказали о случившемся в поле.
«Новорожденную надежду Израиля» праведный Иосиф, нареченный отец, назвал, как и было возвещено архангелом, греческим словом «Иисус». По-еврейски «Иисус» звучало как «Иего-
В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе зажглась большая, яркая звезда. Эту звезду увидали три мудреца, которые жили далеко от Вифлеема, — и поняли, что родился на земле кто-то великий. Они быстро собрались в дорогу, пришли в Иерусалим и спросили: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Царь же еврейский, Ирод, узнав о цели их приезда, испугался, что новорожденный отнимет у него власть над царством, и решил тайно убить Младенца Христа.
Зная, что по предсказаниям пророков Младенец Иисус должен родиться в Вифлееме, он сказал мудрецам: «Пойдите узнайте все о Младенце, и, когда найдете Его, — известите и меня, потому что и я хочу пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод хотел узнать только место, где находится Христос, чтобы послать туда своих людей убить Его.
Волхвы обещали Ироду исполнить его просьбу и отправились в Вифлеем. Звезда опять сияла в небе и шла перед волхвами, точно указывая путь странникам, и вдруг остановилась как раз над тем местом, где был святой Младенец. Волхвы обрадовались, вошли в дом, увидали Младенца с Марией и, упавши на колени, поклонились Ему и принесли Ему свои дары — золото, ладан и смирну (душистую смолу).
В следующую ночь волхвам явился во сне ангел и велел им не возвращаться назад через Иерусалим, так как царь Ирод ждал вестей о Младенце, чтобы убить Его, и они тогда вернулись к себе домой другим путем.
В то же время и старцу Иосифу явился другой ангел Господень и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги с ними в Египет и оставайся там, пока я снова не явлюсь тебе, — потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф послушался ангела и ушел с Божией Матерью и Младенцем в Египет и оставался там, пока не умер царь Ирод.
Ирод же, почувствовав себя осмеянным и обманутым волхвами, очень разгневался и велел слугам своим убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, надеясь, что среди них погибнет непременно и младенец Иисус. Он и не подозревал того, что Христос находится уже далеко от Вифлеема — в Египте.
Когда родился Христос, все сотворенное Богом захотело принести Ему дары: «Ангелы Божии принесли Ему свое пение, небеса принесли Ему в дар новую звезду, земля дала пещеру, в которой родился Христос, и ясли, в которые он был положен; волхвы принесли Ему золото, ладан и смирну, а мы, люди, дали Господу Его Пресвятую Матерь, Богородицу, потому что она была от нашего человеческого рода».
Такова евангельская история рождения Христа.
Мы, люди, все время благодарим Спасителя за то, что Он пришел на землю и спас Своею жизнью с людьми всех людей. Мы приносим Христу свои молитвы и хвалу вместе с ангелами. А в день, когда мы празднуем праздник Рождества Христова, мы особенно славим Бога и благодарим Его за Его рождение на земле.
Рождество Христово — один из самых светлых христианских праздников. Весь христианский мир отмечает его с особым благоговением.
Праздник Рождества Христова считается вторым праздником после Пасхи — на Востоке, на Западе же — первым. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост.
В этот период христиане каются и больше молятся, читают Закон Божий, воздерживаются от приема «скоромной» пищи, то есть от мяса, молока, яиц, и едят только «постную» пищу, то есть растительную: хлеб, овощи, фрукты. Канун, или день навечерия, праздника проводится в строгом посте. Этот день называют Рождественским сочельником, так как в это время едят сочиво — сушеные хлебные зерна, размоченные водой. Чаще же сочиво — это рисовый или ячменный взвар с медом, ягодами или плодами.
Наши предки вспоминали звезду — благовестницу Рождества Христова — и поэтому придерживались правила: не есть до появления первой звезды.
В одних городах и селах эта вечеря, согласно уставу церкви, обыкновенно носила скромный характер, в других — на этой вечере принято обильно угощаться, и от этого обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно назывался богатою кутьею. Кроме кутьи (варенные в меду или сахаре рисовые или другие зерна), необходимой принадлежностью этого угощения был «узвар» (взвар), то есть сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде.
Перед началом трапезы зажигали лампадки и восковые свечи, читали молитвы, стол убирали сеном или соломой, и затем все семейство принималось за обильное угощение.
Поскольку Младенец Иисус был положен в ясли, сочельник также начинали с обычая, напоминавшего об этом событии. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, после чего старший в доме прикреплял зажженную свечку к хлебу и выходил во двор. Возвратившись с охапкой соломы или сена, он застилал ею избу, в том числе передний угол, лавки. Стол покрывался чистым полотенцем. Под иконами ставили необмолоченный сноп ржи (как символ нового урожая) и кутью, и, помолившись, все садились за стол.
В южнорусских краях, например, дожил до середины XX века обычай зажжения костров накануне Рождества. А в сам праздник с утра происходило «обсевание» изб, которое совершали пастухи. Обходя дома, они поздравляли хозяев с праздником и разбрасывали по избе горсть овса, приговаривая при этом: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток!» «Ягнята за лавочкою, теляти у лавочки, а поросятки по всей избе!»
Следует сказать, что на Руси не было ни одного празднования, которое бы сопровождалось таким богатством обычаев, обрядов, примет и всего прочего, как так называемые Святки. Начавшись 25 декабря (ст. стиль), они продолжались обыкновенно до 5 января (ст. стиль) следующего года — до Крещения.
Сейчас в наш быт возвращаются многие старинные обряды. Попробуйте принять описание игрищ наших предков не как историческую справку, а как руководство к действию.
В некоторых деревнях Псковской губ., например, перед полуночью собирались в избе стар и млад. Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой — обычно подросток или мальчик — надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками и обшитую галунами. «Старик» — уходящий год — садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка — Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый год при общих криках, насмешках, погоняемый голиком, выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра:
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Дети, приплясывая, выкрикивали:
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из пресного теста: «В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Эти фигурки хозяйки хранили до Крещения, на Крещение, после водосвятия, размачивали их в святой воде и отдавали скоту».
По мнению некоторых духовных лиц, вкушением указанных блюд (взвар и кутья) символически выражается рождение (взвар обыкновенно варится по поводу рождения ребенка) и уход Спасителя (кутья бывает при похоронах); соломой же и сеном напоминают место рождения Спасителя — ясли, в которые Он был положен после рождения.
После вечери крестники шли к крестным отцам и матерям, поздравляли их с праздником, несли кутью, пироги и получали сами угощение и деньги. Если почему-то в селе не было крестного отца или матери, то крестники приходили с поздравлениями к их родственникам.
Сочельник, или сочевник, как уже говорилось, получил название от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, обязательное для этого вечера. Готовится оно из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позднее — риса.
В Рождественский сочельник церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения, до первой звезды — в память о звезде Вифлеемской.
Празднование Рождества Христова церковью установлено еще с IV века, между Восточной и Западной церквами устанавливается единство относительно времени празднования, а именно — 25 декабря.
Впервые в таком виде праздник Рождества Христова был введен в церкви Константинопольской; произошло это в восьмом десятилетии IV века (377—380 гг.). Этому особенно способствовал своей энергией и силой красноречия святой Иоанн Златоуст. Отсюда этот праздник распространился по всему православному Востоку.
Первоначальная и основная цель установления праздника — это воспоминание и прославление рождения Господа нашего Иисуса Христа, плоть во плоти от Пресвятой Девы Марии. В V веке для этого праздника были написаны священные песнопения.
Праздник Рождества Христова — это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы.
Поэтому день Рождества Христова — второй по значимости после Пасхи.
Рождественская звезда
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то.
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени,
Словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево,
От яслей рукой отодвинул волхва.
И тот оглянулся.
С порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Борис Пастернак
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!